Новости

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кто в рабочие пойдет?

29.05.2001
Систему профессионального образования должны поддержать предприятия. Иначе на производстве скоро некому будет работать

Лет 10-20 назад подготовка специалистов для "реального сектора" воспринималась как важное государственное дело, и основания для этого действительно были. Существовала мощная система профессионально-технической подготовки, своего рода фабрика рабочих кадров, обеспечивающая промышленность "людским ресурсом".
Но что-то случилось, что-то произошло в последнее время. Заводы стали жаловаться на нехватку квалифицированных рабочих, руководителей среднего звена.

Систему профессионального образования должны поддержать предприятия. Иначе на производстве скоро некому будет работать

Лет 10-20 назад подготовка специалистов для "реального сектора" воспринималась как важное государственное дело, и основания для этого действительно были. Существовала мощная система профессионально-технической подготовки, своего рода фабрика рабочих кадров, обеспечивающая промышленность "людским ресурсом".

Но что-то случилось, что-то произошло в последнее время. Заводы стали жаловаться на нехватку квалифицированных рабочих, руководителей среднего звена. Последнее десятилетие в этом смысле стало для нашей промышленности провальным. На предприятиях пропала преемственность, кануло в Лету наставничество. Рыночная революция оголила производственные участки. Одни работники подались за лучшей долей в коммерцию, другие ушли на пенсию, а оставшиеся с трудом привыкают к новым условиям. С большим трудом адаптируется к ним даже высший "комсостав". И как результат - на ряде производств некому выполнять полученные заказы. Кадровые трудности теперь в той или иной степени испытывают все.

Нынешняя ситуация побудила Ассоциацию промышленных предприятий и банков области провести "круглый стол" с сотрудниками системы профессионально-технического обучения, предпринимателями и хозяйственниками, учитывая новые реалии, обсудить вопросы подготовки и закрепления кадров в промышленности, чтобы выйти на конструктивный результат, способный благотворно повлиять на обстановку в "реальном секторе".

Как было, как будет:

Л. Рабченок, директор ПромАсс:

-- Кадровые вопросы сегодня не просто назрели, они перезрели. Со своими предложениями по этому поводу на собраниях нашей ассоциации не раз выступали сами хозяйственники. 25 апреля на очередном годовом собрании тема зазвучала вновь. У нас немало заводов, сохранивших положительный опыт работы с советских времен, но многое утрачено. Как, объединив наши усилия, наметить новые подходы в этом деле? Обмен мнениями может стать прелюдией для более серьезных инициатив. Мы намерены подготовить и провести солидное совещание с участием руководителей всех заинтересованных организаций, областной администрации и Законодательного собрания. Новая стратегия работы с кадрами, безусловно, будет востребована всеми предприятиями.

А. Базаев, первый заместитель начальника главного управления профессионального образования и науки области:

-- Проблема подготовки кадров теперь актуальна как никогда, и мы рады, что нашли единомышленника в лице ПромАсс.

Сегодня можно говорить о революции (правда, пока непонятно с каким знаком - плюс или минус), что произошла за последние десять лет в сфере профессионального образования. На этот счет существует интересная статистика. С 75-го по 90-й год у нас в области было 16 вузов, в которых обучалось около 55 тысяч студентов. Теперь на нашей территории действуют 24 государственных вуза и их филиала, имеющие лицензии и аккредитацию на осуществление образовательной деятельности, и 26 негосударственных заведений. В них обучается около 120 тысяч студентов. В ЮУрГУ, где всегда было примерно 12 тысяч человек, теперь занимается 38 тысяч. При этом, особо подчеркну, ни одного нового здания, если не считать корпус ЧелГУ, за эти годы не построено.

Когда говорят, что коммерческое образование захватило область, нужно учитывать ряд нюансов. По программам высшего профессионального образования в 26 негосударственных вузах обучается около 11 тысяч студентов, а 109 тысяч посещают государственные учебные заведения. Любопытно, что студентов, которые учатся в бюджетных группах, с 90-го года стало больше на 10 тысяч человек (сегодня их - 65 тысяч), однако при этом 45 тысяч юношей и девушек записаны в коммерческие группы (десять лет назад не было ни одного представителя этой категории учащихся). К примеру, в Южно-Уральском государственном университете 61 процент молодых людей обучается на коммерческой основе и только 39 процентов - на бюджетной. Схожая картина в Челябинском педагогическом университете: здесь 49 процентов студентов обучаются на коммерческой основе, 51 - на бюджетной. Есть, правда, один вуз, который никого не готовит "за деньги". Это Магнитогорская консерватория. Тем не менее, как показывает практика, деление на коммерческие и государственные вузы сейчас достаточно условно. В них работают одни и те же преподаватели, используются одинаковые программы, будущие выпускники платят примерно одинаковые деньги. Самые высокие цены сложились в юриспруденции и лингвистике, годовые расценки достигают 25 тысяч рублей за человека.

Средние учебные заведения оказались в меньшей степени затронуты изменениями. В 90-м году у нас было 66 техникумов, которые посещало около 70 тысяч человек. Сейчас техникумов столько же, а обучаются в них 65-66 тысяч студентов. В 1993-1994 годах появилось девять негосударственных колледжей. Они стабильно работают и поныне, завоевали авторитет в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте.

Расцвет начального профессионального образования пришелся на первую половину 80-х годов, когда в регионе было 136 ПТУ, которые посещали примерно 58 тысяч юношей и девушек. Сегодня осталось 102 государственных заведения, хотя количество учащихся почти не изменилось. В них получают подготовку 52 тысячи человек.

Наиболее спокойно процесс оптимизации сети училищ проходил в Магнитогорске. Там было 22 ПТУ, теперь - 10, но это самые современные комплексы. В Челябинске, Миассе и Златоусте по ряду причин положение иное.

В 92-м году был принят федеральный закон, в котором впервые прозвучало, что целью образования является удовлетворение потребностей личности. Потребности самих предприятий начали отодвигаться на второй план. Как стало? Приходит недавний школьник в ПТУ и говорит: не хочу быть фрезеровщиком, выучите на бухгалтера. И вне зависимости от того, нужны в данный момент бухгалтеры важнейшим отраслям народного хозяйства или нет, училище начинает готовить их.

В том же 92-году принимается программа приватизации. С 66-го года у нас действовало типовое положение о профессиональном техническом училище. Тогда в ходу было понятие о базовом предприятии, которое закреплялось за учебными заведениями и на которое возлагался целый перечень обязанностей по отношению к ним. Когда заводы и ПТУ были государственными, система действовала исправно. Как только стали меняться формы собственности, развились процессы, плохо поддающиеся регулированию. Приватизированные заводы начали говорить: кадры не нужны. При снижении производства на 40-50 процентов трудно ожидать иного. На том же ЧТЗ всю жизнь трудилось около 55-66 тысяч человек, а в 98-м году осталось 24 тысячи. Это ли не говорящий пример?

ЗАО, ОАО, ООО, обеспечиваемые ранее специалистами, перестали вкладывать средства в учебные заведения. Последние, по большому счету, остались со своими сложностями один на один. Набор сохранялся и в эти годы, треть выпускников девятых классов по-прежнему шла в ПТУ. Однако в условиях дефицита денежных вложений сами училища задались вопросом: какие специальности оставить? Подготовка портного стоит 15 тысяч рублей, сварщика, которому, грубо говоря, нужно сжечь определенное количество электродов, - уже дороже. А если денег на укрепление материальной базы ПТУ с начала 90-х практически не выделялось, сам собой стал действовать рыночный механизм и в учреждениях начального профессионального образования: директора взяли за ориентир ту самую потребность личности, о которой говорил закон об образовании.

Какие шаги можно предпринять для изменения ситуации в системе начальной профессиональной подготовки? Если не подразумевать определенных вложений со стороны предприятий, мы будем по-прежнему готовить секретарей-референтов. Поэтому в нынешних условиях, когда 85 процентов заводов находится в частных руках, нужно настраиваться на работу по заключенным с ними договорам. На основе договорных отношений неплохо взаимодействуют учебные заведения Магнитогорска и ММК, челябинское училище N 23 и электрометаллургический комбинат, предприятия и ПТУ Сатки, Миасса, Озерска. "Магнезит" платит вторую зарплату преподавателям училищ (средняя зарплата инженерно-педагогического состава в системе начального профессионального образования - 1143 рубля). Всех выпускников трудоустраивает УралАЗ, ребята там зарабатывают на производственной практике. То же делает и химкомбинат "Маяк".

В прошлом году губернатор подписал постановление "О повышении эффективности взаимодействия учреждений начального профессионального образования и организаций области по подготовке рабочих и специалистов". Этот документ регламентирует порядок прохождения практики нашими учащимися. Но поскольку лишь небольшая часть заводов идет на то, чтобы заключить договор, предусматривающий зарплату для молодых людей (наоборот, еще недавно говорилось, что нужно доплачивать мастерам, которые занимаются с учащимися на производстве), отношения между партнерами кардинально не изменились.

Технология карьеры

А. Шеремет, исполнительный директор ООО "Площадь Эволюции" :

-- Кто виноват в том, что сегодня приходится подводить нерадостные итоги? Изменилась мода. Из государства производящего мы превратились в государство потребляющее. И обучаем профессиям, направленным не столько на производство, сколько на потребление. Первое место по популярности во всех рейтингах занимает профессия юриста. По данным на начало марта, на вакансию юриста претендовало 60 безработных, на вакансию бухгалтера - 7, на вакансию менеджера по персоналу - 4,9. Иными словами, на рабочие специальности молодежь идет гораздо реже, а в итоге получается замкнутый круг.

Одним из приоритетов, определяющих место будущей работы, является зарплата. Претензии или ожидания что в Москве, что в Челябинске одинаковые. Люди 17-21 года ждут заработную плату от 900 долларов, 22-30 лет - от 500 до 700 долларов в месяц. Почему-то считается, что именно юристы, психологи и маркетологи могут иметь такие доходы, хотя на самом деле все обстоит не совсем так. Но переломить этот стереотип не удается. Отсутствует элементарная информированность, и люди живут в заблуждении: станешь рабочим - будешь нищим. В этой связи мне очень нравится система мотивации для персонала, которая существует на "Строммашине". Там квалифицированные рабочие имеют достаточно высокий заработок.

Удивительно, но факт: выбирая специальность, многие школьники ставят на одно из первых мест блат, хотя, кажется, и понятие такое у нас уже должно отмереть. Парадокс, но представления прошлых лет способны отвратить ребят от рабочих специальностей. Если ты рабочий, какой у тебя блат? Поэтому даже школьники, выросшие в рабочей среде, начиная с шестого класса думают о карьере юриста.

У нас много недостает, чтобы изменить это положение. Мы не можем даже сделать прогноз на 10-15 лет. Но мы в состоянии разработать для человека то, что в мире называется технологией карьеры, однако ни-кто в Челябинске этим не занимается. Если же смотреть дальше, нам нужна областная целевая программа, хорошо профинансированная по нескольким направлениям. В ней должны быть определены приоритеты, подчеркнуто, какие специальности нам нужны. Необходимо ужесточение условий для лицензирования учебных заведения, нужна постоянная обратная связь с производством, которая сегодня, увы, отсутствует. Профориентация существовала всегда, она была, есть и будет, но сейчас она приняла искаженные формы. Обязательно нужен какой-то орган, совет - при Ассоциации промышленных предприятий или администрации, который бы отслеживал эти вопросы. По информации журнала "Советник", 60 процентов наших детей не готовы к выбору профессии. По данным исследований, которые мы проводили в одной из школ Советского района Челябинска, к выбору профессии не были готовы 38 процентов выпускников. А кто заявил о своей готовности пойти учиться на какую-то специальность, часто склонялся к решению под влиянием родителей, полагая, что имеет все необходимые задатки.

Е. Савин, президент Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Челябинской области:

-- На крупных предприятиях ныне трудится примерно треть работоспособного населения, остальные заняты в сфере обслуживания, в сравнительно небольших фирмах. С учетом этих пропорций и надо определить, сколько рабочих и какого профиля готовить. Причем упор надо делать на качественное обучение. "Многостаночников" на заводах мало. Изучил человек нужные операции и механически выполняет их - это не настоящий специалист. Потому и вакансии появляются, что универсалов некем заменить.

А кто заплатит?

А. Большаков, директор Челябинского центра обучения кадров в промышленности:

-- Предлагаю посмотреть на ситуацию иначе, поставив во главу угла самого человека. Кто не хочет жить счастливо, обеспечить себе и своей семье нормальный уровень благосостояния? Все хотят. Поэтому выпускники школ всегда будут примеряться к тем сферам деятельности, где, по их мнению, есть возможность неплохо зарабатывать.

Крупные, преуспевающие заводы могут разработать собственную систему льгот, как на Магнитке или на "Магнезите". Но справедливости ради надо признать, способны на это не все. Лишь некоторые в силу материальных причин в состоянии должным образом организовать подготовку кадров, вложить средства в материальную базу учебных заведений. ММК показал путь, по которому надо идти, создав и оснастив центр, где можно повысить свою квалификацию, чтобы затем претендовать на более высокую зарплату. Среднее предприятие такой центр не осилит - дорого. Но его можно оборудовать всем миром, на паях, с участием администрации, сделать областным и таким образом удовлетворять потребности многих заводов, которые примут участие в его оснащении, отчисляя для этого часть своих средств.

Как и во всем мире, работающих на производстве людей у нас будет становиться все меньше. На этот счет есть даже устоявшиеся пропорции: в сельском хозяйстве занято шесть процентов населения, 16 процентов - во всем "реальном секторе", около 80 - в сфере обслуживания. Поэтому бухгалтеров и юристов всегда будет больше, чем квалифицированных токарей. Но нужно, чтобы к выбору специальности человек подошел осознанно, сделав для себя вывод: больших денег как юрист я не заработаю, поэтому пойду в станочники. В Москве был опыт, когда при помощи палаты мастеров удалось создать лицей N 31, где готовили квалифицированных каменщиков и отделочников. Туда очередь выстроилась, как в МГУ. Потому что поступающие знали: после окончания этого заведения получат сертификат европейского уровня и соответствующую подготовку. Подобное учреждение есть в Екатеринбурге. И я уверен: если нечто подобное появится в Челябинске, конкурс туда будет больше, чем на юридический факультет.

Н. Швайбович, заместитель директора по персоналу ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" :

-- Мы сегодня выясняем, на чьей базе нужно осуществлять подготовку. А у нас уже есть прекрасный центр в Челябинске, где можно готовить рабочих. Это большое дело. Давайте все-таки не будем ломать то, что построено.

Хочу - не аргумент

А. Гончаров, заместитель генерального директора по персоналу ОАО "УралАЗ" :

-- Проблема подготовки рабочих кадров осложняется тем, что главное управление профессионального образования "потеряло" идеологию. Директора училищ ссылаются на закон, защищающий потребности личности. Совершенно не стало целенаправленной и ясной линии. Сколько угодно можно повторять, что каждый вправе выбирать специальность по своему вкусу, но если система профтехобразования руководствуется только желаниями выпускников школ, мы с ней рано или поздно сядем на мель. Мне кажется, ситуацию надо менять, и достаточно жестко.

Вот говорим: выучили 25 токарей, а через три года нужно будет только 10, поэтому-де система рассыпается. Если будем подходить к этому вопросу строго арифметически, действительно, система не выдержит, рухнет. Но суть-то в другом: нам следует готовить не просто токарей и фрезеровщиков, а конкурентоспособных специалистов рабочих профессий. Это означает, что человек должен не только повышенный разряд получить, но и, самое главное, быть способным к переобучению, переподготовке, иметь культурный потенциал. Вот почему мы не заявляем нашим училищам: не нужны нам ребята, сами можем взять и любого сделать фрезеровщиком за три месяца. Не идем на это потому, что понимаем: ребенок должен социально адаптироваться в учебном и трудовом коллективе, прийти к нам, имея за плечами этот опыт, усвоив знания, которые помогут ему в дальнейшем стать специалистом-универсалом.

Демографический прогноз на следующие пять лет неблаго-приятный. В ближайшее время можно ожидать, что борьба за ребенка обострится. Средняя школа станет аргументировать: у меня - планы, финансирование, поэтому буду держать одиннадцатые классы. Техникум начнет просить: дайте выпускников, училище тоже не промолчит. Но у ребенка, мы должны это понимать, своя гордость, понятие о достойном статусе, собственных возможностях. Быть может, учитывая это, нам попробовать сделать единый колледж, куда смогут поступать все дети, чтобы потом, в зависимости от проявленных наклонностей, стать или квалифицированным рабочим, или продолжить обучение дальше, восприняв базовый теоретический курс, который поможет при необходимости безболезненно проходить техническую переподготовку? Тогда, на мой взгляд, сумеем более рационально использовать деньги, которые сегодня неоправданно взяли и делаем вид, что готовим техников, хотя готовим рабочих.

Что еще было бы целесообразно сделать? Сегодня бытует упрощенный взгляд на отношения училищ и работодателей: дескать, заказывай, плати и покупай. Но получить рабочие кадры - это совсем не то, что купить станок. Автозавод ныне содержит учебно-производственный цех, организует практику, платит за нее деньги, а какая-то фирма, которая и рубля не вкладывает в эту подготовку, посулив зарплату чуть больше, переманивает специалистов, при обучении которых мы несли за-траты. Мне кажется, нужно вводить какой-то налог на профессиональное образование, чтобы частные конторы, отнимающие кадры у производства, тоже вкладывались в систему. Налог этот должен быть не солидарным, а конкретным: имею определенную сумму и на нее заказываю те услуги, которые нужны и которые мне по карману.

В. Назаров, директор по работе с персоналом ОАО "Челябинский электролитный цинковый завод" :

-- В масштабах области у нас сравнительно небольшое предприятие, на нем трудятся 1880 человек. За последнее пятилетие сократили около 500 работников, но людей при этом на улицу не выбросили. Создали вспомогательные участки, определили их туда. Кадрами мы дорожим и держимся за них, используя как материальные, так и моральные стимулы. Да, ныне средняя зарплата по заводу составляет 6500 рублей. Но мы также два раза в год обновляем доску почета и считаем, что это тоже фактор, закрепляющий людей на производстве. На многих ли предприятиях сегодня проводят экономическое соревнование? На единицах. Откровенно скажу: над нами смеялись, когда мы стали вспоминать забытое старое, собирать людей вместе, рассказывать им о положении на заводе, вкладе, который внесли коллективы в общее дело, за что им говорили спасибо. Но жизнь подтвердила: направление выбрали верное.

Работников нужных нам специальностей для нас никто не готовил и не готовит, делаем это сами (в прошлом году на эти цели израсходовали миллион рублей). Учим, используя любую возможность. Приглашаем преподавателей со стороны, разрабатываем образовательные программы. Такая тактика помогла выжить в трудные годы, когда производство падало. А сейчас оно растет, поэтому несколько изменилась и кадровая политика. В течение нескольких лет мы принимаем рабочих только по рекомендации. Скажем, приводят родители сына на завод. Если есть вакансия, берем его, но при этом предупреждаем: станешь плохо трудиться - твоим родным стыдно будет. Такая "семейственность" иногда действеннее любых наказаний.

П. Науменко, заместитель генерального директора ОАО "Строммашина" по общим вопросам:

-- Надо поднимать престиж рабочих профессий, активнее влиять на информационное поле. Вот, утверждают, машиностроение оживает, "Станкомаш" получил заказ на приличную сумму, поэтому требуются люди ряда специальностей. А что это даст заводу, как он станет развиваться дальше? Быть может, узнав об этом, родители проведут в семье свою профориентацию, скажут сыну: "Слушай, зачем идти в официанты? Иди лучше в оборонку - там перспектива".

Недавно в Ленинском районе Челябинска состоялся совет директоров предприятий. Все говорили: требуются станочники, надо идти проводить профориентационную работу в школы, нужно базовое ПТУ. Потом заметили: раз уж все вместе собрались, заключим соглашение хотя бы в своем районе.

В. Корякин, генеральный директор ОАО "Сельхозтехника" :

-- Наше предприятие обслуживает села. Что такое сельское хозяйство сегодня? Практически отсутствуют кадры. Разве что в нашей системе сохранится несколько человек широкого профиля: и токари, и фрезеровщики, и мотористы, и шлифовщики, и ремонтники. Но молодежи нет. А "под двадцатилетних" мы готовы дать хорошую зарплату, даже квартиру. Наша организация готова и финансировать подготовку молодых специалистов. У нас - мощное производство, уникальное оборудование, и оно сегодня простаивает. Я предлагаю нашу базу, наши деньги, которые задолжал нам бюджет. Только дайте кадры - простим все долги.

В. Косулина, начальник управления кадрами ОАО "Станкомаш" :

-- Подобные неурядицы хорошо знакомы и нам. С 91-го года мы потеряли около 15 тысяч человек. Теперь есть потребность в рабочих руках. У нас было свое ПТУ, мы его холили, берегли, делали все, чтобы оно работало стабильно. Но в ответственный момент не увидели огонька в глазах его руководителя. Надо срочно возрождать то хорошее, что у нас было. Если не начнем интенсивно работать, потеряем время, потеряем все. Правда, сейчас уже создана программа для предприятий Ленинского района. Это программа действия. В ней оговаривается, какие договоры мы должны заключать.

Давайте чаще встречаться

Е. Лузина, заместитель генерального директора по персоналу ФГУП "Полет" :

-- У меня предложение. Существуют такие клубы, которые объединяют специалистов, работающих с кадрами. Раз в месяц они собираются для обсуждения наболевших вопросов. Определяют план работы, контролируют его выполнение. Сегодня мы коснулись лишь некоторых аспектов большой проблемы. Но давайте не будем останавливаться на этом. Ведь мы тоже можем ежемесячно собираться в этих стенах, в Ассоциации промышленных предприятий и банков области, и обсуждать общие задачи, делиться опытом. Это помогло бы выработать единую политику.

Л. Рабченок:

-- Еще раз убеждаюсь, как необходимо иметь в регионе объединение промышленников. Перед дирекцией ПромАсс на общем собрании членов ассоциации была поставлена задача - найти партнеров и вместе с ними начать работу, направленную на возрождение системы подготовки кадров и закрепления их на предприятиях. Мы считаем, что есть смысл сформировать рабочую группу, способную созвать областное совещание по этой проблеме, разработать необходимые документы. Конечно, следует думать и о систематизации всей работы. Нужно "перекинуть мост" между работодателями и образовательными учреждениями. В качестве такого моста могла бы выступить некая структура (комиссия, совет), призванная формировать "заказ" на кадры рабочих и специалистов, курировать разные обучающие и специальные программы. Она может заняться сертификацией, аккредитацией учебных заведений, образовательных проектов. Все это позволит преодолеть случайно-наскоковый характер взаимодействия предприятий и учебных заведений.

ПромАсс обращается ко всем заинтересованным организациям, частным лицам, которым небезразлична судьба системы профессионального образования. Мы приглашаем их к сотрудничеству и просим поделиться своими предложениями, касающимися "кадровой работы" в регионе, по телефону 66-68-13. Письма можно отправлять по адресу: Челябинск, ул. Свободы, 20, Ассоциация промышленных предприятий и банков области.

Записал Евгений КИТАЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет