Новости

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт квартир в Екатеринбурге, оставить заявку.
Стоимость ремонта квартиры: подробное описание здесь.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дайте детям наиграться

03.05.2008
Психотерапевт Игорь Добряков считает, что ребенка нельзя перегружать информацией

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Гость из Санкт-Петербурга Игорь Добряков, специалист высокого класса, приезжал к нам в Челябинск с лекциями по детской психотерапии, которые он прочитал на курсах повышения квалификации врачей-психиатров в Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице N 1. У него богатый опыт общения с семьей, оказавшейся в кризисной ситуации. На предложение поговорить о том, что должны сделать родители, чтобы вырастить ребенка здоровым и счастливым, Игорь Валериевич охотно откликнулся.
У детей есть свои потребности
- От чего прежде всего зависит, на ваш взгляд, здоровье ребенка?
- От многих факторов: от воспитания, ухода, от того, какая семья, что в ней принято и что не принято, от уклада жизни наконец.
Что делали девочки раньше на улице? Скакали через веревочку, прыгали в классики.

Психотерапевт Игорь Добряков считает, что ребенка нельзя перегружать информацией

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Гость из Санкт-Петербурга Игорь Добряков, специалист высокого класса, приезжал к нам в Челябинск с лекциями по детской психотерапии, которые он прочитал на курсах повышения квалификации врачей-психиатров в Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице N 1. У него богатый опыт общения с семьей, оказавшейся в кризисной ситуации. На предложение поговорить о том, что должны сделать родители, чтобы вырастить ребенка здоровым и счастливым, Игорь Валериевич охотно откликнулся.

У детей есть свои потребности

-- От чего прежде всего зависит, на ваш взгляд, здоровье ребенка?

-- От многих факторов: от воспитания, ухода, от того, какая семья, что в ней принято и что не принято, от уклада жизни наконец.

Что делали девочки раньше на улице? Скакали через веревочку, прыгали в классики. И делали это с таким азартом, что мы, мальчишки, нередко к ним присоединялись. Сегодня скакалок на улице не увидишь. Девочки стали неуклюжими и неловкими. Дети во дворе вообще гуляют мало. Страшно их туда выпускать. Поток машин, криминальная обстановка. Родители, конечно, заботятся о здоровье ребенка, но по каким-то своим, мифическим представлениям о том, что ему вредно, а что полезно.

-- И что же родители делают не так?

-- Стараются пораньше и побыстрее научить читать, считать, обращаться с компьютером, дать основы знаний английского языка и т.д. Все это часто является для ребенка перегрузкой. Есть золотое правило воспитания: спрашивайте с ребенка только то, что он может. Если его нагружать свыше, происходит срыв физического и психического здоровья. Дайте детям наиграться. В конце концов у детей ведь есть и свои потребности, которые взрослые обязаны удовлетворять.

-- Какие же могут быть потребности у ребенка, скажем, в дошкольном возрасте?

-- После трех лет ребенок отходит от мамы, становится самостоятельным. Не случайно в эту пору самые любимые его слова "я сам". Он уже понимает, кто он - мальчик или девочка, начинает примерять на себя мужские и женские роли. У него появляется потребность в общении со своими сверстниками. Поэтому очень важно, чтобы он попал в детский сад или в другой детский коллектив. Игра с ровесниками для него жизненно необходима. Это очень большой социальный тренинг, который помогает ему в дальнейшей жизни.

Когда трехлетний ребенок общается только с няней, он очень страдает. Да, она говорит с ним по-английски, учит рисовать, лепить, занимает развивающими играми. Но в этих занятиях нет спонтанного творчества, что плохо сказывается на здоровье ребенка. Такое воспитание ему вредит. Оно отражает тревогу родителей, их амбициозность. И я бы даже сказал (хоть это многим и не понравится), что такие родители любят больше себя, чем ребенка. Им приятно похвастать своим малышом, показать, какой он умненький, как много умеет. А ведь задача родителей - понимать потребности ребенка, идти от них, а не от своего желания.

-- Что еще, на ваш взгляд, родители делают неправильно?

-- Они не являются для ребенка примером, который как раз и воспитывает в основном. Можно много говорить сыну о вреде курения, но если папа и мама курят, правильных выводов он не сделает. Если дочь призывают заниматься спортом, а мама не делает даже утренней зарядки, проку от слов не будет. Нельзя приучить ребенка к музыке и книгам, если в доме не звучит музыка, а книга в руках взрослых - редкость.

Ножницы между требованиями родителей и тем, что есть в семье, разрывают маленького человечка. И он негативно принимает ситуацию на бессознательном уровне.

Агрессию гасить вообще не нужно

-- А насилие над ребенком в семье - это тоже проблема острая?

-- Да, очень страшная проблема. Она не только россий-ская, но и международная. Сейчас ее модно обсуждать на Западе. Причина насилия часто в собственных эмоциях родителей. Если мама не стала балериной, а хотела ею быть и дочь не желает воплощать ее мечту, появляется неудовлетворенность ребенком. На этой почве и рождается насилие.

Вторая ситуация - развод родителей, во время которого папа ведет себя не лучшим образом. С обиженной мамой остается ребенок, похожий на отца как две капли воды. Агрессия на мальчика в этом случае выплескивается без всякой причины. Мать потом сама ее стыдится. Но не может с собой совладать. Здесь, конечно, очень важна психологическая помощь, семейная консультация.

-- Должны ли родители сохранять семью ради ребенка?

-- Если они тихо ненавидят друг друга, в этой ситуации плохо всем, и прежде всего ребенку. Сама семья, находясь в кризисной ситуации, не может решить проблему конструктивно. Нужен специалист, которому доверяют, который нейтрально и доброжелательно относится ко всем членам семьи.

Но изначально выбор делают сами родители: что лучше - расстаться или сохранить семью? Если они ставят задачу снова полюбить друг друга и восстановить отношения, специалист поможет им найти ресурсы семьи. Оптимальный вариант, чтобы всем стало вновь тепло, хорошо и уютно. Но если восстановить отношения уже невозможно, родители должны развестись еще тогда, когда они могут относиться друг к другу терпимо, без ненависти. И ни в коем случае не говорить ребенку ничего плохого друг о друге. Ребенок должен быть уверен, что у него самая лучшая в мире мама и самый лучший в мире папа. Но бывает так, что родители живут отдельно. Разумеется, они оба должны принимать участие в воспитании ребенка после развода.

-- А если ребенок думает, что он - плохой. И якобы по этой причине ушел папа.

-- У ребенка могут возникать самые разные негативные настроения, вплоть до тяжелой депрессии. Она очень часто маскируется нарушением в поведении. И близкие люди, не понимая, что с ребенком происходит, начинают его наказывать. От этого депрессия усиливается еще больше. И здесь без помощи психотерапевта или психиатра просто не обойтись. Каждая семья, находясь в кризисном состоянии, должна знать, где она может получить помощь. И не стесняясь обращаться туда, потому что квалифицированные специалисты могут очень серьезно помочь в разрешении многих проблем.

-- Что делать с детской агрессией и жестокостью, примеров которой сегодня сколько угодно?

-- Я, может быть, скажу очень странную вещь, но агрессию гасить вообще не нужно. Бороться с симптомом бесполезно. Нужно искать причину. Ею часто бывает тревога. Она как вторая сторона медали. В тот момент, когда ребенок проявляет агрессию, он чувствует себя сильным, но потом ему становится еще хуже, чем было. Причинами тревоги могут быть сложная ситуация в семье, непомерные притязания родителей, недовольство собой, заниженная самооценка, плохая социальная адаптация в кругу одноклассников.

Если ребенок не посещал детский сад, в школе у него в общении с ребятами возникают трудности. В речи он может использовать взрослые выражения, которые одноклассников просто смешат, например: "мне представилась возможность...", "пользуясь случаем..." Такие дети становятся в классе либо шутами, либо задирами, драчунами. Они начинают со всеми конфликтовать, всех бить. Но с выводами спешить не стоит. Смотреть ведь надо в корень.

-- Поддерживаете ли вы идею совместного обучения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями, задержкой психического развития и т.д.?

-- На мой взгляд, это очень хорошая идея, но непростая для воплощения. Я видел подобные классы в Швеции, Италии, Финляндии. Обычно в таком классе всего 15-20 человек. И двое, к примеру, учеников, у которых есть проблемы со здоровьем. Помимо обычного учителя на уроке присутствуют психолог, воспитатель, социальный педагог. Они сопровождают этих детей постоянно. Если взять обычный класс нашей школы - петербургской или челябинской - и посадить туда несчастного дебила или ребенка с детским церебральным параличом, ему там будет очень плохо. И остальным детям тоже некомфортно. Был я однажды в такой школе в Вильнюсе. "Не обижают ли у вас особых детей?" - спрашиваю. "Ну что вы! - отвечает директор. -Наоборот, к ним проявляют симпатию, сочувствие, сострадание".

И вот мы идем по школе. Навстречу - два обнаглевших дебила, руки в карманах. Мол, мы не такие, как все, чтобы самим носить портфели. А сзади худенькие девчонки тащут по две тяжеленные сумки. Думаю, что это не очень хорошее воспитание. Поэтому совместное обучение - тонкая работа, которая требует особой подготовки и больших материальных вложений.

-- Какого ребенка вы можете назвать здоровым?

-- Ребенка, рожденного от здоровых родителей. Эти люди не просто не болеют, но занимают достаточно высокую ступеньку на социальной лестнице, хорошо зарабатывают. Они успешны и благополучны. В этом смысле многих наших учителей, врачей и т.д. нельзя назвать вполне здоровыми людьми, даже если в физическом плане у них все в порядке.

Что касается ребенка, я назову его здоровым, если он хорошо адаптирован биологически (у него все органы работают нормально), психологически (он находится в состоянии душевного комфорта), социально (любое дело, будь то игра или учеба, выполняет с удовольствием).

-- Что бы вы посоветовали родителям?

-- Самый простой совет: будьте счастливы. Пусть мама любит папу, а папа - маму. И оба родителя обожают своего ребенка. Когда семья гармоничная, она со всеми проблемами справляется своими силами.

Игорь ДОБРЯКОВ психолог, психотерапевт, психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицин-ской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, руководитель секции Российского психологического общества. Автор учебников и популярных книг. Женат, имеет двух взрослых сыновей.

Комментарии
Комментариев пока нет