Новости

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Мастерские есть, заказов нет

26.04.2008
О художниках в Челябинске вспоминают только в связи с занимаемой ими недвижимостью

Не так давно мастерские художников проверили. Комиссия из комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (КУИЗО) обошла 51 помещение, выясняя, в каком они состоянии и используются ли по назначению. Сразу же вспомнился 2002 год, когда после такой же проверки всех художников попросили в течение месяца освободить мастерские. Ситуацию удалось взять под контроль только благодаря вмешательству тогдашнего мэра.

Наследие прошлого
Неудивительно, что после недавней ревизии художники представили себе аналогичное развитие ситуации.

О художниках в Челябинске вспоминают только в связи с занимаемой ими недвижимостью

Не так давно мастерские художников проверили. Комиссия из комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (КУИЗО) обошла 51 помещение, выясняя, в каком они состоянии и используются ли по назначению. Сразу же вспомнился 2002 год, когда после такой же проверки всех художников попросили в течение месяца освободить мастерские. Ситуацию удалось взять под контроль только благодаря вмешательству тогдашнего мэра.

Наследие прошлого

Неудивительно, что после недавней ревизии художники представили себе аналогичное развитие ситуации.

Мы обратились в КУИЗО с вопросом: останутся ли мастерские таковыми? "Помещения, являющиеся по назначению творческими мастерскими, будут и в дальнейшем использоваться в этих целях", - говорится в официальном комментарии, пришедшем из комитета.

В настоящее время художники пользуются мастерскими на безвозмездной основе, оплачивая только коммунальные расходы. С творческих людей не взимается арендная плата, но они должны показывать свое творчество горожанам, участвуя в выставках, проводимых Союзом художников. Такая система существовала долгие годы. В письме из комитета есть строка о том, что ничего не изменится: "Все творческие мастерские переданы по договорам безвозмездного пользования, и в дальнейшем использование данных помещений будет осуществляться на безвозмездной основе".

Казалось бы, проблем нет, все останется как прежде. Но как раз в этом-то и проблема.

Мастерские художников - наследие социализма. Теперь мы понимаем, что прежняя государственная система, несмотря на "идеологическое давление" и "запреты", давала гораздо больше свободы для самовыражения, чем нынешняя. Художники, которым довелось поработать и при социализме, и при капитализме, вынуждены это признать. В советское время в Челябинске было построено 59 мастерских. В постсоветское - ни одной. Все, на что способны в наше время, - проверить состояние санузлов, электропроводки и выдать соответствующие предписания.

Интересно, что еще в 1993 году Петр Сумин, бывший тогда председателем областного Совета народных депутатов, рекомендовал "внести предложения о порядке финансирования строительства домов творчества, мастерских для членов творческих союзов за счет капитальных государственных вложений". Сейчас этот документ хранится в Союзе художников как часть российской истории. Тогда же, в 90-е годы, существовал проект 11-этажного дома за Симеоновским собором, в котором должны были разместиться 12 мастерских. Но ситуация изменилась, и проект быстро переделали. Сейчас в планах города нет строительства новых мастерских: приоритет отдается жилью для инвалидов.

Очередью правит смерть

Мне могут возразить: а зачем городу и области новые мастерские? Разве у нас спустя 30 лет стало больше художников? Если так рассуждать, их число действительно со временем будет только уменьшаться. есть немало талантливой молодежи, желающей вступить в союз, поскольку только членство в этой организации дает надежду на получение мастерской.

Как образовалась очередь на мастерские?

-- Получив мастерскую, любой из художников, какого бы возраста он ни был, сохраняет ее за собой даже после ухода на пенсию, - говорит председатель Челябинского отделения Союза художников Евгений Варгот. - Сколько художник будет жить - столько будет занимать мастерскую.

Действительно, какая комиссия сможет определить возраст, в котором художник потерял творческую активность, чувство цвета и стал писать плохие картины? А некоторые создают шедевры до конца своей жизни.

В результате складывается довольно жуткая ситуация: получить мастерскую молодой художник сможет, лишь дождавшись смерти кого-то из старших собратьев по цеху.

На собрании правления один из художников не выдержал и воскликнул: "Сколько мы будем стоять в очереди и ждать, когда умрет кто-то из старших?". "Не очень приятное ощущение, когда ждут твоей смерти", - говорит по этому поводу художник Константин Фокин.

А сколько ребят зарывают свой талант в землю, зная, какое будущее их ждет или не возвращаются в Челябинск? Или покидают наш город, как это сделали не так давно Антон и Елена Сластниковы.

Все испортил квартирный вопрос

Последние годы мастерские не дают покоя государственным структурам, коммерсантам, управляющим компаниям да и самим художникам. Вместо 60 муниципальных мастерских у города осталась 51. Девять по суду отошли министерству промышленности и природоохранных ресурсов. Для художника нет особой разницы, кому принадлежит занимаемое им помещение - городу или федералам. На самом же деле тут заложена бомба замедленного действия: федеральный собственник не может сдавать помещения безвозмездно. Только аренда, и то на конкурсной основе.

Мастерская художника - не театр, ее исчезновения никто, кроме самого художника, не заметит. В Союзе опасаются, что с мастерскими может случиться то же, что и с детскими садиками.

Почему-то художники должны оплачивать телефон по самому высокому тарифу, не имея права выбора внутри тарифной сетки. Управляющие компании не спешат продлять договоры безвозмездного пользования, особенно с теми "счастливцами", кто занимает мастерские в центре Челябинска на улице Пушкина. Постоянно приходят какие-то люди и грозят выселением. Художники просят: дайте нам возможность нормально работать.

-- Мастерские должны служить художникам - такова четкая позиция главы города, - говорит вице-мэр Челябинска Вадим Евдокимов. - Но мы не хотим, чтобы их распределение происходило втихомолку. Такие решения должен принимать общественный совет. Недавняя проверка выявила, что некоторые мастерские пустуют, иные служат художникам квартирами, а в некоторых располагаются коммерческие фирмы. К счастью, это единичные случаи, в целом состояние мастерских соответствует нормам.

Проверка вывела на белый свет то, что ранее активно обсуждалось в кулуарах Союза художников: одной семье принадлежит сразу несколько мастерских. Понятно, что все члены семьи - признанные профессиональные художники, и все же. Учитывая этот факт, вряд ли будет разумным решение передать мастерские Союзу, а уж тем более приватизировать их. Но выход есть: можно придать мастерским статус социально значимых объектов с оговоркой, что они не могут использоваться в иных целях. Если это будет прописано законодательно, у художников появится защита.

Наследие или катастрофа?

Смерть - событие предсказуемое. Но для родственников художника и для Союза смерть - не только невосполнимая утрата, но и стихийное бедствие. В течение месяца родственники должны освободить мастерскую. Что делать с холстами? Галерея не берет: фонды заполнены под завязку. Выставочный зал с трудом может предоставить картинам временное убежище. Родственники вынуждены продавать картины по дешевке или пристраивать в галереи других городов. 10 лет разбирались с наследием Василия Неясова, одного из самых крупных уральских художников. Сейчас в выставочном зале штабелями стоят картины Владимира Сафронова.

Искусствоведы давно говорят о необходимости строительства музея современного искусства. Это был бы единственный в городе музей с фондами, имеющими реальную ценность. Фактически фонды музея сформированы, экспонаты не нужно выписывать из других городов или собирать наспех. Из этих же фондов можно устраивать выставки.

Но будем реалистами: в ближайшие годы строительство музея вряд ли будет осуществлено. Тем более что музей фактически есть - это выставочный зал Союза художников, если использовать его на полную мощность. Можно было бы организовать структуру зала так же, как в картинной галерее: на первом этаже - постоянная экспозиция современного искусства, на втором - сменная экспозиция. Сейчас там используется по назначению только второй этаж, на первом продают диски и книги.

-- Мы вынуждены сдавать первый этаж в аренду, поскольку содержим выставочный зал, - комментирует ситуацию Евгений Варгот. - Могли бы осилить оба этажа, если бы у Союза были заказы от города и области. Но за последние три года их нет.

Не любоваться, а фотографироваться

Заказы - то, чем жили художники в советские времена. Строительство, проектирование, роспись социально значимых объектов. Художественные объекты, скульптуры, фонтаны, появившиеся в Челябинске за последние несколько лет, не имеют к Союзу художников никакого отношения. Второй год Союз не участвует в строительстве ледового городка, и этот заказ, похоже, навсегда потерян. В прошлом году персонажи мультфильмов - Микки-Маус, Человек-паук и прочие существа - выиграли творческое соревнование у героев русских сказок, разработанных Союзом художников. Якобы по конкурсу.

Опять же можно возразить: художественная ценность - понятие субъективное. Челябинцам ледовый городок понравился, рядом с Микки-Маусом фотографировались. В том-то и дело. Мы сразу и не замечаем, что видим не красоту, а подделку. Вспомним Кировку. Сначала все фотографировались рядом с пожарником, банкиром, нищим и прочими. А когда сфотографировались, интерес к скульптурам пропал. Сейчас на них никто не смотрит, кроме гостей города.

То же самое произойдет с зимним городком. Еще пару лет прозрачный светящийся лед будет привлекать внимание. Но если не появится внятной художественной идеи, горожане быстро охладеют к ледовому дворцу: первые сигналы есть уже сейчас.

130 челябинских художников имеют членство в Союзе.

8000 художников в Москве

5500 человек в Париже входят в профессиональную гильдию художников.

Самое интересное, что ни во власти, ни в бизнесе нет злодеев, которые хотят навредить художникам. Но есть явный недостаток знаний и информации. Помню, как несколько лет назад я отправилась на прием к одному из бизнесменов по поводу росписи Константина Фокина "Радость жизни" в ресторане "Уральские пельмени". Роспись грозил поглотить евроремонт, что в конце концов и случилось. Владелец ресторана внимательно меня выслушал и был вполне адекватен. Был готов оставить роспись, если бы его убедили, что она действительно является произведением искусства. Мне до сих пор кажется, что "Радость жизни" можно было сохранить, если бы СМИ вовремя начали трубить об этом во все колокола и был собран экспертный совет.

Наша общая беда в том, что мы не знаем, каким художественным потенциалом и наследием обладает область и как потенциал использовать, а наследие сохранить.

Олеся ГОРЮК

Комментарии
Комментариев пока нет