Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Автограф президента

12.03.2008
"Учитель России-2006" Андрей Успенский провел в Челябинской области мастер-класс

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Второй раз в нашу область приехал победитель конкурса "Учитель России-2006" Андрей Успенский. Лицезреть его во время февральских чтений имели счастье не только педагоги Челябинска, но и области. Андрей Геннадьевич побывал в Cатке, где дал уроки детям с ограниченными возможностями, в Хомутинино и Ишалино. Корреспонденты "Челябинского рабочего" наблюдали за работой Андрея Успенского в Краснооктябрьской сельской школе. Там он провел два урока.

"Учитель России-2006" Андрей Успенский провел в Челябинской области мастер-класс

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Второй раз в нашу область приехал победитель конкурса "Учитель России-2006" Андрей Успенский. Лицезреть его во время февральских чтений имели счастье не только педагоги Челябинска, но и области. Андрей Геннадьевич побывал в Cатке, где дал уроки детям с ограниченными возможностями, в Хомутинино и Ишалино. Корреспонденты "Челябинского рабочего" наблюдали за работой Андрея Успенского в Краснооктябрьской сельской школе. Там он провел два урока. Один - для учителей, другой - для учеников.

Урок о дружбе

В 8-м "А" стояла такая тишина, что муха пролетит - слышно. Ребята сидели, как в старые давние времена: спина - прямая, руки - на парте, словно по линеечке. Не хватало лишь учителя с указкой у доски, возвышающегося над классом, будто монумент. Андрей Успенский на эту роль не тянул. Он все время двигался, как-то по-интеллигентски, суетливо, чем и рассмешил двух девчонок за первой партой.

-- А так лучше? - поинтересовался у них Андрей Геннадьевич и замер, вытянувшись по стойке смирно.

Смех умолк. А через пять минут уже никто не замечал непривычной манеры учителя. Все увлеклись настолько, что просто забыли об этом. Что он такого сделал? Учитель - не фокусник. Цирковых номеров не показывал, а вот сумел-таки зацепить за живое. Андрей Геннадьевич не говорил о стихотворении "19 октября" (хотя и о нем тоже) и не рассказывал о биографии Пушкина (хотя тема урока посвящалась ему).

"А вы хотели бы, чтобы ваш класс стал знаменитым?" - первое, что спросил Андрей Геннадьевич. Не всякое предложение найдет у ребят отклик. Детей ведь не обманешь. Фальшь они тонко чувствуют. Но тут 8-й "А" охотно вступил в разговор.

Сказать, что Успенский переместил ребят в эпоху Пушкина, будет неправдой. Он впустил ее в класс, мысленно распахнув его двери. Смешно изобразил подвижного Пушкина, неуклюжего Кюхельбекера, ленивого Дельвига в тот день, когда их привезли в Царскосельский лицей. Оживил "неправильностью" каждого из них. И Пушкин-то не ахти как учился. И Дельвиг залез под парту, чтобы учитель не вызвал к доске. Ну а Кюхельбекер и вовсе был недотепой. Даже когда пошел топиться в пруду, только в тине и вывозился, потому что глубина там была по колено. Несовершенство, которое подчеркнул учитель, сделало известных персонажей своими, понятными, близкими.

Как оживало, росло, становилось личным теплое чувство дружбы? Накатывая волнами, от одной ситуации к другой. Вот Иван Пущин едет в Михайловское.

-- Почему Пушкин находился там? - спрашивает учитель.

-- Был в ссылке, - отвечает класс.

-- А как вы думаете, стало ли известно царю, что ссыльного навестил его лицейский товарищ?

-- Конечно, ему наверняка доложили.

-- Рисковал ли Пущин?

-- Еще бы. Он ставил под удар свою репутацию и карьеру.

Другой эпизод. Наутро после восстания декабристов Горчаков (в то время уже дипломат, представляющий интересы России за рубежом) принес Пущину поддельный паспорт.

-- Что сделал Горчаков с точки зрения государя? - спрашивает учитель.

-- Совершил преступление.

-- Между прочим, Пущин жил в двух шагах от Сенатской площади. За ним в любую минуту могли прийти жандармы. Чем рисковал Горчаков?

-- Своей свободой. И жизнью.

Учитель не говорил высоких слов о том, что дружба превыше всего. Но ведь и так все было ясно. Когда в Сибири после смерти декабриста вскрыли его заветную шкатулку, то там обнаружили листок миртового дерева и поэму Пушкина "Монах". Листок был с могилы лицейского товарища, умершего в Италии, а поэму Пушкина хозяин шкатулки забрал еще в лицейские годы, чтобы сжечь. Боялся, что у Пушкина будут неприятности из-за ее содержания. Но не только не уничтожил поэму, а бережно сохранил ее даже в ссылке.

На уроке Успенского всем было так необыкновенно хорошо и так невероятно грустно, что к горлу не раз подступали слезы.

-- Здорово, - говорили ребята потом.

У них не было слов, потому что они все еще оставались во власти эмоций.

А пока шел урок, под дверью кабинета томился старшеклассник, чтобы взять у Успенского автограф. Он не был ни на одном уроке известного учителя, но понимал, что этот человек - достояние России.

План, как могильный камень

Оценка же учителей была, как ни странно, не восторженной.

-- Провести такой урок для меня нереально, - с раздражением сказала учительница литературы и классный руководитель 8-го "А" Надежда Глотова. - Я ведь должна опросить учеников, поставить оценки.

Что нужно, чтобы такой урок состоялся?

-- Изменить программу, - считает Надежда Дмитриевна. - Чтобы тематический план не был могильным камнем на жизни моей, как образно сказал коллега.

Андрей Геннадьевич так и сделал, защитил свою авторскую программу. И показал в Краснооктябрьской школе свой обычный урок. Успенский тоже ставит оценки. И каждую субботу выписывает их на листочки, которые ребята метко назвали "похоронки". И "дрессурой" занимается, готовя детей к ЕГЭ. И ему приходится работать в условиях, когда часы на литературу сокращают, когда ее в школе превращают в падчерицу, в "атавистический предмет". Он из той же среды, что и все остальные. Что же его отличает? Его позиция. Другие только оправдываются и ищут виноватых, а он сосредоточен на том, как ему в этих условиях работать.

-- Знания ребята и сами доберут в Интернете, - говорит Андрей Геннадьевич. - Нужно им дать то, чего они нигде не получат.

Он и по жизни такой. Не будет жаловаться на маленькую зарплату, а пойдет, к примеру, в казино, и нужная сумма появится в кармане. Такое случалось уже после того, как получил звание лучшего учителя России.

-- Как? - ахают собеседники. - А если ученики увидят?

-- Так ведь я не за игорный стол сажусь, а обеспечиваю, так сказать, музыкальное сопровождение: играю на банджо, - объясняет Андрей Геннадьевич.

В Челябинске на встречу с незаурядным педагогом, куда приглашали всех желающих, пришли четыре человека. Неинтересно? Или причина - в большом самомнении, оборотная сторона которого часто - комплексы, боязнь уронить авторитет?

-- Мы все то же самое используем, - переговаривались между собой учителя после урока Успенского.

Может быть, и так. Но ведь учитель - это не просто набор технических приемов. Приемы могут быть и одинаковыми. Но один урок пролетит мимо ушей, а другой запомнится на всю жизнь.

Три чудака

-- Чтобы дать такой урок, как у него, нужно Успенским родиться, - считает директор Краснооктябрьской школы Василий Головченко.

Замечательный урок состоялся благодаря усилиям трех людей, неисправимых чудаков, которые, как известно, украшают мир. Первый - Александр Попов, директор челябинского физико-математического лицея N 31. Это он объявил февраль в нашей области месяцем литературных чтений Успенского. И теперь, как меценат или государственный чиновник, оплачивает гостю из Череповца дорогу, проживание, уроки. И не только ради своего лицея, но и других школ области тоже.

У Головченко с Успенским, несмотря на то, что один по виду - крестьянин, а другой - интеллигент, много общего. Прежде всего, большой жизненный опыт. Оба не думали о школе. И много чего попробовали. Василий Иванович пришел в школу, как говорит, с "живой работы из убойного цеха птицефабрики". А еще работал фермером. Проходил стажировку в Германии, хотя жене и советовали туда его не отпускать. Не вернется, мол, гад. Там останется.

Обожает лошадей. Понимает их язык. Недавно кобыла Земфира обиделась и неделю с ним не разговаривала. Все упрекала: "Зачем ты меня на гонках придержал? Я ведь могла прийти первой". "Не надо было тебе себя рвать. Победа тоже нашей лошади досталась", - объясняет Василий Иванович. А она в ответ сердито как фыркнет и морду в сторону.

Когда мать узнала, что сын развел лошадей, с испугом охнула: "Вася, так ведь ты же теперь кулак!" А "кулак" Головченко обучает на своих личных лошадях верховой езде мальчишек и девчонок из Краснооктябрьской школы. Бесплатно, конечно.

В одной из поездок по стране как-то пристали к Успенскому аксакалы, как он к Дарвину относится?

-- А как я могу относиться к человеку много старше себя? Конечно, с уважением, - говорит он и слышит в ответ. - Э, русский - хитрый.

Головченко тоже не опростоволосился, когда Дмитрий Медведев, принимая делегацию в связи с национальным проектом "Образование", обратился к нему с вопросом: "Чему может научить детей ваша сельская школа?" Греко-римская борьба на уровне мастера спорта и верховая езда особенно впечатлили будущего президента. И он даже автограф оставил.

"Так ты теперь этот автограф в рамочку и на стенку", - советуют умные люди. Вот, мол, сам президент нашу школу заметил! А Головченко уже и сам все приготовил заранее. Он хоть и романтик, но человек сметливый, практический.

Комментарии
Комментариев пока нет