Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Балтазар и Блимунда

19.04.2008
"Воспоминание о монастыре": туристическая вылазка  в средневековую Португалию

Роман португальского лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго "Воспоминания о монастыре", вышедший недавно в "Эксмо", оказывается, уже был издан в России. Точнее, в СССР - благо автор очень сочувствует левой идее. В далеком 1982 году "Воспоминания:" выглядели жестким антиклерикальным манифестом и обличением социальных язв. Сегодня, когда мы знаем "Имя Розы" У. Эко, чтение романа Сарамаго подобно неспешному созерцанию какой-нибудь величественной средневековой базилики.

"Воспоминание о монастыре" : туристическая вылазка в средневековую Португалию

Роман португальского лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго "Воспоминания о монастыре", вышедший недавно в "Эксмо", оказывается, уже был издан в России. Точнее, в СССР - благо автор очень сочувствует левой идее. В далеком 1982 году "Воспоминания:" выглядели жестким антиклерикальным манифестом и обличением социальных язв. Сегодня, когда мы знаем "Имя Розы" У. Эко, чтение романа Сарамаго подобно неспешному созерцанию какой-нибудь величественной средневековой базилики. Когда восхищение мешается со смутным чувством ужаса - чего же все это стоило.

Собственно, с идеи строительства грандиозного монастыря-дворца для ордена францисканцев все и начинается. Португальский король Жозе V таким образом пытается умаслить "верхи". Цель - рождение наследника. Драматичное строительство ведется в течение долгих лет. А в это время народ живет, как и полагается ему жить, - в трудах, заботах, в страхе. И в любви тоже. Писательский микроскоп выхватывает из толпы Балтазара по прозвищу Семь Солнц и Блимунду, известную еще как Семь Лун. В жизни он - однорукий солдат-инвалид, она - дочь сожженной инквизицией "ведьмы", обладательница удивительной и несчастливой, как думает ее возлюбленный, способности смотреть внутрь человека. В прямом физиологическом смысле - именно поэтому Блимунда по утрам, перед тем как открыть глаза, ест хлеб - на сытый желудок она не может "видеть сквозь кожу", а значит, не узрит ничего неподобающего в своем любимом.

Балтазар помогает еще одному персонажу, тоже немного странному, ученому-иезуиту, строить летательную машину. Она летает не без помощи алхимического вещества, повинуясь силе мысли. Но летать в Португалии начала XVIII века, это и дураку понятно, могли только ангелы. Или демоны.

"По городу Лиссабону перемещается Тело Господне, агнец, в жертву принесенный, вождь воинских сил, неразрешимое противоречие, золотое солнце, ковчег, из-за коего головы летят с плеч, божество, которое приемлют в пищу, подчас и переваривают, стоит ли дивиться, что к тебе так прилепились души жителей этого города, они же бараны, коих гонят на убой, солдаты, у которых нет собственного оружия, чьи кости белеют в песках пустынь, они же едоки, сами себя пожирающие, вот и валятся ниц по этим улицам мужчины и женщины, осыпают пощечинами собственные физиономии и физиономии близстоящих, стучат кулаками в грудь себе и в бока, протягивают руки, чтобы притронуться к краю ризы, к парче и кружевам, бархату, бантам и лентам, вышивке и драгоценностям, Отче наш, иже не еси на небеси".

Это фрагмент описания знаменитой религиозной процессии, которая по сию пору проходит ежегодно в столице Португалии. Странное и завораживающее действо. Антиклерикализм Сарамаго не наш атеизм, он иной природы. Старинные португальские предания, грустные баллады-фаду, переплетенные с библейскими аллюзиями и положенные на сковороду реального быта падающей Португальской империи, дают пряное, ни на что не похожее, нездешнее мироощущение. Свой роман Сарамаго пишет примерно в том же эпическом ритме, в каком строится монастырь. События великие и ничтожные складываются кирпичик за кирпичиком в величественную драму человеческой жизни. В этой фантасмагорической картине легко угадываются элементы развернутой притчи. Не случайно Феллини, говорят, соблазнился идеей снять по мотивам "Воспоминаний" фильм, но не успел:

Айвар Валеев

Жозе Сарамаго "Воспоминания о монастыре", Москва, "Эксмо", 2008

Книга предоставлена магазином "Книжный город" (ул. Цвиллинга, 34).

Комментарии
Комментариев пока нет