Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

На посту

26.04.2008

18 апреля. Последний день Четырехдесятницы. Сорок дней поста за плечами. Не могу похвастаться, что провела их как столпник в пустыне, но что касается еды - выдержала без единого отступления. Не так уж и трудно, кстати, было, если не считать первой седмицы.

18 апреля. Последний день Четырехдесятницы. Сорок дней поста за плечами. Не могу похвастаться, что провела их как столпник в пустыне, но что касается еды - выдержала без единого отступления. Не так уж и трудно, кстати, было, если не считать первой седмицы. Сегодня я забочусь о приближающихся праздниках - Лазаревой субботе и Вербном воскресенье. Покупаю красную икру, три вида рыбы (семгу, щуку и карпа).

19 апреля. Лазарева суббота. Сестры Марфа и Мария просили Христа: Лазарь болен, приди к нему, спаси его. Но Христос медлил, он пришел в Вифанию через четыре дня после смерти Лазаря. Павшие к его ногам сестры укоряли его: если бы ты поспешил, не умер бы брат наш. Но Иисус просит их возрадоваться: всякая смерть - лишь прелюдия к вечному воскресению. И отвален от пещеры, где упокоен Лазарь, камень, и все чувствуют смрадный дух смерти, но Христос говорит собравшимся - уверуйте, и он воскреснет. И Лазарь выходит из пещеры, весь в погребальных пеленах, со "смертным" платком на лице.

В "Преступлении и наказании" Достоевского этот отрывок из Евангелия Соня Мармеладова читала Раскольникову, и голос ее звенел и дрожал, и сердце сжималось от страха и восторга: "Вот сейчас, сейчас и он уверует!" Но так же, как и в Евангелии, притча эта нужна для объяснения скрытого, тайного смысла веры: только тому, кто всецело предан Господу, дана сила воскреснуть. Есть и иной смысл в этом эпизоде. Ученики отговаривают Христа возвращаться во враждебно настроенную Иудею. И ответ Христа важен: "Разве в дне не двенадцать часов?" Это значит, что впереди - ночь. Ночь и есть Страстная седмица, время от предательства до казни. А рассвет Светлого Воскресения и есть православная Пасха.

Пасха в переводе с древнееврейского означает "спасение", "избавление". И в еврейской традиции смысл здесь прямой - это память о бегстве евреев из Египта, из рабства, обретение свободы. Но в христианской вере Пасха - это обретение свободы духа, свободы в высшем смысле, что куда сложнее и тяжелее, чем просто свобода "от внешнего врага". Христос проявляет свою свободу в добровольной жертве ради других, и сила его веры так велика, что на третий день он воскреснет. Проговаривая вновь и вновь обстоятельства этого подвига, христианин взращивает в своей душе ростки подлинной - внутренней свободы. Во всяком случае, должен бы взращивать.

А я пеку гречневые блины. Финская гречневая мука - полная ерунда. Это просто размолотая гречка. Цитирую И. Радецкого (1834 год, был такой крепостной повар - писал и издавал прекрасные книжки по кулинарии): "Настоящая гречневая мука по цвету и на ощупь не отличается от муки пшеничной:" Вот так. А я держу в руках крупку. Короче, забыты самые дорогие традиции в технологии. Ведь и пшеничная мука теперь куда как далека от той, настоящей, которую так и называли - "русская" (крупчатка). Несмотря на ассоциации с "крупой", крупчатка была мукой тончайшего помола, по цвету золотистая и при сжатии в кулак с хлопком из этого кулака вылетающая. А белую муку называли "немецкой". И вот теперь мелют нам наши мукоделы немецкую муку, а о крупчатке только в старинных книгах и почитаешь. Что уж тут про гречневую муку говорить.

Но блины все же получаются - гречневая мука пополам с пшеничной, вода, соль, сахар, дрожжи. Ем с икрой - вкусно, несмотря на критику исходных продуктов.

20 апреля. Вербное воскресенье. Ну вот - большой праздник, вход Господень в Иерусалим. Всегда вспоминаю булгаковского "Мастера и Маргариту", когда Пилат расспрашивает Иешуа: правда ли, что народ махал ветвями и ты на осле триумфально въехал в город? А Га-Ноцри смеется в ответ: какая ерунда! Никто и не заметил входа странника в огромный город-муравейник, никому до этого не было дела. И все же это именно Неделя пальмовых ветвей; можно в честь праздника есть почти все, кроме животной пищи (мяса, молока). На ужин я и делаю "трою" - на филе семги укладываю филе карпа, а на карпа - щучье филе, потом все это аккуратно сворачивается. В идеале, наверное, надо было целые рыбины использовать, одну меньше другой. Но я запекаю мою "трою", и получается прекрасно, сочно, ни на что не похоже. И картошку режу крупными "стружками" и жарю в кипящем масле, а потом закрываю крышкой и довожу до готовности. Мне достаются благодарности от всех домочадцев, включая самых капризных, и я очень довольна таким чудесным семейным деньком (прямо скажем, редкий случай).

21 апреля. Великий понедельник. Каждый день Страстной седмицы называется очень торжественно - этим подчеркивается особое место этой недели в "лете Господнем", в православном "круглом годе". По монастырским правилам сухоядение, но стоит заметить, что и миряне, и монахи часто этот день сами себе ужесточали, чтобы подчеркнуть его значимость. Ритуальная задача Страстной седмицы - пережить вместе с Иисусом предательство, страдания, быть вместе с ним распятым и вместе с ним же воскреснуть в день Светлого Воскресения Господня. С религиозной точки зрения все понятно: так же, как и иудейская пасха (Песах) в обязательном порядке включала в свой ритуал проговаривание всей истории исхода из Египта и спасения евреев, православная Пасха направлена была на переживание древнейших событий. Пожалуй, светская история всех стран не знает образцов такого ритуального про-живания события. Можно вспомнить интернациональный Первомай: кто заботится о "проговаривании" его причины, его идеи? Пустое повторение действия без "сердцевины" - верный путь к отмиранию традиции. В этом смысле Пасха куда как основательнее и победительнее: здесь история Страстей Христовых рассказывается целую неделю, а в Великую Пятницу распятие Христа переживается час за часом.

Великий Понедельник - поминание проклятой смоковницы. Странный эпизод - смоковница была проклята за то, что не было на ней плодов. Есть масса различных толкований, одно из которых кажется мне особенно поэтичным (и каким-то языческим, что ли): ягода смоквы есть воплощение преслушания - она сладка, как соблазн, прилипчива, как грех, и горька потом, как совесть: Но самое простое объяснение таково: Христос проклял смоковницу "на утро", а это значит, что после жизни, то есть после смерти, он проклянет и обречет на вечный огонь всех, кто не принес никакого духовного плода.

Что же касается моего подвига на сегодня, то ем кое-как хлеб и пью воду. После вчерашней "трои" особого ущемления не ощущаю, так что гордиться особо нечем.

22 апреля. Наступает Великий вторник, и можно было бы "вкушать" вареное без масла, но так как день особенно важен, то тоже - сухоядение. В Великий вторник вспоминается притча о десяти девах, ожидающих жениха полуночного. История простая по своей сути: никто не знает, когда его застигнет смерть, а к встрече с Господом надо быть готовым всегда. Готовность же эта означает очень простое действие - добрые дела, которые совершаешь ты постоянно, как дышишь. Это и есть тот самый "многий елей" из притчи о девах. Надо жить так, чтобы добрых дел было бесчисленное множество, а не скудный "перечень".

Мне нравится смысл этого поучения. Почему-то вспоминаю Незнайку Носова, когда они с Кнопочкой пытались заполучить волшебную палочку, для чего надо было совершить три хороших поступка подряд. Никогда не задумывалась о евангельской "подоплеке" этого сюжета, а ведь надо же - один в один притча о "многом елее" дев. Незнайка встретил волшебника только после того, как совершение "хороших поступков" вошло в привычку и стало для него совсем незаметным, само собой разумеющимся.

23 апреля. Великая среда. В этот день поминается женщина, умастившая Христа дорогим миро, как пример служения Богу. Какая-то двусмысленная притча. Христос останавливает своих учеников, ругающих неразумную женщину и предполагающих, что лучше было продать это миро и раздать вырученное как милостыню. По мысли Иисуса, это просто выражение любви и веры и не надо мешать человеку выражать свои чувства так, как ему потребно.

Сразу бабушку вспоминаю: она 1907 года рождения, говорила мне: "Только революция произошла - мы в церковь ни ногой. Там все богатое такое, поп жирный, поет басом, а дома есть нечего". Наивное восприятие, "потребительское" какое-то, но что-то в этом есть: Трудно от простых бытовых смыслов к "высотам духовных значений" подняться.

Вот и Шмелев - на что светлый и духовный писатель, а так застолье постное живописует, поневоле залюбуешься: "В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?" Вот уж "бездуховное" объяснение, но такое милое.

Из еды сегодня допустимы хлеб, сырые овощи, квашеная капуста - одним словом, шмелевщина:

24 апреля. Великий четверток. Воспоминание о Тайной вечере. Это важный день - преддверие Великой пятницы, о чем речь впереди.

Марина ЗАГИДУЛЛИНА,

доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций ЧелГУ

Комментарии
Комментариев пока нет