Новости

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Нерешаемая задача Александра Попова

17.05.2008
Трагическая гибель девятиклассника Алеши Михайлова выявила раскол в известном челябинском лицее N 31

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Почти по Фрейду
- Я ведь предчувствовал, что беда случится, - глухо сказал Александр Попов, директор челябинского лицея N 31. И от его слов мурашки пробежали по коже. Ведь и вправду знал, потому что у меня на руках есть тому свидетельство. Можно назвать это мистикой, но за день до несчастья Александр Евгеньевич прислал в редакцию свой рассказ на тему о месте смерти. Его искал не ученик, а старая учительница.

Трагическая гибель девятиклассника Алеши Михайлова выявила раскол в известном челябинском лицее N 31

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Почти по Фрейду

-- Я ведь предчувствовал, что беда случится, - глухо сказал Александр Попов, директор челябинского лицея N 31. И от его слов мурашки пробежали по коже. Ведь и вправду знал, потому что у меня на руках есть тому свидетельство. Можно назвать это мистикой, но за день до несчастья Александр Евгеньевич прислал в редакцию свой рассказ на тему о месте смерти. Его искал не ученик, а старая учительница. С трудом выбравшись из ванны, которая едва не стала для нее эмалированным гробом, она отправилась в школу, чтобы в пустом классе дать свой последний урок по Павке Корчагину "Самое дорогое у человека - это жизнь".

Место смерти тоже дорогого стоит - таков лейтмотив того жутковатого рассказа. Именно в тот день, когда рассказ попал в редакцию, вопрос о месте смерти решился и для Алеши Михайлова.

Утром учительница географии, о чем уже сообщили СМИ, отпустила его с урока за домашним заданием. Но до дома он не дошел и в школу не вернулся. Видеокамеры зафиксировали Алешу в гастрономе, потом в бассейне. Далее следы его потерялись. Смерть, по заключению судмедэкспертизы, наступила после семи часов вечера.

Его искали всю ночь по компьютерным клубам, а обнаружили утром случайные люди, когда пришли на завод "Оргстекло" на работу. Из окна увидели тело мальчика над рекой, где старые засохшие деревья.

-- Признаков насильственной смерти нет, - сразу заявили сотрудники правоохранительных органов. И назвали случившуюся трагедию самоубийством. Но им не поверили. Зачем успешному, благополучному мальчику, у которого не было ни конфликтов в семье (родители только ради него и жили), ни проблем с одноклассниками (Алеша был контактным, общительным ребенком), сводить счеты с жизнью? Он не входил в молодежную организацию с суицидальными идеями. Не водился с сомнительной компанией. Когда мать увидела Алешу мертвым, первое, что вырвалось из ее груди:

-- У него губа разбита. Его, наверное, мучили, били.

А потом на кладбище причитала: "Не верьте! Он не мог этого сделать. Его убили".

Александр Попов, который был рядом и все это слышал, настоял, чтобы к расследованию подключилась ФСБ. Она теперь ищет причину гибели мальчика. Но какой бы правда ни была, ребенка уже не вернешь.

"Зачем вы в школе?"

Сразу после похорон мальчика Александр Евгеньевич собрал учителей для неприятного разговора. "Зачем вы здесь, если не знаете, чем живет ребенок, не чувствуете, что с ним происходит?" - такова была его суть.

Говоря о том, что беда подкатила не вдруг, и объясняя коллегам, почему у него задолго до случившегося появилось предчувствие несчастья, он напомнил несколько эпизодов.

Первый. В автомобильной аварии погибли родители ученика лицея (в "Челябинском рабочем" был снимок этой красивой супружеской пары на корпоративной вечеринке, последней в их жизни). Мальчик попал в больницу. И когда директор лицея попросил позаниматься с ним, одна из учительниц стала требовать денег.

-- Раньше я такую учительницу, которая не способна на бескорыст-ную помощь ребенку, морально бы уничтожил. И она сама бы из лицея ушла. А тут не смог, - признается Александр Евгеньевич.

С годами его характер стал мягче. Да и разговоры о том, что бескорыстия в обществе нет, а поэтому откуда ему взяться в учительской среде, наверное, подействовали.

Второй эпизод. На уроке литературы один семиклассник ударил другого ножом, к счастью, несильно. Кто виноват? По мнению директора, в первую очередь - учительница. Но коллеги за нее заступились. Мол, такое могло случиться на любом уроке. И он опять не принял жестких мер. Вроде бы согласился с этим мнением, но в душе-то с ним не смирился. Ведь на его уроке такое уж точно бы не случилось, потому что, кроме математики, дети ни о чем другом не помышляют.

-- Я не понимаю, как учительница литературы в тот день, когда на ее уроке в ход пустили нож, могла спокойно заниматься репетиторством? - недоумевает директор. - Ведь ясно же, что дети ее не слышат, что на уроке они - в параллельном мире. Так подумай, с чем ты придешь в класс завтра? Но этим ей заниматься некогда. Она ведь деньги зарабатывает.

Не понимает он и учительницу географии, которая отправила Алешу за домашним заданием. Должна была почувствовать, что нельзя его отпускать из школы. Ну, если ей так это было нужно, то почему не проверила, вернулся ли ребенок в школу, - высказывает претензии Александр Евгеньевич. В прокуратуру, куда пригласили из лицея троих человек для беседы, учительница пришла с адвокатом. А вот на похоронах Алеши не присутствовала. Уехала в Москву.

-- У меня с Алешей были прекрасные отношения, - уверяет учительница географии. - Я ведь свой предмет изучаю не только в классе, но и в походах по родному краю. Куда только с ребятами не ездила. И Алеша был с нами. Даже в олимпиаде участвовал.

Но в последней четверти нынешнего года у Алеши оказалось мало оценок по географии. Поэтому учительница дала ему самую тоненькую, по ее словам, книжку, чтобы он сделал домашнее задание, которое она могла бы оценить.

-- Принес тетрадь? - перед уроком спросила его.

-- Нет, - честно сказал Алеша.

-- А ты где живешь? - поинтересовалась учительница. И, узнав адрес, сказала, что полчаса ему хватит, чтобы съездить домой за тетрадкой. Ехать туда не имело смысла, потому что задание по географии так и осталось невыполненным.

Об исчезновении своего ученика учительница географии узнала только в семь часов вечера, когда ей позвонила домой заместитель директора лицея.

-- Но ведь я предупредила физика, у которого был следующий урок, что Алеша может опоздать, - говорит географ.

Она вспоминает, как вместе с классным руководителем искала Алешу ночью, как плакала утром, узнав о его смерти, и так, что даже сын сказал: "Если бы со мной что случилось, ты бы так, наверное, не убивалась". А адвоката в прокуратуру привела лишь только потому, что дочь с сыном настояли. Сегодня, мол, все так делают, по-цивилизованному.

-- Я не могу унизить ребенка, - всхлипывает учительница географии, вспоминая об Алеше. - Да и не нужно было этого. Ведь какой мальчик-то - светлый, умничка. И я перед ним ни в чем не виновата, нисколько даже.

Страшно ставить двойки

Если учительница географии готова пока лишь слушать доказательства своей невиновности, то клас-сный руководитель Алеши Евгений Прыткин, наоборот, сам ищет повода, в чем себя укорить. Он уже прокрутил в голове много разных вариантов на тему: "Если бы..." Только вот дело в том, что Алеша не вызывал у него никаких опасений.

-- Я хочу провести свое собственное расследование, чтобы понять, в чем я виноват, что мог и не сделал, - говорит Евгений Валерьевич. - А потом уж решу: работать мне в школе дальше или нет.

И это не пустые слова. В первые две недели после трагедии его ноги в школу не шли. Так тяжело было шагать по дороге, по которой прошел Алеша в последний раз. Страшно стало Евгению Валерьевичу ставить на уроке плохую оценку, делать замечание и не делать тоже. Ведь не знаешь, что хуже. Сразу хотел уволиться. Но настоящий учитель так никогда не поступит до выпускных экзаменов. Это все равно, что поле в пахоту бросить. Совесть не позволит.

-- Надо было всех на похороны отправить, чтобы посмотрели на ребенка в гробу, - говорит Александр Евгеньевич.

Классный руководитель посмотрел, прочувствовал. Не дай бог никому, говорит, хоронить своих детей. Это самое страшное, что может случиться в жизни. Он и сегодня бывает у родителей Алеши дома, звонит им.

Винит себя и директор лицея Александр Попов. Смерть Алеши его очень сильно придавила. На эмоциях он заявил учителям, что больше не может и не хочет работать с ними. Не получится, как прежде. Кураж пропал.

Не уходи, Евгеньич!

Сегодня в лицее только и разговоров о том, уйдет Попов или нет. Некоторые думают о его возможном увольнении с радостью (с ним всегда было трудно работать), другие - с болью, тревогой и даже страхом.

-- Ему нельзя уходить сейчас, - считает заместитель директора Лидия Пинигина. - В этом году лицею будет и так непросто в связи с введением новой оплаты труда. Не время для встряски.

Лидия Петровна сама была когда-то директором этой школы, много лет проработала с Поповым и, как никто другой, знает, что становление лицея при руководстве Александра Евгеньевича шло не благодаря, а вопреки. Школу нередко "задвигали", не замечали ее успехов. И к Попову относились, скажем так, без особой любви. Однажды в лицей приехала делегация из Москвы. Увидев чудо, которое создал Попов, гости поинтересовались, какие награды получил директор за свой труд. Как выяснилось, никаких. "Немедленно готовьте документы!" - прозвучала команда. Так Александр Евгеньевич получил звание заслуженного работника образования РФ.

Как учитель математики он любит нерешаемые задачи. Они мобилизуют мозг, высекают, как искры, новые идеи. Отсюда - его нестандартные, неожиданные решения, поступки на грани фола, после которых чиновники снисходительно улыбаются: "Гений! Ему все можно".

А этот гений сам счищает со школьной крыши снег, вместо дворника подметает территорию вокруг лицея, вытаскивает из него воду ведрами, закатав штаны до колена, когда случаются аварии. С главного проспекта города, грубо говоря, упер две урны, чтобы дети не бросали мусор куда ни попадя.

А пользу его "Скорой педагогической помощи" и службы "Кризисного директора" еще не сегодня оценят. Кому Попов помогает? Квартира в Москве для "звездного" выпускника лицея Андрея Бадзяна - факт известный. Но мало кто знает, что он по утрам занимается с двоечниками, претендентами на вылет, и не берет за это ни копейки. И были случаи, когда ребенок уже через две недели начинал понимать, что такое математика, и чувствовать к ней вкус. Однажды подростка поймали на воровстве, привели к директору. "Я знаю, ты хороший мальчик, - сказал он ему. - Но тебе, наверное, очень нужны деньги. Возьми, пожалуйста, только никогда не бери чужое". И дал ему в два раза больше того, что мальчишка украл. В другой раз привели подростка, который употреблял нецензурные слова. "Придумай 40 синонимов к слову из трех букв, - дал задание Александр Евгеньевич. - И тогда я разрешу тебе материться". Таких случаев, где он проявил себя ярко, как настоящий педагог, очень много.

Целый год Попов материально поддерживал в Москве Дмитрия Белова, которого мать, водитель трамвая, вырастила одна. Однажды выложил из кармана свои личные деньги в детском коррекционном саду, потому что там линолеум вспучился. Он вообще легко расстается с деньгами. "Нищим пришел, нищим уйду", - говорит о лицее. Так все-таки, значит, уходит? Почему?

Неужели только из-за Алеши Михайлова? Нет, не только. Смерть ребенка стала последней каплей в чаше разочарования, которое переживает сегодня этот незаурядный педагог. Он сформировался в школе N 1, которая известна в Челябинске как школа Караковского. А это коммунарские сборы, чувство коллективизма, более того - школьного братства, жизнь во имя идеи. Попов не может без боли говорить, что Павку Корчагина предали анафеме, выкинули из школьной программы. Ему скучны люди, которые живут ради себя. Его идеал - Янош Корчак, который по доброй воле отправился с детьми в газовую камеру. Уход Попова (если он состоится) в никуда, за год до пенсионного возраста - это вызов времени, в котором царствует личный интерес, где каждый ищет счастья только для себя.

Но, может быть, нужно уйти из лицея все-таки не ему?

P.S. Несмотря на то что в лицее началась горячая экзаменационная пора, про Алешу Михайлова здесь не забыли. В классе, в котором он учился, родилась идея сдать экзамен за погибшего товарища. По словам классного руководителя Евгения Прыткина, вероятно, это будет информатика - любимый Алешин предмет.

И еще одна новость. По просьбе директора лицея Александра Попова и Евгения Прыткина дело о расследовании трагической гибели взял под свой контроль губернатор области.

Комментарии
Комментариев пока нет