Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Бомжами не рождаются?

25.05.2001
Параллельный мир живет по своим законам

Ирина ВАСИЛЬЕВА
Челябинск

- Бомжи уже весь город заполонили, - и словоохотливая бабуля с аккуратной подковкой волос на затылке, вовсе мне не знакомая, кивнула в сторону толстой трубы у изгороди детского сада. На ней жизнерадостно восседала шумная драная троица.
- Да уж: - соглашаюсь с ней. - Я эту "тусовку на трубе" уже несколько дней наблюдаю, раньше ее здесь не было.
И не только здесь.

Параллельный мир живет по своим законам

Ирина ВАСИЛЬЕВА

Челябинск

-- Бомжи уже весь город заполонили, - и словоохотливая бабуля с аккуратной подковкой волос на затылке, вовсе мне не знакомая, кивнула в сторону толстой трубы у изгороди детского сада. На ней жизнерадостно восседала шумная драная троица.

-- Да уж: - соглашаюсь с ней. - Я эту "тусовку на трубе" уже несколько дней наблюдаю, раньше ее здесь не было.

И не только здесь. Сегодня каждый, имеющий глаза, натыкается взглядом на эту публику ежедневно в любом городском квартале. Ходят, как люди, на задних конечностях и даже говорить умеют. Но попробуйте заговорить с любым из них - и сомнение возьмет: а люди ли это? Где живут? Как? Чем? Прямо параллельный мир какой-то. Вот только уж чересчур реальный и многочисленный.

Свою личную судьбу мы сверяем со звездами, выискивая в них предначертанность, сопрягаем ее с индивидуальными особенностями и наследственными факторами, не принимая во внимание рок, действительно довлеющий над нами от рождения, - окружающий нас социум. Сколь многое он определяет в судьбе каждого, можно убедиться на примере Маугли, который так и не научился говорить. Бомжами не рождаются, ими становятся. Каким образом? Врачи - психиатры и психотерапевты - выделяют три основные возрастные категории. Детское бомжевое сообщество, в которое попадают те, у кого родителей нет или они их не воспитывают, кто бежит из семьи или приюта и живет на улице. Такие дети были всегда, но прежде общество, социум брали на себя большую ответственность за их судьбу. Сегодня не до маленьких бродяжек.

Следующее сообщество - молодые взрослые, в основном наркоманы и психически больные, по преимуществу олигофрены, в просторечии - дебилы, не находящие себе места ни на одной социальной ступени общества. Они - вечны, как жизнь. А вот наркоманы, выгоняемые из дома отчаявшимися родными, не имеющими средств лечить их и снабжать наркотиками, - социальное порождение последнего десятилетия. В борьбе с этим злом наше общество проигрывает. По мнению специалистов, это самый верный путь на улицу. Но не единственный. Есть еще алкоголизм. Именно алкоголь делает все социальные достижения пустыми и ненужными.

И третье, среднее возрастное, бомжевое сообщество объ-единяет в основном больных алкоголизмом, ныне деградировавших, а некогда вполне законопослушных налогоплательщиков. Из года в год растет в стране производство алкоголя, растет и потребление. "Водочные короли" урывают самый большой куш, государству-монополисту тоже немало перепадает. Но на социальные программы средств все равно не хватает. На ту же реабилитацию больных с алкогольной зависимостью. А между тем большинство бомжей - именно алкоголики. Сколько их сегодня в нашем обществе, не знает никто. Челябинская милиция вспоминает про них только, "исходя из оперативной обстановки, которая складывается в гарнизоне города", и тоже за-трудняется ответить на вопрос, сколько. Очевидно только одно - год от года их становится все больше. И уже к нынешнему лету они прямо-таки оккупировали город.

Когда-то их счет шел на единицы. В российском Уголовном кодексе была 209-я статья, по которой тунеядство каралось строго, вплоть до тюремного заключения. Теперь статьи нет, отменена.

Правовое сознание российских законодателей расширилось настолько, что сейчас для помещения бомжа в приемник-распределитель необходимо его личное заявление: я, такой-то, желаю: А если не желаю, так и проходите мимо. Таков единственный на сегодня относительно них документ - президентский указ. Желают немногие, и то по зиме. Так что единственным приемником-распределителем на 50 с небольшим человек город вполне обходится. Помывка с пропаркой, чистое белье, трехразовое питание и медицинское обследование - блага для этой категории мало- привлекательные. В богатых странах для них строят специальное жилье, выплачивают пособие. Но спустя несколько недель новоселы добровольно покидают социальный рай. Такова уж их природа: бомж - это существо без определенного места жительства, живущее на улице. В государстве их как бы нет, во всяком случае, они в нем не значатся. Полностью отказавшись от какой-либо социальной роли, они порывают с обществом и живут вопреки его законам. Так что хлопоты с восстановлением документов для посетителей приемника-распределителя чаще оказываются напрасными. Редко в ком просыпается желание, получив документы, трудоустроиться и зажить по-человечески. Да и воплотить подобное стремление сегодня непросто. Те же миграционные волны не всех выбрасывают на берег, кто-то идет ко дну.

-- Это раньше на предприятиях были специальные места, куда устраивали деклассированные элементы. А сегодня кто их возьмет, когда и нормальным-то людям рабочих мест не хватает, - говорит заместитель начальника УВД Челябинска Александр Никишин. - Так что содержим их в приемнике-распределителе кого месяц, кого полмесяца, проверим, не в розыске ли, нет ли за ним какого преступления, оформим документы, кому удастся, да и отпускаем. А больше никаких мер к ним мы не можем принять.

Представляют ли они опасность для общества, кроме того, что оскорбляют своим видом и запахом? По утверждению медперсонала приемника-распределителя, болезней у "среднего" бомжа куда больше, чем у "среднего" почтенного горожанина. И это не только педикулез и чесотка, но и социально опасные недуги, такие, как туберкулез.

-- Эта категория людей, безусловно, представляет собой определенную эпидемиологическую, а значит, и социальную опасность, - считает заведующая инфекционной службой горбольницы N 8 Нина Кузьмина. - Они носители многих инфекций, в том числе и контактных, таких, как дизентерия, сальмонеллез.

Представители асоциальных групп время от времени попадают на лечение в возглавляемое ею отделение, так что с этой проблемой Нина Яковлевна знакома не понаслышке и говорит о ней с большой горечью и тревогой:

-- Считаю, что разговор на эту тему - и на страницах газет, и в кабинетах властных структур - должен быть предметным: что можно сделать для этих людей, а значит, и для всех нас. В каждом районе милиция знает места их обитания. С помощью передвижной аппаратуры можно проводить обследование этих людей, чтобы хотя бы туберкулез не разносили. Не может быть, чтобы местная власть не в состоянии была бы принять необходимые меры для безопасности населения.

Очевидцы утверждают, что в Челябинске за больницей скорой помощи есть карьер, где бомжи роют себе норы, каждый - свою, завешивают вход тряпьем и живут. Рассказывают, одного в норе завалило, когда он жилплощадь расширял. Осмотревший его врач скорой помощи написал в заключении: "Оставлен по месту жительства".

Люди ли это? Все мои собеседники отвечали на этот вопрос утвердительно. Да, люди. Только особые.

-- Они живут внутренним миром людей, и их поведение - это поведение человека, только несущего ноль социальной нагрузки, - считает ассистент кафедры психиатрии и психотерапии ЧГМА, кандидат медицинских наук Алексей Атаманов. - Среди них встречаются большие фантазеры, они имеют богатый жизненный опыт, недоступный огромному числу людей, - опыт маргинального поведения. Да, они не творят, не созидают. Но не в праве людей решать, кто достоин зваться человеком, а кто - нет, так же, как - кто достоин жить, а кто - нет. Нельзя так вопрос ставить. В конце концов, и мы с вами не такие уж и разумные существа, как о себе говорим. Есть дар жизни, и любой человек вправе владеть им и жить так, как он живет.

Жизнь в социуме сложна. Его требования - жестки и безжалостны. И чтобы соответствовать им - надо напрягаться. Но вне социума жизнь не менее сурова. Не все, оказавшиеся "вне", имели причиной внутренний генетический фактор. Кто-то оказался здесь в силу внешних обстоятельств. И никто не возьмется оценить, какая из причин стала решающей. "Становится ли мир лучше?" - сложный вопрос. Вечная тема для дискуссий. Но завтрашнее лицо социума определяется все-таки сегодняшним днем. n

Комментарии
Комментариев пока нет