Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Замена стояка на YouDo.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Зараженный свингом

20.06.2008
Старейший российский джазовый гитарист Алексей Кузнецов помнит звездное прошлое, но живет настоящим

На вопрос "Знаете ли вы гитариста Алексея Кузнецова?" многие наверняка ответят отрицательно. А между тем, видимо, нет в нашей стране человека, не слышавшего, как играет на гитаре Алексей Кузнецов. Ведь это его инструмент звучит в фильмах "Семнадцать мгновений весны" (гитарное соло к песне "Не думай о секундах свысока"), "Жестокий романс" (все романсы, спетые Валентиной Пономаревой), "Гардемарины, вперед!", "Мимино" и других.
Можно долго рассказывать о "звездных следах", встрече и работе Алексея Кузнецова со всеми любимыми кинозвездами - Александром Панкратовым-Черным, Дмитрием Харатьяном, Вячеславом Тихоновым. Но он интересен прежде всего сам по себе.

Старейший российский джазовый гитарист Алексей Кузнецов помнит звездное прошлое, но живет настоящим

На вопрос "Знаете ли вы гитариста Алексея Кузнецова?" многие наверняка ответят отрицательно. А между тем, видимо, нет в нашей стране человека, не слышавшего, как играет на гитаре Алексей Кузнецов. Ведь это его инструмент звучит в фильмах "Семнадцать мгновений весны" (гитарное соло к песне "Не думай о секундах свысока"), "Жестокий романс" (все романсы, спетые Валентиной Пономаревой), "Гардемарины, вперед!", "Мимино" и других.

Можно долго рассказывать о "звездных следах", встрече и работе Алексея Кузнецова со всеми любимыми кинозвездами - Александром Панкратовым-Черным, Дмитрием Харатьяном, Вячеславом Тихоновым. Но он интересен прежде всего сам по себе. Основоположник джазовой гитары в России (тогда еще Советском Союзе) верен ей свыше 50 (!) лет. Автор и исполнитель инструментальной музыки, создатель уникальной авторской методики преподавания на джазовой гитаре. В Челябинск Кузнецов прилетел на юбилейный джазовый фестиваль "Какой удивительный мир" и сразу же включился в его работу. В пять утра его самолет приземлился в аэропорту, в 11 он уже давал интервью корреспонденту "Челябинского рабочего", вечером - концерт, блестящее выступление в дуэте с Валерием Сундаревым, а на следующее утро - мастер-класс в челябинской музыкальной школе N 7, ставший доброй традицией.

-- Алексей Алексеевич, вы всегда и везде говорите, что родились в Челябинске. Собственно, только родились или какое-то время жили здесь?

-- Я действительно здесь родился, адрес: улица Шаумяна, дом 10. Каждый раз по приезде в Челябинск совершаю ритуал - прихожу к этому дому. Рождение произошло - и обратно, это была вынужденная эвакуация из Москвы. Знаю даже, что родился в керосиновой лавке. У меня дома есть метрика, которую мы обновили благодаря стараниям Игоря Бурко, директора джазового фестиваля.

-- Кроме места рождения вас что-то связывает с Челябинском?

-- Теперь уже многое. Прежде всего, музыкальные отношения Челябинска и Москвы, выраженные в джазовом ключе. Было много встреч, фестивалей. Я играл с ведущими челябинскими музыкантами - братьями Риккерами, Валерием Сундаревым. Анатолий Кролл - представитель Москвы, но он челябинский, и это очень важно. Многое мы делаем вместе, потому что мы челябинцы.

-- На джазовом фестивале вы единственный, кто приехал не только с концертом, но и с мастер-классом для юных исполнителей.

-- Часто даю мастер-классы и очень люблю это дело. В Москве уже 15 лет сотрудничаю с салоном "Аккорд" в Москве, и у меня там есть свой мастер-класс. Встречаю подростков, подающих надежды, занимаюсь с ними, показываю, передаю опыт. Весь этот процесс называется "Из практики джазового гитариста". Каждую неделю по средам мы встречаемся в салоне, а раз в год, в апреле, у нас отчетный концерт. У меня есть ученический ансамбль - три гитары и контрабас. Где только возможно студенты играют. Для меня этот мастер-класс интересен как лаборатория.

-- К вам может прийти любой желающий?

-- Да, причем занятия бесплатны. Их поддерживает "Аккорд", которому недавно исполнилось 40 лет. У ребят разный возраст, многие из них успели что-то узнать, разучить во дворе пару-тройку аккордов. Они иногда сетуют, что я показываю "немножко старенькое" и "сейчас так не играют". На что отвечаю: друзья мои, Большой театр, МХТ, филармония тоже старые, но замечательные, и их надо ценить. Гитара многолика, давайте вам покажу ту, которую знаю я. Возьмите от меня что хотите, а ненужное потом отодвинете в сторону и пойдете дальше. Я их стараюсь заражать энергетикой джазового исполнительства. Хотелось бы, чтобы они были "со свингом". А передать этот вирус можно, только сидя напротив и играя джаз.

-- А все-таки, что такое свинг?

-- Это состояние. Безусловно, оно пульсирующее. Свинг должен быть, без него нет джаза, как сказал Дюк Эллингтон. Этот стиль должен быть узнан. Ритмическая пульсация, которая сидит в музыканте, и он делится ею со зрителем. Качание, раскачка. Мы начинаем заводиться ею, и все идет.

-- Алексей Алексеевич, благодаря фильмам вашу гитару слышали все.

-- Прежде всего благодаря "17 мгновениям весны". Об этом фильме сказано очень много, и о музыке в том числе, но не об ее исполнителях. Есть двое солистов, заслуживающих, чтобы их написали в титрах. Прекрасный контрабасист Заур Шахалиев. И моей фамилии в титрах не стоит. А "Жестокий романс" :

-- Гитара Ларисы Огудаловой - это вы?

-- Мы играем в две гитары вместе с Михаилом Кочетковым. А поет Валя Пономарева. Да я уже и не помню, что где играл. Знаете, сколько приходится записывать музыки каждый день, если работать по три смены.

-- Тогда вы еще не знали, что эти фильмы впоследствии станут великими?

-- Естественно, не знал. Недавно был в гостях у Вячеслава Тихонова с гитарой. Напомнил ему знаменитую тему "Мгновений", и воспоминания ожили вновь: Знакомы мы с Тихоновым с 80-х годов. Он жил за городом в Красково, где я живу до сих пор, и наши дети, дочка Вячеслава Васильевича Аня и моя Лена, дружат.

-- Как вы отметите творческий юбилей?

-- Мы посчитали, сколько времени я в джазе, и удивились: получилось 50 лет. 6 сентября будет большой концерт в Московском доме музыки, посвященный этой дате. Туда как подарок будет предоставлен ретроматериал, который я собирал в свое время. Всегда просил копию для домашней библиотеки. Хочу, чтобы на сцене был экран: мы, молодые, играем там, а потом, сегодняшние, выходим на сцену.

-- Кого пригласите на юбилейный вечер?

-- У меня очень много друзей, в числе которых прекрасные композиторы, написавшие много джазовой музыки. Андрей Эшпай, Мурат Кажлаев, Георгий Гаранян, Алексей Козлов, Герман Лукьянов, Борис Фрумкин, Давид Голощекин. Владимир Данилин - легенда нашего джаза, редкость. Нет больше исполнителей на аккордеоне. Буду рад, если он будет все время задействован. У него мало концертов, мало. Приглашайте его в Челябинск! Будет выступать.

-- А у вас много концертов?

-- Все-таки есть. Я активный человек, не сижу на месте, что-то придумываю, немножко звоню, напоминаю о делах, комбинирую. Люблю разные сочетания, в одном коллективе не сижу. Люблю гитарные дуэты, три гитары и контрабас, гитару и ударные, люблю с роялем играть, с тенор-саксофоном, симфоническим оркестром. Все так называемые guitar forms у меня представлены.

-- За 50 лет вы ни разу не изменили джазу? Не играли рок или, скажем, классику?

-- Нет, ничего другого никогда не было. Был мейнстрим, включающий в себя блюз, балладу, босса-нову и, конечно, свинг. В этом ключе я работаю. А там столько интересного, чего я не знаю и что еще предстоит сделать. Надо там поискать. А гармоний сколько красивых, а ритма! А мелодии, обыгрывания? Нужно же все время быть в этом, играть, встречаться.

-- Как вы поддерживаете форму?

-- Два часа в день играю обязательно. А иногда двое-трое суток приходится играть. Перелет туда, потом обратно. Утром опять, потом мастер-класс. А еще у меня есть передача на кабельном телевидении. Вместе с Павлом Козловым мы ведем "Творческую мастерскую". Там я рассказываю и о гитаре, и об исполнителях. У нас довольно большая аудитория в Южном округе Москвы. Очень важно, что есть отклики. Люди звонят, спрашивают. Я их приглашаю на свой мастер-класс. Приходят те, кто раньше играл, вспоминают. Показываю им аккорды, смотрю - люди оживают. Выстроилась система: телевидение, мастер-класс. А вот системной концертной деятельности нет. Каждый музыкант должен иметь план: три-четыре концерта в месяц. Когда знаешь о них, начинаешь готовиться. Вот этой определенности несколько не хватает.

-- Джаза России не хватает. Вполне образованный, интеллигентный человек может не знать фамилию Гаранян, и это вовсе не говорит о его нелюбопытности:

-- Это говорит о том, что не выстроено информационное поле. Должны быть люди, возделывающие это поле. Не от фестиваля к фестивалю, а между фестивалями создавать среду. И все встанет на место, я вас уверяю! В последние годы я стал очень много рассказывать на концертах. А раньше просто играл.

-- В прошлые годы ваши слушатели были более эрудированными?

-- Знали намного больше. А сейчас все поле забито развлекаловкой. А джаз - это чуть-чуть не развлекательно, чуть-чуть нужно подумать. Это все-таки наука. И тем не менее это настоящее интересное музыкальное действо.

-- Меня удивило, что в одном из радийных интервью вы назвали себя средним гитаристом.

-- Я всегда ставлю себя на место. Дело в том, что пришел в джаз из ритма, потом занимался гармонией и лишь потом - мелодией. Для меня ритм и гармония - мое. Считаю, что мои заслуги лежат в этих плоскостях. А одна треть не охвачена.

-- Правда, что вы ездите на "Москвиче"?

-- Совершенно верно, 41-й "Москвич". Мне показалось, что эта модель как раз подходит к моему году рождения. Не вижу ничего другого в машине, кроме как доехать и приехать. А на чем - не самое главное. Мне надо гитару привезти или из деревни картошку - это "Москвич" делает идеально.

Живу в пригороде, 25 километров от Москвы, в старом тещином доме 1946 года постройки. Его надо все время поддерживать, и вот мы все вместе это делаем. Отправляясь на работу, сажусь на электричку, 15 минут до метро "Выхино", и через 18 минут я в центре.

Олеся ГОРЮК

Алексей Кузнецов родился в семье гитариста. Его отец, Алексей Кузнецов-старший, играл в знаменитом в 50-е годы инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова. Алексей Алексеевич начал свою карьеру, работая в эстрадно-симфоническом оркестре под управлением Юрия Силантьева. С 1975 года перешел на работу в Государственный симфонический оркестр кинематографии. Параллельно в 60-е годы он начинает заниматься джазом. Играет в дуэте с Николаем Громиным, Игорем Брилем, Леонидом Чижиком. В течение 80-х Кузнецов регулярно выступает в разных составах на международных фестивалях в Европе, США, а также в странах Юго-Восточной Азии. В апреле 1988-го со своим тогдашним трио (трубач Александр Фишер и контрабасист Анатолий Соболев) впервые в истории играл в прямом эфире для космического экипажа - Владимира Титова и Мусы Манарова. Наиболее заметные проекты последних лет: первое "Супертрио" (с Даниилом Крамером и Георгием Гараняном, 1996-1997), трио с Даниилом Крамером и Аркадием Шилклопером, второе "Супертрио" (с аккордеонистом Владимиром Данилиным и бас-гитаристом Александром Ростоцким), с которым он участвовал в записи выпущенного лейблом Boheme Music альбома Once I Loved.

Комментарии
Комментариев пока нет