Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Еще раз о деньгах

26.04.2008

Мы привыкли считать, что деньги существовали всегда, так как необходимым условием общения между людьми и прежде был обмен, просто в роли денег выступали не монеты или ассигнации, а скот, соль, клыки и бивни, бусы, птичьи перья, алкоголь и прочее.
Но в XX веке историки твердо установили, что обмену предшествовала более древняя и фундаментальная форма общения, основу которой составляли не обмен и деньги, а жертвование и дарение - "дар". В частности, у индейцев Северной Канады был обычай - "потлач": одно из племен приглашает другое на многодневный праздник, где гостям в изобилии предоставляют еду, напитки и подарки, но в кульминации гости и хозяева совместно портят ценные вещи - сжигают оружие, рубят сани и пироги, убивают ездовых собак. Подобного рода обычаи бытовали у островитян Тихого океана, где они именуются "кула", у горских народов Северного Кавказа. Считается, что эти ритуалы служили для укрепления межплеменных контактов, для создания общей системы норм и ценностей.

Мы привыкли считать, что деньги существовали всегда, так как необходимым условием общения между людьми и прежде был обмен, просто в роли денег выступали не монеты или ассигнации, а скот, соль, клыки и бивни, бусы, птичьи перья, алкоголь и прочее.

Но в XX веке историки твердо установили, что обмену предшествовала более древняя и фундаментальная форма общения, основу которой составляли не обмен и деньги, а жертвование и дарение - "дар". В частности, у индейцев Северной Канады был обычай - "потлач" : одно из племен приглашает другое на многодневный праздник, где гостям в изобилии предоставляют еду, напитки и подарки, но в кульминации гости и хозяева совместно портят ценные вещи - сжигают оружие, рубят сани и пироги, убивают ездовых собак. Подобного рода обычаи бытовали у островитян Тихого океана, где они именуются "кула", у горских народов Северного Кавказа. Считается, что эти ритуалы служили для укрепления межплеменных контактов, для создания общей системы норм и ценностей.

С этой точки зрения экономики всех обществ, когда-либо существовавших в истории человечества, делятся на две группы: экономики дефицита и экономики изобилия. Экономика дефицита возникает уже в первых классовых цивилизациях, таких как деспотии Древнего Востока, где относительная сложность общества повышает запросы на предметы потребления, вызывает их "нехватку" и в то же время формирует сложную систему обмена. Но своего расцвета экономика дефицита достигает при капитализме, то есть в обществе, основанном на развитом разделении труда, индустриальном производстве и рыночном обмене, где деньги выступают как "всеобщий уравнитель" и "всеобщий эквивалент", обобществляющий все сферы человеческой деятельности, объединяющий все регионы, государства и народы. Экономика избытка, казалось бы, оставшаяся в далеком прошлом вместе с древними обычаями дарения, заново возрождается в последние десятилетия XX века, когда невиданный рост производства, основанный на достижениях науки, не только ликвидирует объективные причины какого-либо дефицита, но и радикально переворачивает все прежние представления по поводу денег.

Резкость свершившегося на наших глазах перехода от экономики дефицита, господствовавшей при "реальном социализме" (нередко по причине искусственного сдерживания запросов), к экономике избытка во многом затрудняет понимание того, что сегодня главной ценностью все больше становятся не деньги и материальное богатство, а информация и доступ к культуре, прежде всего образование. А деньги сами по себе утрачивают былую безусловную значимость, из цели преобразуясь в средство, причем их избыток все чаще воспринимается как "проклятая доля", опасная для их обладателя и его наследников. Может быть, древние люди в силу ограниченности их запросов, малой "потребительской емкости" просто острее чувствовали эту опасность? Во всяком случае, известно, что Билл Гейтс, согласно завещанию, оставил своим наследникам лишь малую часть своего состояния - для их же пользы.

И еще одно важное обстоятельство: в экономике изобилия исчезает прежняя, преобладавшая в экономике дефицита прямая зависимость между богатством и обладанием культурой, когда хранителями и создателями культурных ценностей были очень богатые или весьма состоятельные люди (Толстой, Байрон, Рузвельт или Ньютон), а исключения (скажем, Горький и Линкольн) лишь подтверждали общее правило. Если в феодально-кастовом обществе богатство и одновременно право на культуру передавались согласно принадлежности к роду носителей "голубой крови", если в развитом рыночном обществе эти привилегии в нарастающей степени стали распределяться по разным людям, то в наши дни, особенно в России, обладание богатством уже отнюдь не является признаком высокой культуры, глубокого ума или выдающихся управленческих способностей. По крайней мере, если судить по опусам М. Ходорковского, написанным в тюрьме, такого рода зависимость утверждать весьма рискованно. А кто такой Чубайс, знает вся Россия.

Владимир РЫБИН, доктор философских наук

Комментарии
Комментариев пока нет