Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Единое поле Беляева

25.07.2001
Отшельный обитатель землянки у клюквенного болота претендует на мировое открытие

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Еду к Беляеву. За открытием.

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Еду к Беляеву. За открытием.

Напомню. Валерий Иванович Беляев (нельзя не упомянуть, что он брат космонавта Павла Беляева) уже много лет живет одиноко, укромно, отшельно у болота за еткульскими озерами. Тут у него надел земли. Землянка. Полоса картофеля, овощные грядки, несколько деревьев. Жизнь у него скудная, без бытовых удобств.

Как ни тяжел быт Валерия Ивановича, ему легче без людей, вдали от них. Такой уж он человек - не умеет жить "нормально", то есть рядом с грехом и неправедностью. Он и несправедливость - несовместимы. Не ужиться им. А потому как несправедливость везде, где люди, то он ушел от людей.

Разговор, однако, совсем о другом. Об открытии. У сетчатой ограды, которая ограничивает жилую зону усадьбы с землянкой в центре, я присел на чурбак, Валерий Иванович приспособил вместо стула какой-то ящик - и мы стали говорить. Вы знаете, о чем? О едином поле. Так и было - мы сидели в поле и говорили о поле. Но поля эти очень разные.

Ученые (физики) всего мира ищут единое поле. Они почти уверены, что оно есть, но их уверенность не доказана. Для ясности - некоторые подробности.

Известно огромное поле всемирного тяготения - оно охватывает всю Вселенную. Известно большое поле электромагнитных сил - ему тоже нет предела. Известно малое поле ядерных сил - оно втиснуто в атомное ядро. И известно крошечное поле сил слабого взаимодействия - оно проявляет себя между элементарными частицами атома. Наука подозревает, что эти четыре поля (а может быть, и другие?) пребывают в глубоком внутреннем родстве. Что они переплетаются и сливаются в одно, единое поле.

Ученые мира понимают, что теория единого поля может быть доказана тогда, когда они "поймают" самую малую частицу, из которой состоит все вещество Вселенной. А это - главная проблема современной физики.

-- Я его установил, общее поле. Я его выявил, - с этого начал Валерий Иванович.

-- Значит, вы нашли то, что ищут ученые всего мира?

-- Да. Видимо, Господь Бог открыл мне то, что не доверил таким великим ученым, как Эйнштейн и Сахаров.

-- А с чего все началось?

-- Я задумал сделать электродвигатель для моих условий, для условий изоляции. Занялся теорией, увлекся. Стал вникать все глубже и глубже.

-- Скажите, пожалуйста, о сути, сформулируйте ее.

-- По моим понятиям, есть только две элементарные частицы - электрон и позитрон. Они отличаются зарядом. Меньше делимости уже нет. Это два сгустка поля. Или два эфирных вихря. Как они устроены, я пока в деталях рассказывать не буду. Это я изложу специалистам. Я даже уничтожил свои записи. Все держу в голове.

-- А каким "ключиком" вы открыли общее поле?

-- Я нашел зависимость между гравитацией и электричеством. Она элементарно простая.

-- Не говорите "элементарно".

-- Буду говорить, потому что это элементарная формула.

-- Формула - значит уже не элементарно. Я боюсь, что большинство людей и не подозревает о проблеме единого поля. Я еще раз прошу вас: скажите, буквально по слогам, что вы постигли.

-- Я разработал структуру электрона на основе теории общего поля. Установил, что закон всемирного тяготения - не абсолютная истина, он неточен, он имеет определенные границы применимости. Он верен на больших расстояниях. В макрокосмосе. А в микромире другая зависимость. Мой же закон охватывает и то, и другое.

Если честно, "судьба" единого поля меня не очень волнует. Более меня интересует сам Валерий Иванович. Зачем ему эти электроны и позитроны? Что они ему дадут? Ему, в своем быте опустившемуся едва ли не до первобытности? Может быть, они ему дом построят? Мебель ли на них купить? Или хотя бы телевизор? Или холодильник? Какая от них польза? Никакая. А он, человек, перед которым каждый день встают три мучительные проблемы бытия - чем позавтракать, чем пообедать и чем поужинать - он, оторванный от всех, лишенный всех так называемых радостей жизни, ломает голову над тем, как устроена самая первая, изначальная материя. И попробуй найти ему определение - умен он или глуп, мал он или велик, прав он или не прав. Загадка единого поля будет разгадана, не им, так другими, а загадку самого Беляева не разгадать никому.

-- Простите, Валерий Иванович, но я допытываюсь еще раз: вы знаете, что такое единое поле?

-- Знаю. Я знаю, что такое электрон. И заявляю об этом со всей ответственностью.

-- При чем тут электрон? Я спрашиваю о едином поле.

-- На основе единого поля я создал математическую модель электрона.

-- А какова роль электрона в едином поле?

-- Электрон - это концентрация определенного состояния единого поля. Определенного состояния, возмущенного.

-- И что-то в устройстве мира вам стало яснее?

-- Мне стало ясно, из каких основных кирпичиков состоит весь материальный мир.

-- И этот кирпичик - электрон?

-- Да, электрон и позитрон. Остальное - производное этих двух частиц. Я знаю, как устроены эти частицы. Я составил их математическую модель, нарисовал схему, рассчитал все параметры.

-- Но наука открывает все более мелкие частицы, и, кажется, этому нет конца.

-- Это заблуждение. Сейчас пытаются найти более элементарную частицу - кварк. Но кварк - математическая абстракция, которая удачно объясняет некоторые отдельные явления, но не все.

-- Так есть ли конец делению?

-- Есть. У материального мира конец есть.

-- Пусть так. Не мне судить. У меня есть еще вопрос: вы считаете, что до таких вещей, как общее поле, можно доходить теоретически, на кончике пера?

-- Безусловно. Никаких экспериментов не надо. Все эксперименты учеными уже проведены.

-- И это имеет выход в практику?

-- Имеет. Речь идет об аннигиляции. Электрон соединяется с позитроном, и выделяется энергия, которая в сотни раз больше энергии термоядерного синтеза. И при этом нет никаких радиационных отходов. Масса превращается в тепло, в энергию.

-- Это такой вид энергии, который не имеет минусов?

-- Минусы?.. Нужна защита. От мощнейшего квантового излучения. А отходов - никаких.

-- Последний вопрос. Сознаете ли вы, что человеку, живущему на отшибе, очень тяжело достучаться до научных авторитетов?

-- Нет, не сознаю. Сначала я посмотрю, как отреагируют наши ученые. А потом:

-- Кто-то заинтересуется?

-- Заинтересуется.

-- А если нет?

-- Ну и ладно. Значит, рано еще людям открывать эти тайны.

Не мне решать, открыл ли Валерий Иванович единое поле или нет. Мое дело простое: запечатлеть его слова на бумаге, сделать от его имени заявку на открытие. В жизни все бывает, и я отнюдь не исключаю, что в землянке у клюквенного болота можно сделать мировое открытие. Буду рад за Валерия Ивановича, если это так. Но я боюсь, что он, как это вроде бы бывает, не проснется однажды знаменитым. Обычно сделать открытие легче, чем добиться его признания.

Сам же я много раз, но будто бы впервые, открываю одно и то же: нет в жизни ничего загадочнее и интереснее человека. n