Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Народная кукла - знак ушедшего обряда

31.05.2008
Как и во что играют взрослые, рассказывает гостья Челябинского фестиваля кукол Марина Мишина

Художник и историк традиционной народной куклы Марина Мишина - одна из самых желанных гостей Челябинского фестиваля кукол, который впервые проводится в областном центре. Она привезла в столицу Южного Урала авторскую коллекцию традиционной куклы, демонстрировавшуюся в краеведческом музее, и провела несколько мастер-классов, один из которых был посвящен башкирской кукле. Получилось, что питербурженка Мишина приехала к нам рассказать о нашей же кукле.
- Генри Миллер в свое время сказал о том, что человек, знающий только одну культуру, не знает ни одной, - начинает разговор Марина Александровна. - Имеется в виду, что культурные традиции разных народов имеют общие корни, а основа основ этих традиций - культура тюркских народов.

Как и во что играют взрослые, рассказывает гостья Челябинского фестиваля кукол Марина Мишина

Художник и историк традиционной народной куклы Марина Мишина - одна из самых желанных гостей Челябинского фестиваля кукол, который впервые проводится в областном центре. Она привезла в столицу Южного Урала авторскую коллекцию традиционной куклы, демонстрировавшуюся в краеведческом музее, и провела несколько мастер-классов, один из которых был посвящен башкирской кукле. Получилось, что питербурженка Мишина приехала к нам рассказать о нашей же кукле.

-- Генри Миллер в свое время сказал о том, что человек, знающий только одну культуру, не знает ни одной, - начинает разговор Марина Александровна. - Имеется в виду, что культурные традиции разных народов имеют общие корни, а основа основ этих традиций - культура тюркских народов. Тюрки - коренное население Урала, которое проживало здесь до XVII века, пока не началась русификация этих земель.

Финно-угорская культура и сейчас занимает значительное место в традициях современной Европы. 40 миллионов человек в мире говорят на языках финно-угорской группы. И можно с уверенностью сказать, что в каждом из нас есть толика финно-угорской крови. Меня, например, постоянно спрашивают, не финка ли я. Общность наших культурных корней помогает понять традиционная кукла. Это единство угадывается в конструктивных основах, материалах, способах изготовления, но главное - в тех духовных ценностях, которые народ закладывал в кукольные архетипы. Подчеркну, речь идет не об игровой, а именно об обрядовой кукле, отражавшей представления человека о мире и миропорядке. Сейчас обряд ушел в прошлое, но его нехватка ощущается нами на генетическом уровне и выражается в появлении знака обряда - куклы. Традиционная кукла - ответ на исчезновение обряда.

-- Расскажите о некоторых из этих обрядов.

-- Вот эта композиция "Птицы радости, заклички весны" напоминает об обряде, многие века бытовавшем в Тульской губернии. 22 марта местные жительницы в нарядной одежде выходили на опушку леса и приманивали птиц. Та, кому первой садилась на плечо или ладонь птичка, по поверью, должна была оказаться самой счастливой. Понятно, что ожидание "своей" птицы на фоне весны превращалось в ожидание счастья, объединяло участниц обряда с природой, порождало желание напитаться ее животворной силой.

Большое место в обрядах занимала кукушка. Она олицетворяла образ обманутой жены, брошенной невесты, считалась символом горькой женской доли и даже потустороннего мира. Поэтому кукушку и спрашивали, сколько кому жить осталось. Перед самим обрядом надо было ничего не есть, а вопросы птице задавать в уединенном месте, где никто не сможет помешать диалогу. Бытовал и обычай хоронить куклу в виде кукушки, обряд так и назывался "Кукушка, лежащая во гробе". Потом гроб откапывали - это означало воскресение. Я пробовала найти желающих повторить этот обряд, но никто не соглашается в нем участвовать, считая уж слишком зловещим. А наши предки к смерти относились как к естественному и значимому событию, сопоставимому с благом рождения. Была даже загадка о трех свадьбах в жизни человека - это рождение, свадьба и похороны.

-- Каким был ваш собственный путь к народной кукле?

-- Я - коренная екатеринбурженка, но очень люблю Челябинск. Получила здесь первое, библиотечное, образование, затем закончила искусствоведческий факультет УрГУ. И везде меня интересовал традиционный пласт культуры. В детской музыкальной школе училась на отделении народных инструментов, в университете писала по народной игрушке все курсовые, вела беседы о народном искусстве для деток, работая в художественной школе. А когда что-то кому-то объясняешь, сам начинаешь лучше понимать этот предмет. Видимо, так случилось и со мной. Переехав в Санкт-Петербург, устроилась экскурсоводом в музей куклы на Васильевском острове (набережная Смоленки, 8). Это первый частный музей куклы в России, ему уже больше 10 лет. Работая здесь, еще больше утвердилась в своих давних предпочтениях и углубила знания о традиционной кукле. Потом стала преподавать эту тему в академии педагогического образования и продолжаю заниматься этим по сей день. Думаю, решающим в выборе этой проблематики стало то обстоятельство, что материала по традиционной кукле очень мало, - сейчас ведь все увлекаются в основном авторской куклой. Поэтому начинать было очень интересно, хотя и непросто. Санкт-Петербург - город западно-европейской культуры. Здесь, как, впрочем, и в промышленном Челябинске, нет корневой кукольной традиции. Работая в педакадемии, занимаюсь передачей своим слушателям знаний о традиционной кукле для последующего включения этих знаний в практическую работу с детьми. Хотя кукла нужна и взрослым.

-- Детям - понятно, а взрослым зачем?

-- Они тоже играют. Вся жизнь - игра, у культурологов есть такая игровая теория. На протяжении жизни мы постоянно играем разные роли. И очень часто бывает, что наивысшего успеха достигает тот, кто лучше играет свою роль. Кукла реально влияет на человека, если он начинает относиться к ней как к предмету, с которым можно взаимодействовать. Ты одухотворяешь ее, она тебя. У большинства моих взрослых слушательниц, на протяжении нескольких лет "игравших в куклы", в лучшую сторону поменялась жизнь: гармонизировались отношения в семье, наступило понимание с детьми, а некоторые даже избавились от серьезных заболеваний. Все это объясняется тем, что благодаря кукле выравнивается внутреннее состояние человека. Все наши размолвки, ссоры, неприятности и недуги идут от внутренней разбалансированности. Когда мы меняем себя, меняется и мир вокруг нас, исчезает причина болезней, многие из которых имеют психо-соматическое происхождение.

Кроме того, занятия с традиционной обрядовой куклой расширяют круг интересов человека, позволяют ощутить связь поколений. Общаясь со своим подобием - куклой, - человек как будто всматривается в свое отражение в зеркале и постепенно начинает задавать себе бытийные, сущностные вопросы: зачем он пришел в этот мир, какое у него место в этом мире и т.д. Мои слушатели начинают понимать суть и смысл обрядов, которые символизирует кукла, осознавать, что потеряло постиндустриальное общество, отринувшее обряд. Кукла выводит на изучение истории своего народа, его костюма, на занятия ремеслами, как мужскими, так и женскими. Немало примеров, когда благодаря традиционной кукле люди воцерковляются.

-- Разве кукла не отголосок языческих верований?

-- Сейчас уже нет. Появляются куклы, связанные с христианской традицией, - так называемый вертепный театр, ангелы. Поэтому церковь меняет свое отношение к кукле. Мы пять лет сотрудничаем со священнослужителями Александро-Невской лавры и отдаем себе отчет в том, что многие из наших задач и целей - общие. Невозможно изучать культуру народа, не зная его мифологии, обычаев, и церковь понимает, что сегодня традиционная кукла и все, что с ней связано, это не языческий символ, а инструмент изучения религиозной культуры, воспитания духовности. Причем воспитание идет даже тогда, когда ребенок через куклу получает навыки шитья и рукоделия. Любой ручной труд духовен. Бездуховно потребительское отношение к труду.

-- У каждого человека, имеющего дело с куклами, есть масса интересных историй.

-- Их действительно очень много и надо бы, наверное, уже начать их записывать. Все эти истории так или иначе свидетельствуют о том, что между человеком и куклой существует реальная связь. Больше того, человек безошибочно чувствует свою куклу, как чувствует другого, близкого по духу человека. У меня был случай во время выставки в Канаде. Мы везли с собой множество экспонатов и после выставки рассчитывали кое-что продать, чтобы не везти назад лишний груз. У меня были две куклы в русской зимней одежде: шугаях, платках. Выставка еще не началась, как вдруг заходит женщина и с ней две девочки, точь-в-точь как мои куколки, и одеты так же - в белых шугайчиках и шалочках. Женщина сразу подошла ко мне и говорит: "Это мои куклы!" А я и не спорю. Сама вижу, они для нее сделаны.

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет