Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

На посту

28.03.2008
Дневник постящегося человека

В субботу, 22 марта, был день поминовения усопших, а в воскресенье - память Григория Паламы (XIV век), учившего, что люди могут достичь "внутреннего света" постом и молитвой. Для меня этот день был знаменателен постным супом, приготовленным по рецепту патриарха Филарета. Думаю, он будет интересен читателям.

Лапша гороховая. Вечером залить горох водой, сделать лапшу: полстакана муки на три ложки подсолнечного масла и одну ложку воды, добавить соль.

Дневник постящегося человека

В субботу, 22 марта, был день поминовения усопших, а в воскресенье - память Григория Паламы (XIV век), учившего, что люди могут достичь "внутреннего света" постом и молитвой. Для меня этот день был знаменателен постным супом, приготовленным по рецепту патриарха Филарета. Думаю, он будет интересен читателям.

Лапша гороховая. Вечером залить горох водой, сделать лапшу: полстакана муки на три ложки подсолнечного масла и одну ложку воды, добавить соль. Через час раскатать тонко и нарезать лапшу, немного подсушить. Назавтра горох варим в той же воде, добавляем поджаренный репчатый лук (морковь не упомянута!), перец, соль, закладываем лапшу. Конечно, можно и картофель по новым временам добавить - но он явно в этой похлебке лишний. Посыпьте укропом и петрушкой. Кстати, такой же суп упоминается и в Тихвинских указах, но в течение самой недели - а это значит, что тесто для лапши состоит только из муки и воды, лук кладется в суп сырой, то есть варится все без масла.

Именно такой "безмасленный" суп я и сварила в минувшие выходные. До чего вкусна простая еда! Чем меньше ухищрений, тем лучше результат. Вот тебе и тайна постной еды.

23 марта. В выходной день чувство голода острее, хочется то того, то другого. Но и по самым строгим предписаниям выходные - относительно легкий пост. Можно есть и мед, и изюм, и орехи - согласно Филаретовой традиции. Перечитываю "Домострой" (XV век): "А если пожелает хозяин какой-то постной еды, пусть готовит масло конопляное, и крупа вся дома, и мука, и всякие пироги, и разные блины печет, и сочни, и рулеты, и всякие каши, и лапшу гороховую, и цеженый горох, и похлебки, и кундумцы вареные, и сладкие каши и яства - пироги с блинцами и с грибами, и с рыжиками, и с груздями, и с маком, и с кашей, и с репой, и с капустой, и с чем Бог послал, или орешки в сахаре, или короваи. А у хорошего хозяина и у хозяйственной жены все припасено вовремя; так, рыбу свежую купив, иную солит, иную вялит, иную проваривает, иную мелкую сушит, какую и в муку истолчет и в постные щи подсыпает, если нравится, а то и в постные дни готовит для гостей и для себя, раз уж свежей рыбы нет; а еще на столе редька, хрен, капуста, крепкий рассол и разные овощи, какие Бог послал, и икра, и рыба вяленая, и сушеная, и вареная, и уха из вяленой, и копченой, и вареной рыбы и всяких потрохов, и сущика, и из немецких сельдей, и из снетков, а еще и в рассоле, и в пирогах, и в каше, и в овощах - и всякой снеди, всякой постной еды у доброй хозяйки много. И все то Бог послал в дом, ничего такого на рынке не купишь. А брусничная вода, и вишни в патоке, и малиновый морс, и всякие сладости, и яблоки, и груши в квасу и в патоке, и пастилы, и левашники - и для себя, и для гостя, и больному всегда есть, если вовремя припасены".

Просто поэма - через века чувствуется, с каким удовольствием анонимный автор расписывает все эти кулинарные роскошества. Это ода хозяйке, "изловчившейся" в условиях строгих ограничений все же собрать великолепное застолье. Когда любой продукт подать можно - ума особого не надо, а вот попробуй-ка без яиц, масла, молока, мяса:

Поэзия "ломящегося постного стола" впечатляет. Здесь масса блюд, рецепты которых вышли из употребления, хотя и сохранились в различных документах. Ну, насчет конопляного маслица всерьез призадумаешься: ведь и в самом деле, есть великая разница, какое именно "постное" масло ты используешь. То, что мы берем в магазине сегодня, очень мало напоминает "живой продукт". На Руси было популярно масло конопляное, маковое, ореховое ("царское"). Отжимали вручную - употребляли свежайшим (долго хранить нельзя было). Жаль, что у нас это не практикуется. Вот сок свежевыжатый приспособились делать, почему бы и маслодавильни небольшие не придумать? "Мне 200 г орехового и 300 г макового". Понятно, что дорого. Зато организм по-новому заживет:

И вообще, есть о чем подумать, перечитывая эти строки - хочется попробовать "кундумцы" (упоминаются в обиходниках). Или вареники, которые сначала запекают до румяного цвета, а потом уж отваривают (этакие "жареные пельмени наоборот"), очень интересен мне постный "пирог с блинцами и грибами".

Ловлю себя на гастрономических мечтаниях, а ведь пост - время сознательного ограничения. Так же и средневековый русский человек, как видно, не очень-то собирался себе в еде отказывать. При таком застолье о каком ограничении можно говорить? Хотя формально все правильно, "запрещенные" во время поста продукты здесь не фигурируют.

Дочитав этот фрагмент, немедленно отодвигаю свою "плошку" с "изюмью и медом". Правда, ненадолго, очень уж хочется чего-нибудь этакого.

24 марта. С радостью вступаю в новую неделю - так приятно весь день напролет заниматься делами! Про себя отмечаю, что уже третий день просыпаюсь в пять утра с ощущением, что это шесть. В выходные думала - случайность, но теперь осознаю, что потребность. Чувствую себя великолепно. Именно в понедельник вспоминаю, что 22 марта - день весеннего противостояния, поворот к лету, что в наши края должны были прилететь грачи, в общем, внутри меня включилось новое время - летнее. Первый раз в жизни "переключаюсь" на лето сама, а не по официальному указанию. Ощущаю себя как-то счастливо связанной с солнцем, с природой, так прочно отгороженной от моих глаз многоэтажками и непролазной весенней грязью.

Поэтому "вечеряю" с наслаждением - "капуста крошеная", огурцы и помидоры, лук и чеснок, хлеб. Наконец-то у меня есть ржаная мука! Магнитогорск выпускает, за что ему и спасибо. Обнаруживаю в Интернете огромный форум фанатов домашнего хлеба с массой старинных рецептов (хлеб пекут на капустных листьях, закваску хранят как эстафету и т.п.). Завтра поставлю закваску - ей надо дней пять, чтобы превратиться в могучую силу.

25 марта. Живу "посолонь", вслед за солнцем, легко проживаю такой непростой и интенсивный день. Встаю на весы и вижу, что остановилась на 71 кг. Все, кончилось похудение, наверное, остался необходимый вес. Да - пост не диета, что уж тут говорить! Тут организм в гармонию должен вступить с самим собой - и не худой постник, и не толстый.

Вечером с наслаждением ем свое "горячее без масла" - лапшу гороховую. Замечательная все-таки еда!

26 марта. Наконец-то утром ставлю закваску. В небольшом глиняном горшочке ржаной муке, дрожжам и воде предстоит превратиться в сложную смесь с резким запахом спирта - сильную закваску для ржаных хлебов, которые буду печь в воскресенье. Читаю, что суббота и воскресенье третьей седмицы - начало Крестопоклонной; в субботу пекли постное сладкое печенье - "кресты". Шмелев в романе "Лето Господне" пишет: "Кресты - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки "креста" - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:

-- Православная наша вера, русская... она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, "кресты"-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки".

Нахожу рецепт этого печенья: "мука - 3 стакана, крахмал - 1 стакан, масло растительное - 150 мл, соль - на кончике ножа, сахар - 1 стакан, вода - 150 мл". Думаю, что это "модерн" - какой тогда крахмал мог быть? Скорее всего, разрыхлялось тесто какой-нибудь закваской, дрожжами, делалась такая легкая сдоба на постном масле с добавлением толченого миндаля.

Но это на субботу - тогда и попробуем, каковы "кресты-утешение" на вкус. А пока - строгое сухоядение. Так привыкаю к нему! Ем овощи, хлеб, пью воду, съедаю ложку меда с изюмом и несколько орехов.

27 марта. Утром приходит в голову странная мысль: если выдерживать пост так легко, в чем же задача? Вот третья неделя заканчивается, близко "макушка" поста, организм привык и приспособился (и даже как-то приветственно ко всем этим ограничениям относится) - и ощущение "события" постепенно иссякает. Пост становится все более "праздничным".

Шмелев так рассуждает о четвертой седмице поста: "Крестопоклонная" - неделя священная, строгий пост, какой-то особенный: Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла - гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые "пестрые",- поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце - а на заедку всегда "кресты" : помни "Крестопоклонную".

Ну что тут скажешь? Надо напечь гору печенья. На посту я одна, а на "заедки" вся семья сбежится.

Марина ЗАГИДУЛИНА, доктор филологических наук, заведующая кафедрой ЧелГУ

Комментарии
Комментариев пока нет