Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

На посту

04.04.2008
(Продолжение. Начало  в номерах за 14, 21 и 28 марта)

29 марта. Пеку кресты из постного дрожжевого песочного (!) теста. Растительное масло, сахар, дрожжи, мука, немного воды. В отличие от "классического" песочного в холодильник не убираю, а, наоборот, ставлю в теплое место.

(Продолжение. Начало в номерах за 14, 21 и 28 марта)

29 марта. Пеку кресты из постного дрожжевого песочного (!) теста. Растительное масло, сахар, дрожжи, мука, немного воды. В отличие от "классического" песочного в холодильник не убираю, а, наоборот, ставлю в теплое место. Через час пеку печенье в виде крестов, но никакие мои надежды на "гору на всю неделю" не оправдываются: первый противень приговорили еще до того, как я вытащила второй. И второго судьба была такова же.

Из "основных блюд" пробую приготовить кундюмы (кундюбки). Их рецепт сохранен и пронесен через века - "ставец кундюмов" упоминается и в росписи царских кушаний, и в монастырских книгах. В. Похлебкин, единственный советский кулинарный писатель, восстановил рецепт на основе сохранившихся сведений следующим образом: в подсолнечное масло (4 столовые ложки) наливается крутой кипяток (три четверти стакана) и быстро засыпается мука (2 стакана). Тесто раскатывается почти до прозрачности без подсыпания муки - оно не прилипает к доске. Это тесто режется на квадратики, в которые заворачивается начинка - грибы с кашей, жареным луком и пряностями. Грибы при этом отвариваются в воде, а потом пережариваются с луком. Получившиеся "пельмени" кладут на противень, смазанный растительным маслом, и ставят в умеренно жаркую духовку на 15 минут. После этого их кладут в горшочек, заливают грибным отваром, солят-перчат и ставят в духовку еще минут на 15. Едят со сметаной и зеленью.

Красивый рецепт! Но, изучая расходные книги, убеждаюсь, что кундюмы ели в "горячие дни без масла", то есть по вторникам и четвергам. А это значит, что подсолнечное масло в их приготовлении не участвовало. И тогда я рискую поставить эксперимент - делаю кундюмы без масла. Тесто - мука, соль и вода, как для лапши. Начинка - картофель и квашеная капуста, ни капли масла, добавляю еще сырой лук. Грибы (замороженные лесные) отвариваю с луковицей и морковкой в кастрюльке. Из теста и начинки делаю кундюмы, похожие на вареники по форме. Ставлю в духовку - получаются великолепные маленькие пирожочки, один из которых я немедленно съедаю. Прелесть как вкусно! Теперь кладу три кундюма в горшочек, заливаю отваром с грибами, "запечатываю" горшочек тем же тестом и отправляю "томиться". Вынимаю через полчаса - сыплю зелень и ем. Без всякой сметаны, просто с хлебом. До чего замечательный, совершенно праздничный суп! Остальные кундюмы засыпаю в кастрюлю с грибами и провариваю. Буду есть свои "кундюбки" и завтра, и во вторник, и в четверг, если домашние не помогут.

К вечеру пеку ржаной хлеб. Закваска действительно получилась мощная - ржаная мука клейкая, липкая, ее так трудно замесить, кажется, такой "цемент" никакими дрожжами не подымешь. Но нет, тесто прекрасно поднимается - пышное, темное. Пеку большой (раза в полтора больше наших обычных "уральских") круглый хлеб. Он душистый и темный, не черный, а красновато-желтый. Примерно стакан готового теста кладу в пол-литровую банку и ставлю в холодильник - до следующего раза, как положено было в старину. Уже к ночи банка полная, тесто растет даже в холодильнике.

На ржаной хлебец охотников дома меньше, чем на пшеничный. Наконец-то будет хлеб на всю неделю.

30 марта. Хоть и воскресенье, а день рабочий - день открытых дверей в университете. Иду с "баночным питанием" - несу свои кундюбки, хлеб. Оказывается, и наш зав. лабораторией на посту - он пробует кусок моего самолепного хлеба и хвалит его. А я уплетаю свой грибной "ставец кундюмов" за обе щеки. И в самом деле, праздник, крестопоклонная седмица начинается. Печенья у меня нет - надо было не полениться и еще напечь, всех бы тут угостить. Но поздно спохватываюсь.

В воскресенье (как и в субботу) надо бы обедать и ужинать, но еще со вчерашнего дня замечаю, что второй прием пищи - лишний. Ограничиваюсь на ужин чаем с вареньем из крыжовника.

31 марта. Тяжелый день, чувствую усталость и эмоциональную измотанность. Погода радует, конечно, но как-то все не ладится - дети не могут сообразить, где у них что, чтобы в школу после каникул пойти, проблемы какие-то сыплются и сыплются, много пустой суеты и ненужных разговоров, угнетающих меня, и без того вялую. Еда тут ни при чем, есть я не хочу и вообще об этом не вспоминаю, могла бы и вечером без ужина обойтись. Думаю, что жизнь монастырская, конечно, принципиально иначе устроена во время поста: расписаны все молитвы, все поклоны, день идет в трудах и обращениях к Богу, мозг и душа настроены на исполнение миссии, а не на какое-то там "голодание" :

Кстати, весы показывают 70 кг - это значит, что теперь я худею очень медленно, незаметно, не больше полукилограмма в неделю. Но при этом как-то "правильно" худею - без всяких неприятностей, хорошо известных всем, кто сидел на диетах.

Ужинаю - огурец и помидор с хлебом, пью простую воду. А хочется - очень! - каши, которую я и планирую себе на четверг. Попробуем, что такое кашица на воде и без маслица:

1 апреля. Чудесный весенний день, и в то же время поразительно, что не слышу ни одной шутки, какой-то строгий день юмора, может быть, устали все от "веселой жизни". Чувствую себя очень бодро, дела ладятся, какие-то комплименты слышу о собственной внешности, что, конечно, приятно. Пост перевалил за половину - теперь уже ближе к Страстной, чем к Масленице. И весна так резко вступила в права - тепло, солнечно, даже уже почти не грязно.

Очень остро чувствую потребность куда-нибудь на природу поехать. Первый раз обращаю внимание, что улица Салавата Юлаева скоро центром города станет - многоэтажки заполоняют бывшие поля и леса. "На природу" теперь все равно что "на юг".

Вечером ем грибной суп с кундюмами. Жаль, что он закончился, очень вкусно было. Все-таки в этой странной технологии (сначала запечь, потом отварить) есть какой-то завораживающий смысл. И даже что-то французское - они ведь любят хлеб в супе размачивать, круассаны в кофе макать. Оказывается, это древняя русская технология. Интересно, а как пельмени бы себя повели при таком подходе? Но пельменей мне пока не хочется.

Да, кстати, я сама себя тестирую: чего из "запрещенных" продуктов хочется больше всего? Отвечаю однозначно: кисломолочного чего-нибудь. Творога домашнего я бы сейчас целую кастрюлю, наверное, съела.

2 апреля. Вся неделя (четвертая седмица Великого поста) - память преподобного Иоанна Лествичника, автора "Лествицы", своеобразной "духовной энциклопедии" монахов и благочестивых мирян (создана в VI веке в одном из Синайских монастырей). Замечательная книга! Тридцать "ступеней" лестницы ("по числу лет Господних во плоти") ведут к высотам духовного очищения. Это потрясающая по своей простоте и ясности "инструкция" : как постепенно и последовательно проанализировать свой собственный внутренний мир, как бороться с душевной злобой, пустомыслием, гордыней, унынием, ленью, как от вечной битвы за самоутверждение перейти к состоянию самореализации - не за счет унижения других (как принято в самых распространенных психологических реакциях - "я лучше всех", "он хуже меня"), а за счет "кротости, простоты и незлобия". Тридцатая ступень "Лествицы" обозначена коротко и ясно - "вера, надежда, любовь". Вот такая духовная практика.

Я думаю о том, что мне все время куда-то хочется идти, двигаться. Радуюсь, что лифт не работает, потом я две остановки с удовольствием иду пешком. Вспоминаю, что читала у Лествичника о странничестве: "Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию". Даже жутковато как-то становится. Вспоминаю "Чистый понедельник" Бунина, где героиня с замиранием и восторгом перечитывала "Рече Гюргий:". Думаю о том, что всякие попытки вступить в древние круги (читать ли древние рукописи, пытаться ли выдержать пост "по-старинному", заниматься ли раскопками, читать ли старинные стихи или даже исследовать историю своей собственной семьи) чреваты бегством от дня сегодняшнего. В каком-то смысле вся практика духовного очищения может рассматриваться как такое бегство. Страшновато становится - вот так начнешь экспериментировать, а окажется, что это не эксперимент, а жизнь, даже судьба.

3 апреля. Вчера сухоядение, сегодня - "горячее без масла". Каша монастырская - любопытный рецепт. В горшок с кипящей соленой водой кладутся крупа и замоченный горох (фасоль), морковь, репчатый лук. Такая крупяно-овощная смесь получается - без всякого масла. Едят с хреном, редькой, солеными грибами или огурцами. Попробую обязательно!

Именно сегодня с удовольствием представляю пасхальный стол - вычитываю множество замечательных старинных рецептов, все хочется приготовить, хочется настоящего, большого праздника. Но впереди еще три недели!

Марина ЗАГИДУЛЛИНА, доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций ЧелГУ

Комментарии
Хороший текст. Интересно было почитать.
zagidullina.ru - оказывается ещё и полезный )
Mamitaatmorry
07.09.2009 05:07:21