Новости

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Погибли в горящих вагонах

29.04.2008
Миасский краевед собирает сведения о крупной железнодорожной катастрофе под Златоустом

Валерий ЕРЕМИН
Златоуст

В память о катастрофе
Миасского краеведа, исследователя катастроф Виктора Шестакова заинтересовала давняя трагедия на железной дороге неподалеку от Златоуста. В марте 1943 года поезд, который вез моряков на фронт, столкнулся со стоящим на станции Хребет составом. В результате погибло много молодых воинов.
Вместе с Шестаковым мы побывали на Сорочьем кладбище, где возвышается стела в память об умерших от ран солдат Великой Отечественной. В том числе и моряков, пострадавших в результате той железнодорожной катастрофы.

Миасский краевед собирает сведения о крупной железнодорожной катастрофе под Златоустом

Валерий ЕРЕМИН

Златоуст

В память о катастрофе

Миасского краеведа, исследователя катастроф Виктора Шестакова заинтересовала давняя трагедия на железной дороге неподалеку от Златоуста. В марте 1943 года поезд, который вез моряков на фронт, столкнулся со стоящим на станции Хребет составом. В результате погибло много молодых воинов.

Вместе с Шестаковым мы побывали на Сорочьем кладбище, где возвышается стела в память об умерших от ран солдат Великой Отечественной. В том числе и моряков, пострадавших в результате той железнодорожной катастрофы. Виктор Павлович намерен установить памятный знак и на самой станции.

-- У погибших моряков наверняка есть родственники, которые хотели бы побывать на месте трагедии, возложить венки и цветы, - сказал при встрече Виктор Павлович. - Но чтобы установить мемориальную доску, нужны исторически выверенные сведения. В Златоусте, в городском краеведческом музее и музее отделения дороги, мне ничем не смогли помочь. Нужно обращаться в архивы, что я и собираюсь сделать. А пока ищу очевидцев катастрофы.

Виктор Павлович установил фамилию женщины-машиниста, совершившей наезд, - Зубарева. Во время поиска людей, что-то знающих о тех трагических событиях, "всплыла" другая фамилия - Зубова. Выяснилось, что Вера Афанасьевна во время войны работала в златоустовском отделении помощником машиниста паровоза. Узнал Шестаков и адрес этой женщины, до сих пор здравствующей.

-- Вдруг это один и тот же человек, - строил догадки Виктор Павлович. - Если нет, то Вера Афанасьевна, может быть, прольет свет на то давнее происшествие.

Но в первый визит к ней мы не застали Зубову дома: она уехала на похороны дочери.

30 лет отдано дороге

Когда мы все же встретились с Верой Афанасьевной, она рассказала, что на Урал переехала из Красноярского края, где "укрепляла тыл" стрелочницей и кочегаром на железной дороге. Там же на специальных курсах обучилась профессии помощника машиниста. Одна из товарок уговорила ее поехать на Урал и дальше - на Украину. До южных мест девушки не добрались: конечным пунктом командировки значился Златоуст. Тут и осталась Вера Афанасьевна, выйдя замуж за машиниста, демобилизованного с фронта из-за ранений и контузии.

-- В Златоуст мы прибыли осенью 1943 года, а авария произошла весной, - вспоминает 88-летняя женщина. И сама удивляется тому, что память ее до сих пор не подводит. - Конечно, разговоры об аварии тогда долго не смолкали. От машинистов я узнала, что виновница получила пять лет лишения свободы - столь малый срок ей присудили якобы из-за беременности. Вообще в те времена на железной дороге много всякого случалось. Нередко аварии происходили по причинам, не зависящим от паровозной бригады. Возможно, в тот роковой час стрелку не успели перевести, а в кромешной тьме машинист не заметила стоящий на путях состав. На иных нередко не было ни единой лампочки. Вагоны-теплушки один за другим полетели под откос и загорелись от печек-буржуек, гревших моряков в холодную мартовскую ночь.

По словам Зубовой, они с машинистом не раз попадали в передряги, из которых только чудом выходили невредимыми. Причем много неприятностей связано именно с перегоном от Хребта до Уржумки. Однако в недобросовестности ее никогда не обвиняли: ни одного выговора в трудовой книжке. Ровно 30 лет отдала Вера Зубова железной дороге. В последние 10 водила маневровый электровоз в пределах станции Златоуст.

-- Сама удивляюсь, как дожила до таких годов, ведь столько бессонных ночей и здоровья отдала работе, - говорит Вера Афанасьевна. - Дома также было несладко: муж, царство ему небесное, из-за контузии был очень нервным и раздражительным:

Стела на кладбище

А что же катастрофа? Чтобы продолжить разговор на эту тему, Вера Афанасьевна пригласила соседку - Валентину Конобееву. Ее свекровь Ольга Дмитриевна в годы войны работала санитаркой в местном госпитале. Своей невестке спустя годы рассказывала, что в марте 1943-го поступило к ним много обгоревших и сильно травмированных моряков. Как могли, выхаживали пострадавших, но выжили единицы. Десятками отвозили умерших в морг на Сорочью гору.

Дабы привлечь внимание земляков к этой трагедии, скрытой пеленой времени и грифом секретности, Виктор Шестаков возит экскурсии к стеле на Сорочинском кладбище. Здесь побывали детдомовские ребята, миасские и златоустовские знакомые и коллеги исследователя катастроф.

Комментарии
Комментариев пока нет