Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вячеслав Парубочий: "Не надо бояться человека с жезлом"

03.07.2001

Лидия САДЧИКОВА
Челябинск

Сегодня Государственная инспекция по безопасности дорожного движения отмечает 65-летний юбилей. Наш корреспондент встретился с "главным автоинспектором области", начальником Челябинской ГИБДД Вячеславом Парубочим.

- О гаишниках, как называют вашу профессию в народе, сложено немало анекдотов. А как ее охарактеризовать языком официальным?
- Нашу работу я бы назвал инженерно-милицейской. Мы не только исполняем милицейские функции, но осуществляем государственный надзор за дорожным строительством, за эксплуатацией транспорта, за разработкой новых автомобилей.

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Сегодня Государственная инспекция по безопасности дорожного движения отмечает 65-летний юбилей. Наш корреспондент встретился с "главным автоинспектором области", начальником Челябинской ГИБДД Вячеславом Парубочим.

-- О гаишниках, как называют вашу профессию в народе, сложено немало анекдотов. А как ее охарактеризовать языком официальным?

-- Нашу работу я бы назвал инженерно-милицейской. Мы не только исполняем милицейские функции, но осуществляем государственный надзор за дорожным строительством, за эксплуатацией транспорта, за разработкой новых автомобилей. Начальники ГИБДД области, города или района являются одновременно главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения на своей территории. Все их предписания должны выполняться беспрекословно, точно и своевременно. Если не выполняются, запрещаем эксплуатацию того или иного вида транспорта или штрафуем руководителя, который не желает нам подчиняться. К сожалению, число правонарушений на наших дорогах не уменьшается. Представляете, каково корректному водителю среди лихачей? Мне, профессиональному автомобилисту, и то иной раз сложно ориентироваться в обстановке. Хотя за рулем, честно говоря, я себя чувствую увереннее, чем пешеход. Но на автодороге иной раз с такой ситуацией столкнешься - аж спина взмокнет.

-- Признайтесь, Вячеслав Карпович, а вам-то доводилось правила дорожного движения нарушать?

-- Единственный мой грех - иногда немного превышаю скорость. Случалось, меня мои ребята останавливали. Дальше еду уже по нормам.

-- А дорожные происшествия по вашей вине были?

-- Когда служил в армии, в 1964 году мы на Украине убирали свеклу в одном колхозе. Я работал на ЗИС-150. Мой товарищ подкачивал колесо и забыл закрутить ресивер, из него воздух-то и вышел. А мы ехали колонной, груженные свеклой. Во главе - председатель, я сразу за ним. На спуске он тормознул, я - тоже, а тормозов-то нет! Рванул ручник, но поздно. В общем, я фонари на его "Москвиче" выдавил. Но председатель сказал: "Сынок, если вы мне всю свеклу вывезете, то хоть пол-"Москвича" разбей, я тебе ничего не скажу". Других происшествий не было.

-- Вот бы так каждому водителю! Тогда не пришлось бы сотрудникам ГАИ выслушивать в свой адрес бесконечные упреки:

-- :причем чаще всего несправедливые. Знаете, когда врач ставит укол, пациент говорит ему "спасибо", даже если ему больно. Работники ГИБДД стоят на страже жизни, здоровья всех участников дорожного движения, включая водителя-пьяницу, пешехода-нарушителя. И все равно гаишник - "плохой". Потому что, осуществляя надзор, мы ставим всех в определенные рамки. И скажу, что в пределах закона поблажек никому не будет. Закон - это норма. Как в семье есть определенные нормы, так и на дорогах. Они обязательны для всех, ведь жертвами автокатастроф становятся независимо от должностей и званий.

-- Вячеслав Карпович, если бы вам пришлось писать о своей профессии, какой жанр вы бы предпочли? Роман, песню?

-- А песня уже есть. Она написана к 65-летию ГИБДД. Правда, сочинил ее не я. Обратился в фирму "Элина", которая изготавливает спецсигналы, попросил их написать гимн ГАИ-ГИБДД. Сегодня он прозвучит на нашем празднике в театре драмы, споет заслуженный артист России Григорий Бочаров. Мне кажется, гимн получился. В тексте, может, десяток слов и моих наберется. Я высказал, что бы мне хотелось услышать.

-- А что именно?

-- О героизме челябинских работников ГАИ, о их нелегкой службе. В нашей области сегодня из 3 миллионов 800 тысяч жителей миллион имеет водительские удостоверения, насчитывается 820 тысяч единиц транспорта. Особенность нашей работы - то, что мы всегда на виду, ежедневно "под рентгеном" у всего населения. Неверные действия инспектора становятся всеобщим достоянием. В этом случае мы немедленно реагируем. Плохие работники у нас не задерживаются: каждый год по отрицательным мотивам увольняем порядка 20 человек. Иных поправляем за мелкие нарушения - все мы небезгрешны. Но ребята наши работают денно и нощно, зимой и летом, в слякоть и дождь. А зарплата крайне низкая у нас, стыдно даже говорить. Она должна быть раза в три-четыре больше, тогда и кадры наши окрепли бы. Когда я заступал, среди работников ГАИ всего полпроцента было с высшим образованием. Сейчас его имеют практически все начальники отделений. У инспекторского состава как минимум среднее образование. А материальная база! Наш автодром не раз был представлен на ВДНХ, получал серебряные и бронзовые медали. За последние пять лет построили два новых здания для областного управления ГИБДД, свою газовую котельную (в Челябинске подобных не более пяти), огромные гаражи на 100 машин с запасом. Мы в масштабе России никогда из десятки лучших не выпадали, а в 1986 году завоевали Красное знамя, которое оставлено на вечное хранение. А так: Ежедневная, казалось бы, рутинная работа. Однако мы выполняем те обязанности, которые на нас возложены президентом, правительством, нашим министром. Эту мысль я постарался передать в книге, выпущенной к нашему юбилею. В ней рассказывается об истории Челябинской ГАИ от создания службы и по сегодняшний день.

-- А чувство неловкости в каких-то случаях испытываете?

-- Когда слышу от водителей, что у нас плохие дороги.

-- Не только дороги, но и пешеходные переходы неважные, и дорожные знаки, и разметка.

-- Но это не наша компетенция. Мы - надзорная организация. Дороги не я строю, у меня нет ни лопаты, ни совка, ни асфальта. И дорожные знаки не мы устанавливаем - на то есть специальные службы. ГИБДД дает рекомендации, исходя из анализа дорожно-транспортных происшествий. Наше дело - следить, правильно ли в соответствии с ГОСТом установили тот или иной знак, верно ли сделали разметку, удачно ли реконструировали тот или иной участок.

-- Выскажусь от имени пешеходов: почему водители чаще всего игнорируют пешеходные переходы, перед которыми они должны тормозить?

-- Больной вопрос! Нынешний год мы объявили годом защиты пешехода. Я уже смотреть не могу, как эти негодяи (так и напишите!), подлецы-водители не уважают пешеходов. У нас так: если я за рулем, а ты - нет, значит, ты не человек. На месте законодателей я бы за это самый большой штраф установил. Я б, может, простил "150 граммов", но за пренебрежение к пешеходам надо нещадно карать. Мы десятки тысяч таких нарушителей выявляем, а наказание смешное. Мне страшно жалко пешеходов. Водитель защищен железной машиной, а они - лишь рубашкой и штанами. Но и пешеходы порой проявляют невоспитанность. Сердце кровью обливается, когда видишь, как мамаша тащит ребенка на красный сигнал светофора. Малыш упирается, а она тащит! Будьте взаимно вежливы - очень подходящий лозунг для дороги. Если водитель в гололед не успевает - пропусти его. Ну что ты сам себя подставляешь, даже если как пешеход ты прав! А в другой раз водитель тебя пропустит, когда вдруг замешкаешься.

-- По-моему, в этих ситуациях во многом "виноваты" именно наши плохие дороги.

-- Как ни странно, хорошие дороги ведут к увеличению дорожно-транспортных происшествий. Парадокс? Но тому есть объяснение: ровная трасса располагает к высокой скорости. Чтобы не было конфликтных ситуаций, дороги в мегаполисе должны быть в разных уровнях. Перекрестки - это конфликтные точки: чем их больше, тем чаще столкновения, хотели бы мы этого или нет. Многое зависит от культуры водителя, но надо так организовать дорожное движение, чтобы избегать возможных конфликтов. Пешеходы должны идти по подземным переходам или над проезжей частью, машины должны разъезжаться в разных уровнях - тогда будет больше порядка. Пару слов об автострадах, или, как мы их называем, дорогах федерального значения. Ну какие это автострады! Две машины разъезжаются "чика в чику". Должна быть разделительная полоса, ограждения - и то это еще не гарантия безопасности дорожного движения. В Сан-Франциско шестиярусные развязки, и все равно происшествия бывают. Кстати, в Германии, например, чаще выявляют не превышение скорости, а несоблюдение дистанции между автомашинами. Крупнейшее нарушение! А наши водители вообще не имеют понятия дистанции. Еще один бич - пьяный водитель. Правда, эта тенденция пошла на спад. Но все равно за год до 30 тысяч таких случаев выявляем, а кроме того - наркоманов, что еще опаснее. Надо, чтобы люди поняли, что жизнь - это самое дорогое, что у нас есть, она - единственная. Знаете, я считаю, что водить автомобиль - искусство не меньшее, чем балет или опера. Если балерина не то па сделает, это заметит полпроцента зрителей, а может, только художественный руководитель. Если певец не ту ноту возьмет - заметит процент. Когда водитель сделал не то "па" - нет автомобиля, "не ту ноту" взял - нет головы.

-- Вячеслав Карпович, хорошо, что даже в юбилейный день вы не забываете о самых насущных проблемах нашего общего дорожного движения. И все же сегодня ваш "фирменный" праздник. Какой тост вы готовитесь произнести?

-- Он у меня всегда готов. Я провозглашу тост за рядовых инспекторов дорожного движения, которые каждодневно несут службу, за ветеранов, положивших начало лучшим традициям ГАИ, и за женщин, которые нас ждут. n

Историческая справка

Еще Петр Великий проявлял озабоченность состоянием дел с дорожным движением. Он издал указ, повелевающий наказывать батогами тех, кто "учали ездить в санях на возках с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают".

Первый автомобиль в Челябинске появился в 1909 году. В июне 1913 года Челябинская городская Дума приняла первое постановление о порядке езды в Челябинске на велосипедах и автомобилях. Оно было опубликовано в местной газете "Голос Приуралья".

3 июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление, утвердившее "Положение о государственной автомобильной инспекции главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Эту дату и принято считать днем основания ГАИ.

Тогда же, 65 лет назад, и при управлении рабоче-крестьянской милиции УНКВД по Челябинской области была создана автомобильная инспекция. Она состояла всего из 25 сотрудников. В то время в области насчитывалось 6064 автомашины государственного и личного пользования.

Комментарии
Комментариев пока нет