Новости

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

По информации "Фонтанки", "горит склад с греющим кабелем".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Не всем же быть интеллигентами

08.04.2008
В экономике растет спрос на рабочие профессии, а в обществе - интерес к человеку труда

В трудные 1990-е годы, когда стране было не до нас, отодвинулись на периферию общественного внимания, отошли в тень рабочие уральских предприятий, составляющие большинство населения нашей области, его активную часть. Но вот жизнь стала входить в нормальное русло, заводы задышали, начали платить человеку труда более-менее приличную зарплату, и нашим читателям, судя по звонкам в редакцию ("Почему не пишете о рабочих?"), захотелось увидеть лицо современного уральского рабочего.
Ну что ж, знакомьтесь.

Парни с ЧТЗ
Сергею Севостьянову 25. Он работает на заводе тракторов ЧТЗ.

В экономике растет спрос на рабочие профессии, а в обществе - интерес к человеку труда

В трудные 1990-е годы, когда стране было не до нас, отодвинулись на периферию общественного внимания, отошли в тень рабочие уральских предприятий, составляющие большинство населения нашей области, его активную часть. Но вот жизнь стала входить в нормальное русло, заводы задышали, начали платить человеку труда более-менее приличную зарплату, и нашим читателям, судя по звонкам в редакцию ("Почему не пишете о рабочих?"), захотелось увидеть лицо современного уральского рабочего.

Ну что ж, знакомьтесь.

Парни с ЧТЗ

Сергею Севостьянову 25. Он работает на заводе тракторов ЧТЗ. Внешне похож на студента. Охотно показывает свое хозяйство, станки с числовым программным управлением, и живо, с улыбкой отвечает на все вопросы. По всему видно, что ему нравится внимание газеты.

-- Сергей, твои родители тоже рабочие?

-- Отец и мать - заводчане. Мама была крановщицей, сейчас табельщица. Отец работал электриком, сейчас по стажу на пенсии, отдыхает. Старший брат работает на ЧМК газоэлектросварщиком.

-- Как сюда пришел?

-- Несколько лет назад мама посоветовала. До армии окончил 85-е училище, получил специальность механика. После службы поработал в частных конторах и понял, что такой бардак меня не устраивает. Чуть что - сразу все отнекиваются. Мама сказала, что на ЧТЗ идет набор рабочих с обучением, платят полторы тысячи. Вы-учился на токаря-универсала, проработал восемь месяцев, потом стал токарем-расточником, оператором станков с ЧПУ.

-- Кнопки нажимаешь?

-- Кнопки нажимаем, инструмент сами подбираем. Оператор станков с ЧПУ - уже другой ранг рабочих. Это человек-универсал. И сверловщик, и фрезеровщик, и расточник, и программист. Чтобы сделать первую деталь, надо как минимум неделю провозиться. А потом уже без проблем. Тут больше думаешь головой. Это современно.

-- Ты работаешь на тех самых станках с ЧПУ, которые ставили в середине 80-х?

-- Да. Те самые, старенькие, но с них начинать очень хорошо. Обещают нам сейчас новое оборудование. Все в станках очень сильно упрощают, чтобы меньше было действий человека, чтобы агрегат сам все делал.

-- Сильно устаешь?

-- Мы и головой, и руками работаем. Детали бывают тяжелые и легкие. Если долго обрабатываешь, больше бегаешь. У меня не один станок, минимум три. В конце дня есть, конечно, усталость. Бывает, в конце года план начинаешь нагонять, просят оставаться - надо.

-- Бывает, и свободное время прихватываешь?

-- Да, это тоже вполне нормально.

-- Ты сдельщик?

-- Да. Сколько сделаю, столько и заработаю.

-- И сколько получаешь?

-- За последние полгода один раз только было 15 тысяч рублей, а так выше - 17, 19, 20, 26 тысяч.

-- У вас много молодых?

-- За последние полгода много пришло. Все довольны, но все-таки нас пока мало, процентов 30. Есть молодые, есть в районе 50 лет, а между ними - разрыв. В 90-е люди сюда не шли. Время было тяжелое, инфляция росла, а расценки не поднимались. Помню, как папа приносил домой зарплату продуктами, вещами. Сейчас все начало возрождаться. В отделе кадров много объявлений, приглашают через обучение.

-- На твоей жизни как работа отражается?

-- Появляется ответственность. Встать пораньше, прийти вовремя. Если накануне какой-то праздник, уже не позволяешь себе, телевизор тоже долго не смотришь, чтобы лучше отдохнуть, иначе тяжело будет.

-- Ты женат?

-- Да, у нас уже есть сын Денис, ему вчера исполнилось полтора года. Снимаем квартиру, папа с мамой не помогают. Жена Оксана была продавцом. Сейчас ее не хочу заставлять работать. Пытаюсь с жильем решить проблему, взять субсидию. Если не дадут, попробую ипотеку.

-- Кроме работы успеваешь чем-то заниматься?

-- Семья, прогулки, кино.

В последние годы на ЧТЗ пришло много парней, которым "чуть за 20", даже появились молодежные коллективы. Одна из них - бригада кузнецов Султанова: Артур Султанов, Антон Шевалдин, Андрей Смолин, Максим Печерский. Мы встретились с ребятами во время небольшого перекура. Сначала каждый рассказал о своем приходе на кузнечный завод ЧТЗ.

-- Мне 23 года. Учился в институте, - говорит Андрей Смолин, - познакомился с Артуром. Он устроил меня к себе. В июле будет два года, как вместе куем железо. Учебу бросил, трудно совмещать с работой.

-- Когда три года назад мне исполнилось 18, пошел работать, - рассказывает Максим Печерский. - А до этого закончил юридиче-ский колледж. Юристов сейчас много, куда мне идти? Вот и отправился на ЧТЗ, денег захотел заработать.

-- Заработал?

-- Да, у меня семья, ребенок растет.

-- А получаешь-то сколько?

-- Тысяч 20.

-- Я только второй месяц работаю, - скромничает Антон Шевалдин, - самый молодой здесь.

-- За пивом не посылают?

-- Нет.

-- Некуда, - шутит кто-то из парней.

Все дружно гогочут.

Вокруг нас столпились рабочие постарше и, используя еще советские газетные клише, услужливо подсказывают Антону:

-- Скажи, что ты рабочий в третьем поколении, что отец здесь работает и дед. Дед у него был главным технологом кузнечного завода, помощником директора по кадрам. Сейчас - старший мастер. А Антон - продолжатель династии.

Сам "продолжатель династии" так красиво говорить не склонен.

Бригадиру Артуру Султанову всего 25, но он выглядит, рассуждает и держится как настоящий старший товарищ:

-- В 2001 году, до армии, устроился на ЧТЗ, только в другое подразделение, около года был разнорабочим, грузчиком. После службы месяц погулял и решил: надо идти работать. Сначала на "Мечел" устраивался, не получилось. Хотелось деньги получать, а здесь завод-то особо не работал. Люди, может, и требовались, а зарплаты не было. "В кузницу пойдешь?" - спросили меня. "Пойду". Выбирать не приходилось. Вот с 2004 года и работаю. Сначала был подручным.

-- Обычно бригадир - это такой дядька, а ты молодой.

-- Нашего бригадира парализовало. После него уже, хочешь не хочешь, я встал. Надо. Молодые у нас востребованы. Так и поднимаемся.

-- Трудно быть кузнецом?

-- Очень. Некоторые в прямом смысле горят. У нас чем быстрее все делаешь, тем меньше стоишь у огня. Если наловчился - все получится. А кто-то чуть ли не сразу уходит. Спецовка горит. Тут каждая секунда ценится.

-- В цирке платят за трюки, а у нас - за штуки, - вставляет кто-то из старших рабочих, с интересом наблюдающих за нашей беседой.

-- Да нам как в цирке приходится крутиться. В бригаде все должны действовать слаженно. Должна быть организованность, иначе выработки не получится. У нас есть план месяца, мы знаем: эту деталь надо сделать тогда, эту - тогда. Думаем, как быстрее выполнить задание.

-- Когда встречаетесь со своими ровесниками, не рабочими, у вас есть ощущение того, что вы - парни с ЧТЗ, и это круто?

-- Это нормально. Не стыдно сказать, - спокоен Андрей.

-- У меня все друзья на заводе. Нам без разницы, где работать, - улыбается Антон.

-- Друзья - это одно, а если вы где-то в компании встречаетесь, как говорят, с людьми умственного труда.

-- Ну и что, - улыбается Антон. - Я тоже могу быть интеллигентным, если захочу (Смеется.).

-- Я ощущаю себя нормально, - уверенно говорит Артур Султанов. - Не всем же быть интеллигентами. Последние два года у нас хорошая зарплата, и народ пошел на завод. Уже и отбор идет, не всех подряд берут.

-- А что для вас завод, кроме того что зарплата нормальная?

-- Второй дом. Вот читайте, какой мы у себя плакат повесили.

-- Как свободное время проводите?

-- (Смеются). Пиво пьем. С семьями, подругами общаемся. Женатым семьям жилье обещают, записали вот двоих. Ходите, говорят, требуйте - тогда и получите.

-- А где живете, с родителями?

-- Я снимаю, хватает денег, но жалко отдавать неизвестно кому, - отвечает бригадир.

-- А что вам дает профсоюз?

-- Путевки можно взять. Сейчас объявление висит - на юг. Компенсируют сколько-то процентов.

-- Раньше было социалистическое соревнование. А как сейчас?

-- Хорошо бы выполнить свое, потому что оборудование старое, постоянно на ремонте. Все ломается, запчастей нету толком. План растет, а техника не меняется.

-- А вот наш самый старый рабочий, Анатолий Васильевич Усольцев. 41 год здесь. Вы только ему погромче говорите - плохо слышит.

-- Анатолий Васильевич, что изменилось в цехе за 40 лет?

-- Стан новый "Вагнер" в начале 80-х поставили. А все остальное как было, так и осталось. Люди только меняются. Одно время не хватало рабочих, сейчас подходит молодежь.

-- Плохо слышите оттого, что долго работаете?

-- Ну, конечно, я 30-й год на молоте. Он здорово влияет. Посмотрим на молодых, какие они в моем возрасте будут.

Токарь-оператор из Златоуста

32-летний токарь-оператор Златоустовского машиностроительного завода Константин Хабаров, несмотря на внушительные габариты, оказался скромным человеком со спокойным и внимательным взглядом.

-- Со школы мечтал стать токарем, - рассказывает Константин, - но, поступая в училище, на эту специальность не прошел по зрению. Обучился на слесаря-инструментальщика. И в этом статусе проработал несколько лет, не имея ни морального удовлетворения, ни материального стимула. Ушел с завода (его тогда лихорадило) в поисках лучшей доли. Но вскоре понял: не остыла тяга токарить, возле станка и надо искать себя. И вернулся. Самостоятельно и с помощью наставников Шаймурата Сисамбаева и Олега Половинкина освоил токарное дело, включая "электронику". Теперь вот сам наставник - помогаю Вере Антоновой.

В молодой женщине, матери двоих детей, Константин видит большие способности. Одно огорчает: нет пока у подопечной постоянного места, подменяет заболевших и отпускников, но в основном у него на подхвате. А закрепленный за ученицей станок находится в ремонте, конца которому не видно. Вообще, по словам Константина, с технической модернизацией на заводе весьма затруднительно. Вот и его станок давно требует замены, а потому нередко ломается. Если это повреждения в механической части, берется за ремонт сам, не дожидаясь специалиста.

-- Быстрее отремонтирую -раньше продолжу работу, - говорит он. - Интерес прямой: оплата сдельная. В иные месяцы заработок у меня до 20 тысяч рублей.

Чтобы овладеть электронным "мозгом" станка и вообще для развития, Константин недавно купил компьютер, осваивает его по вечерам. Времени достаточно: пока не женат, живет с матерью. Свой профессиональный рост не видит вне завода, ситуация на котором, по его мнению, улучшается.

Кыштымский слесарь Демкович

-- Нет, за подводную лодку я, пожалуй, не возьмусь, - покачал головой Владимир Михайлович. И при этом окинул взглядом широченный пролет цеха горно-шахтного оборудования, как бы прикидывая: а не поместится ли сюда субмарина? - А за все остальное - пожалуйста.

По роду своей деятельности Демкович ориентируется не на морские глубины, а на подземные. Собирает буровые станки, способные заглянуть на 30 и даже 50 метров внутрь планеты.

-- Владимир Демкович - один из ведущих слесарей-сборщиков участка буровых машин, - говорит директор Кыштымского машиностроительного объединения по производству Анатолий Попов. - Единственный, кто выполняет работу по сборке гидравлики бурового станка СБУ-100ГА. Из своих 55 лет Демкович на заводе 37, исключая два армейских года. Лет десять назад чуть было не ушел, как поступили многие: семимесячная невыдача зарплаты проделала серьезную брешь в кадровом составе заводчан. Демковича попросили не торопиться, потерпеть.

-- Я и остался, - говорит Владимир Михайлович, - а спустя время понял, что поступил правильно. Те, кто ушел, сожалели: трудно приживались в новом коллективе. Да и условия труда там потяжелее и, прямо сказать, вреднее.

Вопрос, каково это всю жизнь быть рабочим, Демкович не сразу понял. А поняв, улыбнулся в усы:

-- Не думаю, что рабочий по своему статусу ниже какой-то эстрадной звезды. Главное, как ты себя и как тебя оценивают. Наверное, по степени нужности и полезности. Так эти все качества при мне.

Демкович знает себе цену. Именно его отправляют в командировки, если у потребителя продукции завода буровая установка не пошла.

-- При социализме бригада была больше - десять человек, а не четыре, как нынче, и объемы выше, - говорит Владимир Михайлович. - По зарплате: Тысяч 10-15 получаем. Можно и больше. Какое к нам отношение? Теперь начальство больше друг с другом контачит. По цеху могут пройти и с рабочим людом не поздороваться.

Два поколения "Урала"

Юрий Маркин работает водителем-испытателем на главном конвейере автосборочного производства АЗ "Урал". 58-летний рабочий доводит машину до ума: готовит к испытаниям, определяет и устраняет дефекты, передает готовый продукт в сдаточный цех - в смену 38 "Уралов". И так каждый день, в две смены, прихватывая субботы. Кровью и потом добываются деньги, на руки получает около 25 тысяч рублей, поэтому в целом доволен. А если взять в расчет то, что и квартиру Юрий Васильевич получил на заводе, роль предприятия в своей жизни он переоценить не боится.

Пока беседуем с ветераном за жизнь, подходит молодой мужчина:

-- Корреспондент - это хорошо, но приемщик заждался.

Как оказалось, о производстве печется Андрей - зять Юрия Васильевича. Восемь лет на заводе трудится. Решение принимал самостоятельно, но и без совета тестя не обошлось - тот хвалил порядки, новую систему оплаты труда, коллектив. Жена Андрея не удерживала, особенно когда узнала "рабочий доход" - примерно 20 тысяч рублей. К тому же автозавод предоставил общежитие. Плюс перспектива с приобретением собственного жилья на льготных условиях - обещали помочь.

-- Нравится мне работа, - говорит Андрей. - Ни в чем особо не нуждаемся, все сами зарабатываем. Дешевые путевки предприятие предоставляет детям в оздоровительный лагерь: сын, пока маленький был, постоянно там отдыхал, теперь дочка.

-- Уходить не собираемся, - признаются родственники.

Они могут разобрать и собрать машину с закрытыми глазами. В сборочном производстве других нет. На руках таких рабочих держится завод, город, страна:

В ходе знакомства с нашими героями обозначились две проблемы: образования рабочих и отношения к ним работодателей, государства и общества. Об этом и пойдет речь в следующих публикациях цикла "Челябинский рабочий" XXI века". Приглашаем к разговору на эту актуальную и по-новому интересную тему всех читателей.

Материал подготовили Константин СЕРГЕЕВ, Валерий ЕРЕМИН, Новита ЗАКАТОВА, Виктор РИСКИН, Евгения РЕПНИКОВА, Эльвира КИТАЕВА

Как вы относитесь к рабочим?

Как видите, в последнее время молодежь пошла в заводские цеха. А как относятся к рабочим профессиям выпускники школ этого года?

Мнения одиннадцатиклассников из челябинского лицея N 82.

Валя КАЛИНИНА:

-- Отношусь нормально, они необходимы, не хуже остальных профессий. Но сама не выберу такую специальность, мне это неинтересно, да и условия на наших заводах требуют улучшения.

Юля КАНЕВА:

-- Нейтрально отношусь. Сама никогда не пойду на завод. Я буду учиться на специалиста по связям с общественностью либо на юриста.

Камил БОГДАНОВ:

-- Отрицательно отношусь. Нет перспектив у такой профессии. Сам пойду на архитектора учиться.

Кристина МИРОНОВА:

-- Там работают люди малообразованные. Работа тяжелая, неинтересная, маленькая зарплата, а бывает, что и нерегулярная. Люди, там работающие, много болеют и раньше умирают. Я хочу связать свою жизнь с финансовой профессией.

Владимир САГАЛОВ:

-- После окончания лицея пойду в университет, на экономику и управление. Это возможность реализовать себя как личность, дает широкий выбор специальностей. Впоследствии - карьерный рост, занятие командных должностей. На заводе у меня таких возможностей практически не будет.

В основном выпускники хотят идти учиться на экономистов, кадровиков, архитекторов, экологов, психологов.

Вакансии на предприятиях области

Челябинский металлургический комбинат

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - 4, 5, 6 разряд, электрогазосварщик - 5, 6 разряд, машинист экскаватора - 5, 6 разряд, водитель автомобиля (на все марки отечественных автомобилей) - с категориями С, D, Е, водитель погрузчика (фронтального) - 5, 6 разряд, слесарь-ремонтник - 4, 5, 6 разряд, станочники (токарь, фрезеровщик, долбежник, зуборезчик, токарь-расточник, токарь-карусельщик).

Обращаться в приемную предприятия: 725-46-00, 725-46-02.

(Число вакансий и зарплату рабочих на комбинате назвать отказались).

ОАО "Трубодеталь"

Токари - 4 человека, операторы станков с ЧПУ - 3 человека.

Зарплата в среднем 20 тысяч рублей.

В ближайшее время на предприятии будет реализовываться крупный инвестиционный проект, в результате которого появится более 50 новых рабочих мест следующих специальностей:

вальцовщики - 8 человек, кузнецы-штамповщики - 8 человек, электросварщики ручной сварки - 4 человека, электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах - 4 человека, газорезчики - 8 человек, наждачники - 4 человека, стропальщики - 4 человека, термисты - 8 человек, машинисты кранов - 8 человек, машинисты погрузочных машин - 4 человека.

Среднемесячная начисленная зарплата в ОАО "Трубодеталь" - 20524 рубля.

Обращаться по телефону 280-09-31.

ФГУП "ПО "Златоустовский машиностроительный завод"

Требуется около 100 высококвалифицированных рабочих:

токари, токари-расточники, токари-карусельщики, фрезеровщики, зубошлифовщики, шлифовщики, операторы станков с програм-мным управлением. Зарплата - от 10 до 20 тысяч рублей по сдельным расценкам без верхних пределов.

Слесари-ремонтники, слесари-электрики, газо- и электросварщики, резчики металла. Зарплата - от 10 до 12 тысяч рублей.

Возможно обучение.

Телефоны кадровой службы предприятия: (8-35113) 63-96-37, 63-95-03.

Кыштымский радиозавод

Фрезеровщик - 2 человека, слесарь механосборочных работ - 3, токарь - 4, автоматчик холодно-высадочных автоматов - 2. Зарплата от 8 тысяч рублей. Звонить: 8-35151-74361.

Кыштымское машиностроительное объединение

Токарь-универсал 4-6 разряда - 7-10 человек, 15-20 тысяч рублей, токарь-расточник 4-6 разряда - 4, 25-40 тысяч рублей, фрезеровщик 4-6 разряда - 3, 20-25 тысяч рублей. Звонить: 8-35151-33-230.

ООО "Кыштымский лес"

Тракторист на трелевке и вывозке леса - 2 человека, 8-12 тысяч рублей, машинист башенного крана - 1, 8-12 тысяч рублей, вальщик леса - 2, 12-15 тысяч рублей. Звонить: 8-35151-33-624.

Комментарии
Комментариев пока нет