Новости

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

На посту

18.04.2008
(Продолжение. Начало  в номерах за 14, 21, 28 марта, 4, 11 апреля)

11 апреля. Завершается пятая седмица Великого поста. Сегодня, в пятницу, "на трапезе утешение - пием вино". Но мне как-то не хочется - с моим привычным "сухоядным" ужином вино плохо сочетается.

(Продолжение. Начало в номерах за 14, 21, 28 марта, 4, 11 апреля)

11 апреля. Завершается пятая седмица Великого поста. Сегодня, в пятницу, "на трапезе утешение - пием вино". Но мне как-то не хочется - с моим привычным "сухоядным" ужином вино плохо сочетается. Но на всякий случай изучаю внимательно смысл этого "возлияния натощак" : это такая подготовка к завтрашнему большому событию - "похвалам Пресвятая Богородицы".

Богородица воспринимается как Споспешница в посту и молитвах, Заступница, Ходатаица христианского рода. Но похвала поется ей в честь древнего легендарного события: в 626 году на Царьград напали одновременно персы с запада, скифы с востока. И тогда патриарх Сергий предпринял крестный ход вокруг города с ризой Богоматери. В конце моления он окунул ризы в море. В ту же минуту море взволновалось, "закипело" и потопило вражеский флот. До утра в церкви на берегу моря народ молился в слезах благодарности Заступнице. После этого случая такие "чудеса" свершались неоднократно, однако церковь постановила чтить именно это первое знаменательное спасение.

12 апреля. Суббота наступает - и вместе с этим днем недели приходят радости "отдыха" от поста. Удивительно, что "два вареных с елеем" (то есть две трапезы, допускающие вареную, жареную, печеную пищу с маслом) воспринимаются как большое событие. К тому же монастырским уставом разрешено вино в честь "похвал Богородице". Настоящая радость бытия. Впрочем, я опять все эти возможности пропускаю - и даже ем только один раз (потому что суббота рабочая, а "организовать" обед с собой я забываю).

13 апреля. Церковь поминает Марию Египетскую (это завершение пятой седмицы, посвященной этой легенде). С.В. Булгаков пишет о ней так: "Мария Египетская: В жизни ее святая Церковь обращает внимание на две противоположности: на глубину ее греховного падения и на высоту благодатного восстания, чем указывается, что истинное покаяние изглаждает самые тяжкие грехи, и может вознести кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства". Таким образом, вся пятая седмица целью своей ставила поддержать убывающие силы постящихся мирян. Все же впереди еще целая неделя поста, а потом придет Страстная седмица - и тут уж о еде придется вовсе забыть.

14 апреля. Я вступаю в шестую седмицу - так называемую седмицу Ваий (то есть пальмовых ветвей). Иное название - Цветоносная седмица. Она увенчается Вербным воскресеньем - поразительным днем, пережившим смену режимов. "Вербочки" украшали дома людей, абсолютно далеких от религии, и это очень яркий пример победы ритуала над обрядом. Содержание оставалось неясным (или даже неизвестным), но верба ставилась в молочную бутылку, чтобы из серых пушистых комочков развернулись длинные и широкие "языки" ярко-желтого цвета, и в моей атеистической семье.

Вся эта неделя посвящается великому чуду воскресения - приближается Лазарева суббота. Именно воскресение Лазаря обратило к Христовой вере множество людей и спровоцировало арест и казнь Иисуса. Это сложный - с культурологической точки зрения - момент. Сорок дней перед своим подвигом Христос провел в пустыне, искушаемый дьяволом. Одно из искушений было "чудо" - дьявол обещал дать Иисусу волшебную, чудесную силу, которая повергнет к его ногам человечество. Великолепно об этом сказано в "Братьях Карамазовых" Достоевского, когда в легенде Ивана Великий Инквизитор разговаривает с Христом: "О, ты знал, что подвиг твой сохранится в книгах, достигнет глубины времен и последних пределов земли, и понадеялся, что, следуя тебе, и человек останется с Богом, не нуждаясь в чуде. Но ты не знал, что чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и Бога, ибо человек ищет не столько Бога, сколько чудес. И так как человек оставаться без чуда не в силах, то насоздаст себе новых чудес, уже собственных, и поклонится уже знахарскому чуду, бабьему колдовству, хотя бы он сто раз был бунтовщиком, еретиком и безбожником".

Вот и получается - всякие призывы к духовному очищению и "хлебам небесным" взамен бренных радостей земной жизни ничто по сравнению с чудом, которое созерцают люди. И воскресение Лазаря воспринимается не как метафора веры (уверуй - и он воскреснет), а как именно великое чудо, особое "мастерство".

15 апреля. Истекают последние дни Четырехдесятницы (пост официально заканчивается в пятницу, 18 апреля). А потом - Лазарева суббота, Вербное воскресенье и затем шесть самых тяжелых дней Страстной седмицы. Только по истечении вечерней субботней службы (ночь с 26 на 27 апреля) наступит православная Пасха. Все дни следующей недели будут странно сочетать в себе скорбь и переживание жертвы Христа и одновременно волнения приготовлений к главному православному празднику. Нет ничего удивительного в том, что, избрав главным способом духовного очищения телесное "утоньшение", православные праздником называют именно сытное застолье. Вот и получается - всю следующую неделю будет самый строгий пост, какой только можно вообразить (чуть ли не голодание) с одновременным приготовлением пасхальных вкусностей. Вот уж поистине тяжелое испытание!

Но пока все идет по прежнему, уже очень привычному "графику" - сегодня можно вареное без масла, и я буду есть фасолевые щи - прекрасный рецепт, выисканный мною в старых рецептах: квашеная капуста, фасоль, лук, морковь и непременнейше - мучная подболтка. В свое время В.В. Похлебкин "анафематствовал" этот старинный русский кулинарный прием - добавление в супы мучных подболток (мука жарится до золотистого цвета и запаха орехов на сухой сковороде, размешивается в небольшом количестве воды, а потом вливается в суп). Но, на мой взгляд и вкус, идея эта прекрасная и при правильном исполнении в постный период прямо незаменимая - она компенсирует "пустоту" постных похлебок, делает их и вкусными, и сытными.

16 апреля. Вот и вновь среда - сухоядение. И вновь время подумать об итогах длительного следования правилам пощения. Все же раздражительность в себе и я обнаруживаю чаще, чем хотелось бы. Вновь и вновь задумываюсь о вторичности "телесного" поста по отношению к духовному. Первичным должно быть стремление обратиться к собственной душе, заняться нравственным самоочищением. А "телесный" пост должен быть к этому состоянию "приложением", неким следствием. Но что удивительно и очень для меня важно - перевернув пост "с ног на голову", начав всякие ограничения как простой эксперимент над собственным организмом, я неизбежно сталкиваюсь со своим внутренним Я, неуклонно впадаю в рефлексию, подвергаю анализу и разбору свои действия и поступки. Значит, связь все же есть. Результаты поста - это болезненное вторжение в собственные глубины, "катакомбы совести". Это трудный и тяжелый путь, но я понимаю, что если бы не ежедневное физическое ограничение, я никогда не вступила бы на него. И еще одну вещь понимаю я очень четко: одним постом не отделаешься. Нужна ежедневная трудная работа над самим собой. У меня зреет в душе стремление выдержать Лето Господне - целый год прожить "по правилам". Может быть, через полный круг, прожитый "посолонь", вслед за солнцем, наступит желанный прорыв?

17 апреля. А пока наступает короткая передышка перед Страстной: в Лазареву субботу позволяется есть икру, а в Вербное воскресенье - рыбу (и, следовательно, приготовленную на масле любую постную пищу). Нет сомнений, что без такого "островка" выдержать испытание длиною в 48 долгих дней было бы под силу единицам.

Итак, из целого ряда старинных рецептов выбираю два - на субботу планирую гречневые блины с икрой, а на воскресенье - рыбу-"трою". И тот, и другой рецепт чрезвычайно интересны еще и потому, что наконец-то стало возможно купить гречневую муку (к позору всего нашего сельского хозяйства - импортную), что можно найти и три сорта рыбы для "трои". Собственно, именно забытая "троя" и есть прекрасный пример соответствия пищи телесной ее духовному назначению - это зримый символ троицы (когда три рыбы вкладываются одна в другую и так запекаются). Рецепт остался намеками, но попробовать следует - все же это наша утраченная история, достойная возрождения и возвращения. Вообще удивительно, что во всей нашей огромной стране нет до сих пор Института Отечественной Кухни - великолепного по своим возможностям культурного центра.

Марина ЗАГИДУЛЛИНА, доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций ЧелГУ

Комментарии
Комментариев пока нет