Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Своя колея

07.06.2001
К 70-летию П.Н. Евстифейкина - известного журналиста и редактора  Южного Урала

Федор АЛЕКСЕЕВ
Челябинск

Всякое настоящее дело держится на личности. Эта житейская истина впрямую относится к Петру Николаевичу Евстифейкину - старейшине уральской журналистики, многолетнему главному редактору региональной газеты южноуральских железнодорожников "Призыв". За десятилетия профессия газетчика стала для него призванием души, ежедневной потребностью общаться с людьми, сверяя печатное слово с фактами жизни.

К 70-летию П.Н. Евстифейкина - известного журналиста и редактора Южного Урала

Федор АЛЕКСЕЕВ

Челябинск

Всякое настоящее дело держится на личности. Эта житейская истина впрямую относится к Петру Николаевичу Евстифейкину - старейшине уральской журналистики, многолетнему главному редактору региональной газеты южноуральских железнодорожников "Призыв". За десятилетия профессия газетчика стала для него призванием души, ежедневной потребностью общаться с людьми, сверяя печатное слово с фактами жизни. Той жизни, которую он постигал с малых лет в Мордовии, в глухой деревне за десятки верст от райцентра и железной дороги. О событиях, происходивших в стране, селяне узнавали от уполномоченных района, приезжавших на конях в деревню. Телефонная связь и радио появились там лишь в начале 50-х годов, а электричество - в 60-х. При свете керосиновой лампы парнишка прочитал всю школьную сельскую библиотеку, другой не было. С "Молодой гвардией" А. Фадеева познакомился еще до появления книги и фильма: роман печатался в "Правде" - единственной центральной газете, которую получало правление колхоза. Петр караулил каждый номер, чтобы мужики не раскурили на самокрутки. И еще всегда ему хотелось учиться.

Оттуда, с той черной пашни военного лихолетья, и началась трудовая биография П.Н. Евстифейкина. Началась, чтобы затем, в конце 40-х, продолжиться в Челябинске, в цехах завода имени Колющенко, где он работал кочегаром, прессовщиком, слесарем. Потом была армейская служба в должности командира танка. А с 1955 года Петр Николаевич навсегда связал свою жизнь с Южно-Уральской железной дорогой. Был старшим кондуктором, затем главным, составителем поездов, оператором сортировочной горки, дежурным по посту станции Челябинск, комсомольским и профсоюзным работником - часто выступал в местной и центральной печати по насущным вопросам жизни.

Было это в начале 60-х годов, времени духовного самосознания послевоенного поколения страны: из частностей жизни складывалось общее мироощущение каждодневного бытия. Журналистский профессионализм П.Н. Евстифейкина вызревал и формировался в сотрудничестве с газетами "За трудовую жизнь" (издание политотдела Челябинского УВД) и "Комсомолец". И когда Петра Николаевича пригласили редактировать многотиражную газету "Локомотив", он был уже сложившимся журналистом, который постиг не только производственные проблемы, но и механизм человеческой души. Газета Челябинского локомотивного депо стала для него стартовой площадкой в большую журналистику, когда знания и опыт профессионального железнодорожника соединились с мастерством литератора. Высшее журналистское образование Петр Николаевич получил заочно. "На пустом месте не строят. Человеку, который сам ничего не знает, не о чем и рассказать людям. Такова диалектика жизни", - писал Петр Николаевич в одном из своих ранних очерков ("Уметь открывать клапан души", газета "Комсомолец", 19 июня 1963 г.).

Этапным для П.Н. Евстифейкина стал 1969 год, когда руководство Южно-Уральской железной дороги пригласило его работать в редакцию газеты "Призыв" - полгода он был заместителем редактора, а затем стал главным редактором, оставаясь на этой трудной должности на протяжении 32 лет.

Газета "Призыв" занимает особое место среди других подобных изданий. Ровесница Южно-Уральской железной дороги, она издается с мая 1934 года. Особенность газеты - в цене печатного слова, ведь железная дорога - это организация с почти военной дисциплиной. Отсюда жесткость главного редактора, сумевшего создать коллектив единомышленников. Основное ядро нынешней редакции: Ирина Волохович, Игорь Цирлин, Владимир Чернов, Людмила Трымбакова, Анатолий Семиног, Андрей Сафонов. Железнодорожный транспорт, которому "Призыв" служит, - основная опора государства, ее становой хребет. Особенность "Призыва" и в своеобразной геополитике - речь идет о распространении газеты (только по подписке) на территории Челябинской, Оренбургской, Курганской областей, Республики Башкортостан и Северного Казахстана. Не случайно в одном из писем в редакцию есть такие строки: "В основном именно "Призыв" связывает нас с Россией, дает возможность узнать о событиях в ней" (З. Ударцева, станция Петропавловск). Только за один год (1999/2000) тираж "Призыва" вырос более чем на 8 тысяч экземпляров и ныне насчитывает почти 40 тысяч, что больше общего тиража подобного профиля газет, издающихся на пяти железных дорогах России.

В свое время, когда по стране прошел вал железнодорожных аварий, П.Н. Евстифейкин опубликовал на страницах "Призыва" серию острых материалов под рубрикой "Мысли о дисциплине" ("Наказание", "Запомнил на всю жизнь", "На чем держатся шплинты"). Основная мысль публикаций: "Крепя важнейшие узлы вагона, шплинт сам должен прочно держаться на рабочей совести. Но вряд ли на нее можно рассчитывать там, где с трибуны говорят одно, а на деле делают другое". На конкретных примерах аварий на различных участках грузонапряженного Транссиба автор наглядно показал, как отсутствие детальки в 20 граммов приводит к очередной катастрофе. "Помнится, лет тридцать с лишним назад перед нами, тогда молодыми работниками, связанными с движением поездов, выступал опытный и уважаемый всеми руководитель Геннадий Валентинович Виноградов. Достав из нагрудного кармана форменного кителя еле видимый из зала предмет и подняв его над головой, он сказал: "Вот из-за этого гвоздя, а точнее - шплинта, произошло крушение сразу трех поездов. Погиб замечательный челябинский машинист Кучинский. Шплинт должен был крепить буферный стержень хвостового вагона грузового поезда. Но шплинта на месте не оказалось. Эту неисправность обязан был устранить осмотрщик вагонов - не устранил. Его оплошность должен был заметить старший кондуктор - не заметил. В пути следования стержень упал под колеса встречного поезда..." Виноградов нашел такие выразительные слова об ответственности железнодорожников за выполнение своих обязанностей, что они глубоко запали в наши молодые души, стали для многих из нас нормой поведения на транспорте. Еще долгие годы, уже работая в газете, я не мог равнодушно пройти мимо оборудованных буферным стержнем вагонов. Меня так и подмывало посмотреть, на месте ли этот маленький гвоздик-шплинт, из-за которого может произойти большая беда", - вспоминает Петр Николаевич.

Беседовать с ним интересно: прекрасный рассказчик, он передает свое время, его атмосферу. На мой взгляд, главное достоинство Петра Николаевича - в непрерывном желании учиться у жизни. Пройдя школу рабочей молодежи, он по-прежнему молод душой, продолжая с любовью общаться с книгой (тому способствует и домашняя, почти в две тысячи томов, обширная библиотека). И все лучшее в себе передает сыну Вячеславу, который работает также на ЮУЖД поездным механиком, окончив железнодорожное училище. В своей книге о журналистах "Встречи в пути" Л.С. Попов пишет: "Почти за полувековую работу на Южно-Уральской железной дороге редактор "Призыва" удостоен многих знаков отличия и званий. Самое дорогое, конечно, - знак "Почетному железнодорожнику". Петр Николаевич и заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжден медалями, кавалер ордена Дружбы. Но будь моя воля, я бы не задумываясь присвоил ему еще одно звание - заслуженного отца Российской Федерации".

И все же главное дело жизни П.Н. Евстифейкина - его газета, которой он отдавал 20 часов в сутки, не меньше. Газета для него - живой организм, где все зависит от редактора, идущего по жизни своей однажды избранной колеей. Десятки лет прожиты им на одном из самых ответственных участков Южно-Уральской железной дороги - на станции с названием "Призыв". n

Комментарии
Комментариев пока нет