Новости

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Школа нерабочей молодежи

09.04.2008
Для строительства российской экономики буквально не хватает рук

За двадцать последних лет некогда народное хозяйство страны обрело конкретных хозяев, но почти растеряло реальных тружеников. Теперь есть кому управлять производством, но все меньше тех, кто может делать качественный товар. Рабочего, "оказывается", надо учить. Вопрос - из кого, где и как?

Про мужика  и двух "генералов"
В базе данных областной службы занятости около 33 тысяч вакансий. Кандидатов на работу примерно 26 тысяч.

Для строительства российской экономики буквально не хватает рук

За двадцать последних лет некогда народное хозяйство страны обрело конкретных хозяев, но почти растеряло реальных тружеников. Теперь есть кому управлять производством, но все меньше тех, кто может делать качественный товар. Рабочего, "оказывается", надо учить. Вопрос - из кого, где и как?

Про мужика и двух "генералов"

В базе данных областной службы занятости около 33 тысяч вакансий. Кандидатов на работу примерно 26 тысяч. Рабочий класс вымирает, причем с 90-х годов - буквально. Специалисты твердят: в 2010 году мы остро ощутим дефицит не только кадров, но и людей как таковых.

Однако источник сегодняшних трудовых проблем не в демографической яме. Последний пик рождаемости в нашей стране пришелся на 1985 год. Нехватку рабочих рук в промышленном Челябинске ощутили в 2002 году: вакансий на рабочие специальности в базе данных было 3556, а безработных нужной категории - 2107. Закаленный в переделах собственности бизнес в тот год впервые задумывается о главном: кем заменить стареющего бригадира (мастера, рабочего), который собрался на пенсию. В период экономического коллапса и массовых сокращений руководители старались оставить у станков наиболее подготовленных, проверенных и ответственных, то есть пожилых. Результат был вполне предсказуем. Но все равно кадровых вопросов после оживления экономики могло и не возникнуть: именно к 2002 году рожденные в СССР в большом количестве достигли трудоспособного возраста. Однако люди на заводы не пришли. Где же они?

Ответ на этот вопрос отчасти очевиден. Новое время предоставляет новые возможности. Многие молодые люди пошли в сферу услуг: в кафе и рестораны, торговые и развлекательные комплексы, в автосервис, ремонт жилья и т.д. Это вообще мировая тенденция, и Россия даже в определенном смысле демонстрирует здесь свою развитость и цивилизованность. Закономерности глобальной экономики таковы, что сейчас ценности все больше стали рождаться не у станков, а в сфере услуг. Тем не менее базис - производство, никто не отменял и не отменит. Нашей стране и всему миру по-прежнему нужны металлы, станки, дорожные машины, грузовики и, как говорили в советское время, товары народного потребления. Без рабочего человека ничего этого не будет.

В структуре выпуска рабочих и специалистов из учебных заведений области численность окончивших ПТУ с 2000 по 2002 год сократилась с 56 до 40 процентов. В 2003-м снизилась еще на пару пунктов, а сегодня составляет чуть более трети числа всех выпускников. Кстати, по данным статистики, дипломированных рабочих теперь почти столько же, сколько выпускников вузов - специалистов. Окончивших средние специальные учебные заведения - менее 30 процентов. То есть число квалифицированных исполнителей равняется количеству "начальников". Такого "баланса" не выдержит ни одна экономика, тем более растущая. Кроме того, даже те, кто учился на обычного труженика, до производства не доходят.

-- В июле прошлого года на стройках области требовалось около 700 каменщиков и стропальщиков, - говорит начальник Главного управления занятости населения региона Леонид Шушарин. - Из учреждений начального профессионального образования вышло 254 выпускника этих специальностей. на рабочих местах появилась лишь половина из них, то есть предприятия получили в шесть раз меньше людей, чем рассчитывали.

Закройщики "белых воротничков"

В начале рыночных реформ любое ПТУ считало правилом готовить беловоротничковых специалистов. А почему нет, если промышленность в ступоре, училища - в нищете, а те, кому дорога юридическая корка, готовы платить за нее деньги. Сохраняя традиционные специальности, ослабленная система образования могла просто не выжить.

Но почему молчало государство? Неужели не очевидно, что увлечение молодежи юриспруденцией - лишь данность текущего момента, а рабочие руки будут востребованы всегда? Зачем было разрушать систему, которая взрастила не одно поколение тружеников?

Ответ прост: бессмысленно готовить кадры в запас, "на всякий случай". Овладевший специальностью должен иметь возможность сразу зарабатывать с ее помощью деньги. Иначе - зачем учился? На будущее? Дожив до него, не факт, что сохранишь рабочий навык. А работать сразу после училищной скамьи в 90-е годы было негде. Нормальный парень не мог стремиться в ПТУ, потому что видел, как его отец (заслуженный токарь, электрик, крановщик) в течение полугода возвращается домой вымотавшийся, но без зарплаты. Зато с разговорами о том, что скоро может вообще оказаться на улице - его родной завод окончательно растащат. Государственные мужи убеждать парня идти в рабочие не могли, ибо были в долгу перед его отцом. Причем в буквальном, "денежном" смысле. Как этот долг отдавать, не знали или не хотели знать.

Промышленность - в ступоре. Народившийся и отхвативший кусок госсобственности бизнес, равно как и государство, в 90-е заботились об одном: чем-то занять опытных, квалифицированных людей, обученных еще в советские годы. И хоть как-то оплатить их работу. Иначе труженики разваленных предприятий выйдут на улицы, и экономический кризис перерастет в революцию. На ее фоне рельсовая акция южноуральских шахтеров (требуя выплатить заработанное, люди перекрыли движение поездов по Транссибу) и стук касками перед Белым домом показались бы трелью.

В итоге бывшие ПТУ потеряли возможности и стимул для развития производственной базы. Хотя их бедность - не только результат "шоковых реформ". Даже в благополучные советские времена оборудование училищ обновлялось медленнее, чем производственные мощности предприятий. В годы кардинальной экономической перестройки ситуация лишь усугубилась. Потому уровень подготовки тружеников сегодня не всегда отвечает ожиданиям работодателя.

Слесаря компьютером не выучишь

-- Для натаскивания будущего экономиста хватит лишь компьютера и лысой башки преподавателя, - горячится один из экспертов. - А одного каменщика обучить - целый полигон нужен!

Директор Челябинского института развития профессионального образования Федор Клюев уверен: заинтересованные в рабочих предприятия должны стать хозяевами в учебных заведениях. Только так можно обновить материальную базу училищ и колледжей.

-- Ребятишек можно привлечь лишь новой техникой и технологиями, - говорит он.

Директор златоустовского колледжа Виктор Сидоров, в свою очередь, рассказал о взаимодействии с фирмой "Стройтехника".

-- Мы вместе сделали полигон, на котором теперь только современные станки, - рассказывает директор. - Естественно, теперь самые умные парни и девушки идут работать в "Стройтехнику".

Образование дает сигнал бизнесу: хотите получить рабочих - вкладывайте в их обучение. Между тем формирование собственных программ повышения квалификации и инвестиции в бывшее ПТУ зачастую под силу лишь крупным предприятиям. Хотя 76 процентов той же строительной отрасли - малый и средний бизнес, который далеко не всегда способен к объединению во имя общих целей и потому неохотно идет на взаимодействие с государством. Вдруг за вложенные деньги не получишь того, что желаешь, а отстаивать свои интересы - рука тонка.

Популярный среди работодателей путь - учить людей возле цеха, где им предстоит трудиться.

-- В 2007 году более тысячи человек получили профессию в стенах ЧТЗ, - рассказывает заместитель генерального директора завода Олег Косых. - Они обучаются по ускоренной программе с выплатой стипендии и дальнейшим гарантированным трудоустройством.

После курсов новоявленные тракторостроители проходят месяц стажировки. Во время обучения получают ежемесячную стипендию по 6 тысяч рублей. После приема на работу в первом полугодии новобранцам доплачивают по 3 тысячи, во втором полугодии - по 2,5 тысячи. Весь второй год идет ежемесячная доплата - 2 тысячи и в третий год - по тысяче рублей.

Административный ресурс

Нехватка рабочих рук может ударить по карману не только владельца конкретного завода, но и областной экономики в целом. Потому правительство региона решило создавать центры для подготовки кадровых ресурсов. Формируют их на базе учреждений начального профобразования. По словам Ольги Новиковой, в 2006 году было создано 10 таких центров. Губернатор каждому на развитие выделил по 2,5 миллиона рублей. Правда, поставил педагогам условие: найти партнеров в бизнесе и соответственно недостающие деньги. В итоге работодатели добавили не только на оборудование, но и на ремонт мастерских. Знак того, что бизнес делает ставку не только на собственное, внутрицеховое, обучение, но и на педагогический потенциал традиционных училищ.

В 2007 году количество ресурсных центров увеличилось. Акцент в их финансировании теперь сделан не на бюджетные деньги (вливания из этого источника сокращаются, и так изначально было задумано), а на вклад бизнес-сообщества.

-- Программы и процесс подготовки составляем с участием работодателя, - говорит начальник отдела среднего и профессионального образования областного министерства Ольга Новикова.

То есть строители и промышленники получают именно тех, кто им нужен. Причем соответствующего уровня знаний. Обучают в ресурсных центрах как вчерашних школьников, так и матерых работяг. Диплом - государственный. Проблем с его выдачей нет, так как формально это то же училище.

К примеру, технический лицей N 5 Челябинска преобразовали в центр кадровых ресурсов ЧТЗ. Завод уже выделил на развитие производственной базы учебного заведения три миллиона рублей. На эти деньги лицей приобретет партию станков - современных, с программным управлением - аналоги тех, что в процессе технического перевооружения будут установлены в цехе предприятия.

В этом году лицей выпустит 28 рабочих массовых профессий, из них ЧТЗ примет на работу 20 человек. В перспективе, по словам начальника управления по работе с персоналом Юрия Войтенко, кадровый центр будет готовить квалифицированных станочников только для Челябинского тракторного завода.

С учащимися будут заключаться договоры о прохождении практики на ЧТЗ. После окончания учебного заведения они будут трудоустроены на предприятии. Завод, со своей стороны, гарантирует лицеистам выплату стипендии, работу по специальности на новейшем оборудовании, создание условий для профессионального роста и достойную заработную плату.

Недавно подобный центр, но уже в Миассе, открылся на базе профессионального лицея N 89. Он будет готовить специалистов наиболее востребованных профессий. Центр готов принять людей разного возраста: школьников - для предпрофильной подготовки, получения первых навыков работы на станке, рабочих предприятий города - на курсы повышения квалификации. Узкопрофильная подготовка будет проходить на предприятиях, имеющих специальное дорогостоящее оборудование. После обучения в ресурсном центре лицеисты получат повышенные квалификационные разряды.

Требуются энергичные усилия власти и бизнеса

Как бы настойчиво государство ни проводило идею реанимации профтехобразования, реальные изменения наступят лишь при заинтересованности бизнеса. Бессмысленно упрекать бедных педагогов в том, что они учат мало и недостаточно качественно людей для того, чтобы бизнес интенсивнее богател. Не учи жить, помоги материально. И не только деньгами, но и разработкой программ, адекватных изменившимся условиям. Кстати, это проверка на дееспособность так называемых профсоюзов олигархов - Торгово-промышленной палаты, ПРОМАСС и других. В решении макроэкономических проблем преуспели. А каково поработать над конкретными проблемами, понятными всем?

По большому счету, наличие в стране достаточного количества квалифицированных рабочих - это одна из основ ее безопасности. Поэтому государство, региональные власти, учитывая значимость человека труда в растущей экономике, могли бы более внятно проявить свой административный и организационный ресурс. Их усилия могли бы воплотиться, скажем, в областную целевую комплексную программу подготовки кадров для промышленности и закрепления их на производстве (например, через льготные ипотечные кредиты). Стоит подумать о развитии конкуренции в системе начального профобразования. Частных вузов, готовящих специалистов модных специальностей, предостаточно (и они на равных соревнуются с государственными за абитуриентов), а профессиональных училищ такой формы собственности - минимум. Однако они не появятся, пока люди не захотят учиться на каменщика, слесаря, стропальщика. И убедить их в этом - совместная задача государства и бизнеса. Для этого, по меньшей мере, надо перестать рассматривать труженика как простофилю-неудачника. Карьера - это из каменщика не в президенты, а в очень хорошие каменщики. При таком подходе, возможно, и гордость за профессию к людям вернется. Об этом - в следующем материале цикла "Челябинский рабочий XXI века".

Кто хочет высказаться по теме, звоните по телефонам 263-83-42, 263-82-43.

В Челябинской области создано 20 ресурсных центров. Они работают в Челябинске, Озерске, Златоусте, Миассе, Магнитогорске, Усть-Катаве, Бакале, Сатке, Долгодеревенском, Верхнеуральске. В финансировании ресурсных центров участвуют компании "Магнезит", УК "Созвездие", "Строймеханизация", "Кнауф-Маркетинг-Челябинск" и другие.

Вы хотите быть рабочими?

Алексей ГОРОБЕЦ, 9-й класс, Челябинск:

-- Я хочу связать свою жизнь с точными науками - физикой и математикой. Считаю, что будущее за информационными технологиями. Люди рабочих специальностей очень нужны, именно они составляют "костяк" промышленности. Я пока еще точно не определился с выбором профессии, но думаю, что стану инженером-гидравликом, получу эту профессию в ЮУрГУ, там учились мой отец и старший брат. Оба они работают на крупных предприятиях.

Антон МИЗИКАЕВ, 11-й класс, Карталы:

-- У нас многие, кто не уезжает в Челябинск, идут в профессиональные училища. Я хочу выучиться на инженера и работать на каком-нибудь крупном заводе. Сначала надо поработать в цехе "простым человеком", чтобы понять производство с самого начала. Когда-нибудь я же стану большим начальником!

Елена ШКУРАТОВА, 9-й класс, Челябинск:

-- На завод - ни за что. Я уважаю рабочие профессии, они нужны, но я туда не хочу. Мне кажется, туда идут в основном люди, которые не хотят учиться, головой больше работать, крутиться в этой жизни. Я собираюсь с десятого класса посещать факультативы по английскому языку. А потом пойду на курсы в ЧелГУ и поступлю туда. Стану переводчиком-лингвистом. Работать хочу в какой-нибудь крупной коммерческой компании. Лучше в региональной или федеральной, чтобы можно было уехать отсюда в столицу или в Питер.

Мадина ШАЛМАНОВА, 10-й класс, Миасс:

-- Зачем сейчас быть рабочим? Представляете, весь день в пыли, в шуме, в жуткой одежде? Особенно трудно тем, у кого нет денег - сейчас знания не всегда помогают пробиться на бюджет в университете. И приходится ребятам идти в училища, техникумы, колледжи и на заводы, в мастерские. Лучше, по-моему, тогда уж в салон мобильной связи. Стажировку пройдешь, потерпишь, повкалываешь, а там тебе и карьерный рост, и бонусы. И вид приличный, и комфортные условия - по сравнению с заводскими-то! Или уж кассиром куда-нибудь в "Пятерочку". Зарплата меньше, но жить - проще. Я считаю, что рабочим за условия, в которых они трудятся, должны платить бешеные деньги - как тем, кто на Крайний Север на вахту посезонную уезжает:

Вакансии на предприятиях области

ООО "Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК" примет:

станочников-универсалов - токарей, токарей-расточников, фрезеровщиков, шлифовщиков, сверловщиков, строгальщиков, зуборезчиков, наладчиков агрегатных станков, автоматических линий и станков с ЧПУ, слесарей-ремонтников, слесарей-инструментальщиков, слесарей-сантехников; наладчиков зуборезных и резьбофрезерных станков; электромонтеров; электрогазосварщиков; термистов; машинистов крана, водителей-испытателей; операторов станков с ЧПУ.

Заработная плата рабочих специальностей - от 12 000 рублей.

Адрес: пр. Ленина, 5, кабинет N 1, контактные телефоны: (351) 779-82-53, 779-88-15, 779-82-33, 728-65-98, 779-81-58.

Литейный завод ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" примет:

формовщиков, зарплата от 14 000 рублей, обрубщиков, зарплата от 14 000 рублей, стерженщиков, зарплата от 14 000 рублей, заливщиков, зарплата от 14 000 рублей, слесарей-ремонтников, зарплата от 14 000 рублей, электромонтеров, зарплата от 14 000 рублей, сталеваров, зарплата от 14 000 рублей, плавильщиков, зарплата от 14 000 рублей, машинистов кранов, зарплата от 14 000 рублей.

Контактный телефон 779-85-83.

Завод инженерных машин ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" примет:

станочников-универсалов 5, 6-го разряда, токарей, шлифовщиков, станочников металлообрабатывающих станков 2, 3, 4-го разряда, слесарей-инструментальщиков 5, 6-го разряда, наладчиков агрегатных станков 5, 6-го разряда, старших мастеров производственных участков. Заработная плата от 15 тысяч рублей. Работа предприятия в одну смену.

Контактный телефон 779-82-33.

Моторный завод ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК"

Электросварщик на авт. и п/авт. 4-6 разряд - 10 000-15 000 рублей, наладчик хол./штамповочного оборудования 4-5 разряд - 10 000- 11 000 рублей, токарь-универсал 4-6 разряд 8000-12 000 рублей, токарь-револьверщик 3-4 разряд - 10 000-14 000 рублей, грузчик 5500-8000 рублей, наладчик станков с ЧПУ 5-6 разряд - 12 000- 18 000 рублей, наладчик автоматических линий 5-6 разряд 12 000- 15 000 рублей, шлифовщик 3-5 разряд 8000-15 000 рублей, токарь 3-5 разряд - 8000-18 000 рублей, слесарь-ремонтник 4-6 разряд - 8000-12 000 рублей, резчик на пиле - 6500 рублей, наладчик зуборезных станков 5-6 разряд - 12 000-15 000 рублей, заточник БИХ 4-5 разряд - 8000-10 000 рублей, слесарь-сантехник 5 разряд - 8000-9000 рублей, парикмахер (женский) 4500 рублей, слесарь промышленной канализации 5 разряд - 8000-9000 рублей, повар-кондитер 5-6 разряд - 7000 рублей, электромонтер 4-6 разряд 8000-12 000 рублей, слесарь по вентиляции 5-6 разряд - 8000-10 000 рублей, электрогазосварщик 5-6 разряд 10 000 рублей.

Контактный телефон 779-88-15.

Кузнечный завод ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" примет:

cлесарей-ремонтников, электромонтеров. Зарплата - от 13 000 рублей.

Контактный телефон 779-89-88.

Челябинский завод тракторных трансмиссий

ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" примет:

cтаночников-универсалов 5, 6-го разряда - токарей, шлифовщиков, зарплата от 15 тысяч рублей, наладчиков станков с ЧПУ 5, 6-го разряда, зарплата от 15 тысяч рублей, наладчиков станков-полуавтоматов и автоматов 5, 6-го разряда, зарплата от 12 тысяч рублей, наладчиков зуборезных и резьбофрезерных станков 5, 6-го разряда, зарплата от 12 тысяч рублей, станочников металлообрабатывающих станков 3, 4-го разряда, зарплата от 12 тысяч рублей, электромонтеров 5, 6-го разряда, зарплата от 12 тысяч рублей, слесарей-ремонтников 5, 6-го разряда, зарплата от 12 тысяч рублей, термистов на нагревательные печи 5-го разряда, зарплата от 12 тысяч рублей, слесарей-ремонтников на горячем участке термообработки 5, 6-го разряда, зарплата от 12 тысяч рублей.

Контактный телефон 728-65-98.

Материал подготовили Сергей Константинов, Андрей САФОНОВ, Новита ЗАКАТОВА, Юрий БОГАТЫРЕВ, Ирина КРЕХОВА, Евгения РЕПНИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет