Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

На посту

14.03.2008
Дневник постящегося человека

Доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций ЧелГУ Марина Загидуллина хорошо известна нашим читателям. В 2006 году она, победив в организованном "Челябинским рабочим" и телестудией "Мастерская TV проектов" конкурсе, побывала в Латинской Америке и потом подготовила для нашей газеты путевой дневник, с большим интересом воспринятый читателями. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ее новый дневник - человека, решившего пройти Великий пост. Он будет публиковаться в пятничных выпусках "Челябинского рабочего".

По указам XVII века
поститься начинаю почти случайно и абсолютно сумбурно.

Дневник постящегося человека

Доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций ЧелГУ Марина Загидуллина хорошо известна нашим читателям. В 2006 году она, победив в организованном "Челябинским рабочим" и телестудией "Мастерская TV проектов" конкурсе, побывала в Латинской Америке и потом подготовила для нашей газеты путевой дневник, с большим интересом воспринятый читателями. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ее новый дневник - человека, решившего пройти Великий пост. Он будет публиковаться в пятничных выпусках "Челябинского рабочего".

По указам XVII века

поститься начинаю почти случайно и абсолютно сумбурно. Навалились всякие заботы и неприятности. Среди прочих авралов была срочная задача - писать большую книгу по истории русской кухни. И как раз в праздничные мартовские дни я писала "монастырскую" главу: что стало происходить с русским застольем под воздействием православных традиций, признанными хранителями которых были русские монастыри. Перелопатила кучу всяких материалов и так прониклась идеей постов, что прямо счастлива была совпадениями - и пост в двух шагах, и все, что надо делать, "по науке" знаю, и на душе тоска зверская.

Люди церкви подчеркивают, что пост - это добровольное самоограничение. Нет смысла поститься, если у тебя нет ни желания, ни способности ограничивать себя, если ты просто подчиняешься какому-нибудь "требованию свыше". Только если "душа просит". Мне это показалось принципиальным. Это тебе не диета - хочу сижу, хочу спрыгну. Это договор с самим собой, со своим внутренним миром. И цель поста мне тоже показалась замечательной - не худеть, чем сейчас, думаю, множество постящихся озадачено, а повернуться к себе самому, к своей сути, к своему внутреннему "я". Как я понимаю, такое пощение не противоречит вере, не является еретичеством, но, с другой стороны, и не требует от меня того, чего во мне нет - обязательного выполнения других церковных обрядов, сопряжения с молитвой, поклонами, церковными службами.

Мирской пост отличается от монастырского, в нем много исключений (дети, беременные, путешествующие, больные и т.п.). Мне захотелось испытать на себе "правильный" монастырский пост. Я обратилась к указам тихвинского монастыря (1611 год), регламентирующим Великий пост. Решила: ставлю на себе длительный эксперимент, связанный с моей любимой идеей: выяснить взаимосвязь духовности и телесности.

Какие правила для себя я нашла и утвердила? Самые общие, всем известные. Пост продолжается сорок восемь дней, это шесть недель Великого поста и Страстная седмица (неделя перед Пасхой). Последний день Страстной седмицы - Светлое воскресенье, то есть Пасха. В этом году пост начался 10 марта, Пасха приходится на 27 апреля. Каждая седмица Великого поста имеет свои правила. Меня интересовала именно ограничительная сторона, я хотела на себе проверить, когда станет совсем невмоготу, и посмотреть, логичны ли предписания церкви. С этой точки зрения очень интересны для меня и богослужебные тексты, избираемые для проповеди в это тяжелое для добровольных узников поста время.

Но пока о самой постной трапезе. Первая неделя - особенная. В старые времена с понедельника по среду все магазины были закрыты, "царевы кабаки" опечатаны, на улицу почти никто не выходил - только в церковь на службу. Жизнь (внешняя, суетная) замирала, чтобы дать время обратиться к жизни внутренней. По Тихвинскому уставу в Чистый понедельник, а затем во вторник и четверг первой Седмицы полагалось только пить чистую холодную воду. Там сказано коротко: "Стола нетъ". В среду полагалась кутья - зерно, разваренное с "изюмью" и медом. В пятницу можно было есть сырые овощи и фрукты, сухой хлеб (так называемое сухоядение). И, наконец, в субботу можно было поесть горячую пищу с растительным маслом.

И вот общие правила на весь пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца.

Все понедельники, среды, пятницы - сухоядение (сырые овощи и фрукты, хлеб, холодная вода). Исключение - 7 апреля, Благовещение. В этот день можно есть рыбу (и, соответственно, горячую пищу с маслом).

Все вторники и четверги - горячая пища без масла.

Все эти дни (будничные дни недели) пищу принимать только один раз в день, вечером. Это меня очень изумило, признаться, - но я решилась действовать именно так.

Субботы и воскресенья седмиц с первой по пятую есть можно два раза в день (обед и ужин), разрешена горячая пища с маслом. Единственный раз, в Лазареву субботу (в этом году 19 апреля), разрешена рыбная икра. На следующий день, 20 апреля (Вербное воскресенье), можно есть рыбу.

Вот такой тихвинский распорядок Великого поста, которого я придерживаюсь с 10 марта.

Как это было

Теперь расскажу, что со мной в первые три дня произошло и происходит (пишу этот материал в четверг, 13 марта, утром).

10 марта. В Чистый понедельник работала весь день в университете - в 9 утра приехала и в 9 вечера уехала домой. Выпила три стакана воды (помимо одного утреннего). Есть особо не хотелось, но голова вся была как будто обнесена ватой, вялость была несказанная. Если б надо было весь день бегать или лекции читать, я бы, наверное, свалилась. В общем, пока очищение идет трудно. Но - повторю - есть не хочу.

11 марта. Во вторник просыпаюсь с привычной головной болью. Дел невпроворот, еду в десять разных мест, встречаюсь с людьми, подписываю бумаги, выясняю отношения, решаю проблемы. В середине дня головная боль проходит начисто, появляется необыкновенная легкость и уверенность в себе. Работоспособность сказочная, чувствую, что изнутри прямо свечусь, настроение великолепное. Вечером приезжаю домой, выпиваю четвертый стакан воды, сажусь в кресло и ощущаю, что разбита вдребезги, ни рукой ни ногой не могу пошевельнуть. Ложусь спать рано, сплю крепко.

12 марта. Утром еле встаю с кровати. Светящиеся червячки летают вокруг глаз. Вялая, едва живая: Вчерашней эйфории как не бывало. Как же день выдержу? Сегодня он ужасно плотный.

Пью воду - с трудом полстакана, больше не могу. Иду на работу. Замечаю всякую дрянь - остро, болезненно. Дорога к корпусу отвратительная, лед, грязь, невозможно идти. Все люди вокруг какие-то зеленые (тоже на посту, наверное). Впервые вижу, что лестницу в университете отремонтировали плохо, сбоку не доделали (раньше этот "бок" не видела). Начинаю рабочий день. И вдруг - откуда ни возьмись - и силы, и энергия, и оптимизм. Ворочаю кучу дел. Какие-то старые проблемы решаются именно сегодня. Поразительно! Есть не хочу. Но червячки летают: Кутью я смогу съесть не раньше 9 вечера. Посмотрим, посмотрим:

Приезжаю домой, там гости - сын с невесткой. Она мне говорит: "Как вам хорошо с этим тональным кремом!" А я никакой крем и в руки не брала - так в духовность свою углубилась: Значит, все-таки свечение есть.

Ем кутью - хлопья из трех злаков с курагой и изюмом, мед - половину столовой ложки. Съедаю небольшую порцию, мгновенно наступает сытость. Ем еще черный сухарь, пью воду. Чаю почему-то не хочется.

13 марта. Сегодня только вода. Наконец, взвешиваюсь - 78 кг (не знаю, сколько было в воскресенье, но по сантиметрам объемов думаю, что куда больше). В суете забываю выпить воду. Червячков нет, вялости нет, голова не болит. Бодрость необыкновенная! И есть не хочу.

Что дальше?

14 марта. сухоядение. Тут четкое правило: именно простые овощи и фрукты, дешевые, местные. Это очень важное добавление: не надо бы есть апельсины, бананы, грейпфруты и пр. Пост - не повод к обильному меню и изысканным блюдам. Я буду есть квашеную капусту (собственного приготовления, очень удачная), соленые огурцы с луком и хлеб. Про хлеб тоже задумываюсь: нужен непременно самый простой, без сдобы. Надо почитать состав "Уральского". А в выходные испеку хлеб сама - на всю неделю.

15 и 16 марта. горячая пища с маслом. Думаю про это с удовольствием. Можно пожарить картошку с луком и съесть с солеными огурцами. Есть не хочу, но приятно эту картошку представлять. В субботу и воскресенье буду есть дважды - в обед, в час дня, и в ужин - в 7-8 вечера.

А потом не забывать, что есть можно только вечером, один раз за весь день.

17 марта. Сухоядение (сухари, овощи, фрукты).

18 марта. Горячая пища без масла. Например, картошка отварная с маринованными грибами:

19 марта. Сухоядение.

20 марта. Горячая пища без масла. Каша на воде. Или галушки из постного теста. Еще не решила.

21 марта. Сухоядение.

В следующей "толстушке" напишу рецепты, по которым я готовила. Те, старинные:

Марина Загидуллина

Комментарии
Комментариев пока нет