Новости

Преступники забрали награды, принадлежавшие деду мужчины и зарезали пенсионера ножом.

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Валерий Золотухин: "Читаю проповеди в доме терпимости"

27.03.2008
Легендарный актер Таганки готовится к роли Бориса Годунова и обращает в свою веру телевизионных "фабрикантов"

Сегодня - Международный день театра. К этому дню мы приурочили публикацию беседы с Валерием Золотухиным, народным артистом России, ведущим актером, быть может, самого знаменитого русского театра второй половины XX века - столичного Театра на Таганке, автором субъективной летописи этого коллектива, отразившейся в издающихся и переиздающихся дневниках Золотухина, другом Владимира Высоцкого и одним из самых востребованных современных киноактеров. Интервью, взятое специально для "Челябинского рабочего", состоялось в Екатеринбурге, где не так давно прошел творческий вечер актера.

Трехлетний Ваня окрыляет
- Валерий Сергеевич, рад вас видеть в такой прекрасной форме. А ведь прошлый год у вас был очень тяжелый: серьезный перелом ноги, вскоре - гибель среднего сына, Сережи.

Легендарный актер Таганки готовится к роли Бориса Годунова и обращает в свою веру телевизионных "фабрикантов"

Сегодня - Международный день театра. К этому дню мы приурочили публикацию беседы с Валерием Золотухиным, народным артистом России, ведущим актером, быть может, самого знаменитого русского театра второй половины XX века - столичного Театра на Таганке, автором субъективной летописи этого коллектива, отразившейся в издающихся и переиздающихся дневниках Золотухина, другом Владимира Высоцкого и одним из самых востребованных современных киноактеров. Интервью, взятое специально для "Челябинского рабочего", состоялось в Екатеринбурге, где не так давно прошел творческий вечер актера.

Трехлетний Ваня окрыляет

-- Валерий Сергеевич, рад вас видеть в такой прекрасной форме. А ведь прошлый год у вас был очень тяжелый: серьезный перелом ноги, вскоре - гибель среднего сына, Сережи. Как вам удалось не сломаться, выстоять, вернуться к активной жизни?

-- Какой-то умный человек правильно сказал: "Все, что нас не убивает, делает нас сильнее". Мне помогает выжить вся моя предыдущая жизнь, которая держится на работе, на режиме, на молитве и любви. Жизненные удары принимаешь если не как должное, то как наказание за свои грехи и как их искупление. Бог посылает нам страдания, и в них обретаешь дополнительную силу. Есть и какие-то внутренние ресурсы, которыми защищаешься от ударов судьбы, которые помогают выстоять.

-- Наверное, и трехлетний сын Ваня для вас - мощный аккумулятор?

-- Безусловно, это маленькое живое существо окрыляет и держит, не дает уснуть, расслабиться, уйти в бездну запоя или безделья, мрака, темноты.

-- Судя по вашим рассказам, парень растет интересный. Что новенького он за последнее время отчебучил?

-- Ваня бывает иногда на наших концертах, а один раз даже выступал вместе с нами. В тот день мы его брать с собой не хотели, я ему объясняю: "Мы будем работать". Он в ответ: "Я тоже буду работать". "Что же ты будешь делать?" - "Петь - "Барыня-речка" и "Пусть бегут неуклюже:" Нет, говорю, как-нибудь в другой раз. Но на концерт взяли. И когда я исполнял танго "Это было у моря" из фильма "Бег" на стихи Северянина, Ваня вдруг вышел на сцену. Он мальчишка современный, пляшет под поп-музыку, которая звучит по радио, по телевидению. А тут - непривычные для него ритмы, в манере Вертинского. И он уловил эту мелодику, мы с ним этот номер отработали абсолютно в лад - я пел, он танцевал и сорвал бешеные аплодисменты. Потом у нас с его мамой Ириной Линдт был номер "Я вас любил" : она поет, я читаю стихи Пушкина. Ваня встал возле нас третьим существом, чутким, все понимающим, положил матери руку на плечо и простоял, не шелохнувшись, весь романс. То есть у него есть чувство сцены, он понимает, когда надо плясать, а когда не надо совершать никаких движений.

И вот какое-то время спустя мы собираемся "на охоту", то есть на концерт, берем гитару, а Ваня говорит: "Я с вами!" Нет, говорю, ты останешься с бабушкой. И вдруг совершенно серьезно, отбросив капризный тон, он заявляет: "Я не хочу с ней жить. Я хочу с вами жить. Понял? А не возьмете - я превращусь в птицу и за вами буду летать!" Мы все обалдели. Это было сказано не ребенком, а взрослым человеком, с таким хорошим актерским посылом. Так что характер у него не отцовский.

-- А у вас какой характер?

-- Покладистый. А Ваня - типичный Скорпион, весь в Ирину.

Ничего общего с Гэндальфом

-- Вы сейчас снова востребованы кинематографом, у вас новая волна популярности. А сами-то смотрите фильмы, в которых снимаетесь?

-- Только если бываю на премьере. Как-то решил посмотреть на DVD один фильм со своим участием, а диск попался пиратский, качество ужасное - плюнул и не досмотрел. Так что нынешнее кино лучше в кинотеатре смотреть, там сейчас и картинка, и звук на мировом уровне.

-- В конце прошлого года в прокате прошел фильм "1612" Владимира Хотиненко, где вы сыграли столпника, загадочного старца, которого многие сразу назвали "русским Гэндальфом".

-- Это полная херня! Мой персонаж - совершенно русский, у него ничего общего с Гэндальфом, с "Властелином колец". Кстати, мой старший сын, священник, мою работу похвалил.

А с этим столпником у меня связана одна невероятная история. Когда я приехал на съемку, Хотиненко мне сказал как бы между прочим: "Твой святой затворник - это по сути Иринарх. Ну, ты знаешь, о ком я говорю". Он считал, что раз я человек воцерковленный и отец священника, так уж в таких делах должен быть грамотным. Нет, говорю, не знаю.

Ну, надел власяницу, вериги, как-то роль сочинилась, я отснялся и уехал в Москву. А там меня сразу встречают организаторы кинофестиваля "Верное сердце", президентом которого я являюсь (это фестиваль семейного и детского кино). Я только с поезда, а мне говорят: надо сейчас же ехать к какому-то депутату, выпрашивать деньги. Хоть и тяжело без отдыха, а раз надо - поехали в Борисоглебск, в монастырь, который депутат помогает восстанавливать. А там нас встречает наместник, который сразу начинает рассказывать историю монастыря, ведет в какую-то келью: "Это и есть затвор преподобного Иринарха, у которого брал благословение Пожарский". И показывает фотографии вериг, власяницы. У меня мурашки по коже: "Да я ж эти вериги вчера только с себя сбросил. Не бывает таких совпадений". Вот и не хочешь, а поверишь в провидение. Для меня этот случай - тоже знак и тоже поддержка.

Узнал я, что это великий русский святой, в Борисоглебске стоит ему памятник, подаренный Зурабом Церетели. У меня есть обязательные утренние молитвы - теперь я каждое утро обязательно творю молитву и преподобному Иринарху. Вообще-то святых играть по нашим канонам не положено, но в фильме ведь не совсем Иринарх, это собирательный образ русского святого. Мне приятно слышать от самых разных людей, что роль у меня получилась.

-- Советские зрители знали вас как Бумбараша, потом на несколько лет кино о вас забыло, а сейчас, наверное, снова стали узнавать - уже как кого?

-- Недавно я ездил в свое родное алтайское село Быстрый Исток и зашел в Бийске в магазин. Подбегает девочка, берет автограф, а потом говорит своей подружке: "Я же сразу тебе сказала, что это вампир вошел". То есть она знает меня по "Дозорам", которых подняли снова на волну популярности.

Наше кино набирает обороты. Со спектаклем "Собачье сердце", где играю профессора Преображенского, я довольно часто бываю на Украине. У нас между соседними городами может быть огромное расстояние, а украинские большие промышленные города, бывает, всего в полусотне километров друг от друга. И вот, гастролируя по этим городам, заметил, что российский кинематограф там вытеснил западные фильмы.

-- В каких картинах мы вас увидим в ближайшее время?

-- Сейчас я снимаюсь в экранизации чеховского "Иванова" в небольшой роли, которой в пьесе нет, ее придумали мы с режиссером. Немой юродивый, все события разворачиваются у него на глазах, но сказать он ничего не может, только выслушивает героев фильма, которые ему как бы исповедуются.

-- А кто режиссер?

-- Вадим Дубровицкий. Я у него снимался в 24-серийном фильме по трилогии Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина". Фильм давно готов и, на мой взгляд, получился очень интересным. Текст этих трех гениальных пьес там воспроизведен почти полностью, что редкость в кинематографе - все же стараются как-то переделать, переиначить. К сожалению, телехозяева пока этой удивительной картиной не заинтересовались, мол, зритель заскучает, 24 серии классики. А там такой текст и такие первоклассные артисты! Надеюсь, все-таки фильм найдет дорогу к зрителям.

В прошлом году я выбыл из театральных и кинопроектов, потому что сломал ногу. Травма очень серьезная, до сих пор пока не полностью от нее оправился. Но на Таганке все мои спектакли восстановлены, работаю уже в полную силу.

Самозванец, Сальери, Годунов

-- Юрий Петрович Любимов нацеливает вас на какую-нибудь новую роль?

-- Уже раза два он мне сказал всерьез о Борисе Годунове.

-- Это будет совсем новая постановка или версия старого спектакля?

-- Думаю, в основе будет прежний таганский спектакль, но с неизбежными корректировками. Я же играл долгое время Самозванца, а здесь - Борис Годунов. Все свои опасения ему рассказал: "Юрий Петрович, вы же знаете, я человек сомневающийся. Если вы мне поможете с этой чрезвычайно сложной ролью..." Этот спектакль для меня дорогой, я очень любил Самозванца и считаю, что это лучшая роль у Пушкина. Он и сам любил больше всего Самозванца - нелюбимому персонажу ведь не отдашь лучший текст.

-- Самозванец и более театрален. У Бориса с литературной точки зрения потрясающие монологи, но как их сыграть?

-- Тот же фокус с "Моцартом и Сальери". Сальери мало кому удавался и удается, а ведь в нем заключена вся драматургия. Моцарт кто? гений: пришел, увидел, победил (Валерий Сергеевич напоминает несколько жестов своего Моцарта из телефильма "Маленькие трагедии". - А.К.).

-- Вы-то можете сравнивать со знанием дела: играли в кино Моцарта, в театре - Сальери.

-- Играя Сальери, столкнулся с одной трудностью. Мы как-то над этим не задумывались, а у Пушкина зависть была одной из терзающих его тем. Надо же было написать такую фразу: "Поэтический дар Баратынского выше моего". В монологе Сальери есть такой выворот себя наизнанку. Редкий актер справляется с этим.

"Хитрый мастер"

-- Вы недавно приходили на телевизионную "Фабрику звезд", читали ребятам Бродского, Евангелие. У меня создалось ощущение, что все это было "мимо кассы". Или у вас другое осталось впечатление от встречи с "фабрикантами"?

-- Я приходил к ним, чтобы быть услышанным и в каком-то смысле обратить в свою веру. Те 16 ребят - дети, и дети талантливые. Другое дело, что действует террор среды. Но нельзя ставить на них крест. Можно было пойти по легкому пути: развлечь их. Но я пошел другим путем. Ты читаешь им Бродского, и они это понимают. Нельзя смотреть на них сверху вниз - с ними надо разговаривать на равных, тогда они заражаются, по крайней мере, те, кто может заразиться. К этим урокам я готовился, все продумывал. Читал им потом "Клеветникам России" Пушкина.

Мне, кстати, Валентин Гафт позвонил: "Старик, это гениально, что ты произвел в этом доме терпимости". А Гафт человек чуткий, тонкий, он понимает, что по-другому нельзя.

Неожиданно для меня на "Фабрике" мне предложили спеть мою знаменитую песню "Счастье вдруг в тишине:" Фонограмму инструментальную записали в такой тональности, что я как рявкнул в микрофон - у них все датчики зашкалили. И на этой волне с одной из тех девчонок, с Приходько, я так отплясал со сломанной ногой, что мой хирург, когда увидел передачу, тут же позвонил: "До чего же вы хитрый мастер! Вы же весь танец произвели на одной ноге, и никто этого не понял". А я действительно сломанную ногу поджал и танцевал на здоровой.

Но когда я вышел, со мной случилась истерика. Сидел в своей машине, плакал и думал: "Боже, что я делаю? Сына нет, а я тут развлекаюсь. Не пристало в моем возрасте так вихляться". Отревел, отпереживал и понял, что это тоже меня спасает, помогает выжить. Ты понимаешь, что по-прежнему владеешь профессией, что она тебя вытаскивает за волосы из самых черных жизненных дыр. И я благодарен тем, кто меня в эту "Фабрику" заманил. Это были уроки не только для них, но и для меня.

104 тетради

-- Когда я зашел в ваш гостиничный номер, вы что-то записывали в свой легендарный дневник. Это какая по счету общая тетрадь?

-- Сто четвертая.

-- Будете продолжать публикацию?

-- Дневники мои выходят. Вот вышла одиннадцатая книжка (события 1986 года), сейчас готовится к печати двенадцатая (1987-1988 годы).

-- У вас на видном месте, рядом с иконой, стоит снимок - трое ваших сыновей сидят, обнявшись.

-- Эта фотография всегда при мне. Видите, какой жест Ванька делает? Я на обороте написал, как его понимаю: "Не бзди, папа, все будет хорошо". Тем и держусь.

Андрей КУЛИК

Екатеринбург-Челябинск

Комментарии
Комментариев пока нет