Новости

От полученных травм мужчина скончался на месте.

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Старой вере нет нового места

01.03.2008
Челябинскому старообрядческому храму исполнилось 100 лет, но реликвии хранить негде

Согласно историческим источникам, первые старообрядцы поселились на берегах реки Миасс задолго до официального основания Челябинска. Причина исхода из центральных областей России и расселения на Севере и за Уралом - гонения, которым старообрядцы были подвергнуты за нежелание отказаться от обычаев и традиций древнерусского православия, исправлять тексты богослужебных книг, за двуперстие и т.д. Поскольку одним из духовных центров старообрядчества стал Выговский монастырь в Карельском поморье, где был принят Устав поморской службы, Древлеправославная церковь стала именоваться поморской.
Поморская старообрядческая община существует в Челябинске по сей день.

Челябинскому старообрядческому храму исполнилось 100 лет, но реликвии хранить негде

Согласно историческим источникам, первые старообрядцы поселились на берегах реки Миасс задолго до официального основания Челябинска. Причина исхода из центральных областей России и расселения на Севере и за Уралом - гонения, которым старообрядцы были подвергнуты за нежелание отказаться от обычаев и традиций древнерусского православия, исправлять тексты богослужебных книг, за двуперстие и т.д. Поскольку одним из духовных центров старообрядчества стал Выговский монастырь в Карельском поморье, где был принят Устав поморской службы, Древлеправославная церковь стала именоваться поморской.

Поморская старообрядческая община существует в Челябинске по сей день. Она активно работает.

Старая вера - в объеме выставки

Члены общины выступают с лекциями перед студентами, участвуют в научных конференциях и археологических экспедициях, передают в дар государству бесценные реликвии (челябинские старообрядцы, например, недавно передали в дар Уральскому университету 50 печатных и 14 рукописных книг). Последняя акция общины - организация в музее книги Челябинской государственной академии культуры и искусства выставки "Старая вера, или Русское древлеправославие". Представленные на выставке книги, иконы, предметы быта возвращают нас к истокам национальной культуры, образы которой совсем не похожи на костюмированные сюжеты из русской истории, которыми наводнено сегодня пространство отечественных телеканалов. Посетители выставки могут познакомиться с кириллическими книгами, узнать, что такое погласица (особое распевное чтение), прикоснуться к духовным обрядам и традициям России XVII века.

Экспонаты старообрядческой культуры интересны не только историкам и культурологам. Каждая из сохраненных старообрядческих книг, нотных записей, икон являет собой пример еще и человеческого мужества. Советское государство преследовало старообрядцев жестче, чем в свое время патриарх Никон, и Южный Урал не был исключением. Многочисленные старообрядческие храмы и часовни были осквернены или разрушены, а сами старообрядцы, не отступившие от традиций веры, заключались в лагеря и тюрьмы. Член Челябинской поморской старообрядческой общины Ф.С. Белозерова, с которой я познакомилась несколько лет назад, рассказала мне о судьбе отца, сгинувшего в лагерях только за свои религиозные убеждения. И таких примеров было множество.

Сейчас время собирать камни. 35 лет назад со старообрядчества снята анафема, они относятся к числу официально признанных религиозных организаций. Но отношение к ним со стороны городских властей изменилось мало. Одна из самых многочисленных когда-то в Челябинске общин (около двух тысяч человек, по данным 1908 года) сегодня не имеет даже места для молитв. Старый дом по ул. Волгоградской, завещанный одной из прихожанок, уже не пригоден для служб, которые у старообрядцев, к слову сказать, еще длиннее и строже, чем у православных. Построенное на низком месте, здание постоянно подтапливается грунтовыми водами. Весной вода стоит в погребе, пол, стены покрыты плесенью. Желтеют и рассыпаются старинные книги, портятся иконы, гибнут предметы быта. На протяжении вот уже ряда лет члены общины обращаются за помощью в различные инстанции, но реальной помощи так и нет.

100-летие храма

-- В феврале этого года мы отмечаем грустный юбилей - столетие со дня постройки в Челябинске старообрядческого шестиглавого храма Святой Троицы, располагавшегося по Уфимскому тракту в районе нынешней горбольницы, - говорит председатель Совета Челябинской общины Д. Каргаполов. - Кроме того, у общины был еще один храм на ул. 1 Мая (там сейчас рынок), молитвенный дом по ул. Степной, 39 (теперь ул. Коммуны) и 149 часовен в окрестностях Челябинска. Правопреемницей этого имущества является Челябинская поморская старообрядческая община. Но государство, вернувшее большинство храмов православным, пока не спешит вернуть имущество старообрядцам. Мы просим помощи в строительстве Древлеправославного храма и музея старообрядчества, в котором можно было бы разместить и обеспечить безопасность оставшимся реликвиям.

Проект храма уже разработан, есть предприниматели, готовые оказать содействие в строительстве, но не на ул. Волгоградской, где слишком мало места, к тому же из-за массового строительства коттеджей грунтовые воды близко подошли к поверхности земли. На наш взгляд, целесообразно, чтобы и храм, и музей нашли себе место в историческом центре города. Именно так поступают сегодня власти Москвы и Санкт-Петербурга, уже начавшие возвращать старообрядческие храмы законным владельцам.

Пока челябинская городская власть медлит, из культурного оборота уже исчезли сотни бесценных экспонатов. Не только от повышенной влажности, но и от воров, жертвами которых становятся члены общины. В 1980 году, когда община располагалась на ул. Барбюса (в таком же неприспособленном помещении), у нее похитили 47 старинных икон, только три из которых были возвращены законным владельцам.

Немногим лучше лихих людей ведут себя учреждения и ведомства: налоговая инспекция "наказала" старообрядцев на 17 тысяч рублей вместо того чтобы вовремя разъяснить им их права и обязанности, газовщики утвердили для них разорительный тариф, как для промышленного предприятия. Надо снова ходить по инстанциям, доказывать свою правоту, просить - непосильная ноша для людей, которые хотят только одного - жить по законам своей веры.

Удивительно устроена жизнь. Современное общество тратит серьезные деньги на то, чтобы вернуть к жизни наркоманов и алкоголиков, помогает больным ВИЧ, воспитывает матерей-кукушек, разрабатывает программы социальной реабилитации преступников. И не хочет помочь людям, которые не пьют, не курят, не нарушают законов, воспитывают детей в духовной чистоте и строгости (почему бы не использовать этот опыт в нынешний Год семьи?) и на протяжении вот уже нескольких столетий живут в ладу с совестью.

Лидия ПАНФИЛОВА

Огромная, но потаенная роль

Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя Челябинского областного фонда культуры, руководителя комиссии по культуре Общественной палаты Челябинской области Кирилла Шишова:

-- В истории Урала, да и России в целом старообрядчество сыграло огромную по сути, но внешне потаенную роль. Оно оказало влияние на формирование национального характера, в неприкосновенности донесло до нас традиции и обычаи наших предков. Это поистине бесценное знание, которое помогает восстановить многие страницы отечественной истории и культуры. Жизнь старообрядцев вдохновляла многих замечательных художников слова, среди них Лесков, Мельников-Печерский, а великий русский поэт Николай Клюев сам был из среды старообрядцев, и этим объясняется самобытность его поэтического языка. Старообрядчество на Южном Урале имеет свою историю, особенности развития, свои трагические страницы. Их преследовали и церковники, и монархическая власть, и Советы. Учитывая, что на протяжении столетий старообрядцы терпели необоснованные притеснения, а также их вклад в сокровищницу духовной культуры Южного Урала, мы обратились к губернатору области Петру Сумину с просьбой решить вопрос с помещением для Челябинской старообрядческой поморской общины.

Комментарии
Комментариев пока нет