Новости

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Профессор Вячеслав Жабреев: "конкурентность образования определяется его качеством"

27.07.2001

Вопрос "Куда пойти учиться?" столь много определяет в судьбе каждого вступающего в жизнь, что от поисков ответа на него неизбежно голова идет кругом. И у абитуриента, и у родителей. И хотя критерии выбора бывают разные, один, как правило, остается общим. Это качество образования. Особенно высшего.

Вопрос "Куда пойти учиться?" столь много определяет в судьбе каждого вступающего в жизнь, что от поисков ответа на него неизбежно голова идет кругом. И у абитуриента, и у родителей. И хотя критерии выбора бывают разные, один, как правило, остается общим. Это качество образования. Особенно высшего. Именно с ним мы связываем успех будущей карьеры. Гарантируют ли его сегодня своим студентам и абитуриентам вузы страны и Челябинска? Об этом разговор с доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой "Системы управления" ЮУрГУ, заслуженным работником высшей школы, членом-корреспондентом Международной академии информатизации, действительным членом Международной академии научных открытий и изобретений Вячеславом Жабреевым:

-- На мой взгляд, в проблеме качества подготовки кадров больше нерешенных вопросов, чем решенных. Но зато и возможностей для их решения сегодня тоже хватает. На макроуровне, то есть государственном, создана очень хорошая, прямо-таки идеальная законодательная база. Это и закон об образовании, и программа профессионального образования в России - прекрасные, адаптированные к положению в стране и к жизни документы. Готовились они основательно около десяти лет, исключительно демократично.

А вот в глубинке, в регионах и в конкретных образовательных учреждениях мало что изменилось. Инфраструктура, особенно на периферии (а Челябинск - периферия), почти не претерпела перемен, за исключением некоторых вузов и других учебных заведений. Как и прежде, превалирует командно-административное, авторитарное управление. На базе российской образовательной программы у нас создается своя областная программа развития образования в области. Ее проект готовил авторский коллектив в несколько десятков человек, но командный состав - из числа проректоров и их помощников. И уже с первой фразы менталитет дает себя знать. Российская образовательная программа ставит своей целью создание образовательной системы в интересах формирования гармонично развитой личности. Целью же областной программы является развитие системы образования, направленной на формирование личности. Вроде бы те же слова... но между этими понятиями - пропасть, а в постановке цели содержится уже половина ее решения. Областная программа пока готовилась келейно, хотя пример открытости нам дан подготовкой государственной программы. И у нас в области следовало бы объявить конкурс, посмотреть соответствие проекта конституционному праву и увидеть разницу между "интересом формирования" личности и "направленностью на формирование" личности. Системный подход к решению задач образовательного процесса необходимо заложить, начиная с самих документов. Вот почему они требуют столь серьезной и всесторонней подготовительной работы.

-- Что значит "системный подход"?

-- Вуз должен рассматриваться как минимум с четырех сторон, причем со всех сразу. С точки зрения назначения вуза, его состав и организация, по каким законам действует и как связан он со всеми элементами и социальными институтами, финансовыми и информационными потоками. Принципиальные основы функционирования сейчас изменились. Вуз выдает документ, который подтверждает знание, умение, интеллект на основе законов создания и передачи информации. И есть рынок интеллектуального труда, который в структурах управления вузов практически не учитывается, во всяком случае, по тем законам, по каким он должен там быть. Изменилась жизнь, изменились законы. И российский закон об образовании это учитывает, в нем записано "конкурентность" и "гласность". В проекте же нашей региональной программы слово "конкурентность" не обнаруживается.

В законе об образовании есть статья, по которой преподаватели должны получать ставку, в два раза превышающую среднюю зарплату по промышленности. Но на деле ставка доцента и до средней зарплаты не дотягивает. А раз так - далеко не уедешь. Рабочий орган автомобиля - колесо, вуза - преподаватель. Со спущенным колесом не поедешь. И квалифицированные преподаватели из вузов бегут, оборудование устаревает, качество образования падает. Так проблемы не решаются, так они создаются.

На рынке товаров их качество определяется сортом - первый, второй, высший. На рынке образовательных услуг правительством предложена многоуровневая подготовка: первая ступень -неполное высшее образование, вторая - бакалавр специалист (инженер) широкого профиля и третья ступень включает в себя специалиста (инженера) и магистра, то есть ученого специалиста (инженера) со специализацией в предметной области, профессионала высшего уровня в системе высшего образования. В наших вузах в отличие от Центральной России и развитых стран эта структура слабо поддерживается, более того - есть стремление уменьшить прием в магистратуру по востребованным направлениям. Системного подхода к решению вопросов нет, хотя найти его можно и нужно. При губернаторе области создать, например, экспертную группу, объединяющую профессионалов, объявить конкурс, подвести итоги и создать, таким образом, проект, по которому можно строить дальнейшее развитие образовательного процесса в области. И тогда, уверен, найдутся и оптимальные решения. Пока же мы имеем искаженное ситуационное управление. Например, возникают идеи силового распределения молодых специалистов и проверки качества обучения с привлечением прокурора. Но властные органы не имеют законного и морального права требовать качества обучения выше нижней границы государственного стандарта, так как не выполняются законы материального обеспечения, в частности ст. 30 Федерального закона профессионального высшего образования, а подневольный труд никогда не был качественным. Качество может требовать тот, кто вносит для этого деньги.

Заботиться о зарплате должны, прежде всего, кафедры. Развивать рентабельные специальности, проводить востребованную научную работу.

-- Но востребовано ли сегодня в нашем государстве качество, Вячеслав Сергеевич? Грызть гранит науки, чтобы потом бензином торговать - надо ли?

-- Спрос определяется потребителем. Знание - еще более мобильный фактор производства, чем капитал или рабочая сила. Государство нам уже сказало: обеспечивайте высокое качество образования, учите магистров. И наша кафедра, кстати, уже пятый год этим занимается. А нынче мы даже открываем заочную двухгодичную магистратуру для тех, кто уже имеет высшее образование по программе "Автоматизация и управление в административных, финансовых и коммерческих сферах". Промышленность развивается, так что перспектива есть. Есть и нормативная база. В целом, по моим наблюдениям, идет положительный процесс, но как любой переходный этап идет он с большим трудом. Десять лет назад работавшая на оборону наша кафедра управления летательными аппаратами была на грани закрытия: денег нет, студентов нет, конкурса нет, контрактников, понятно, тоже. А в прошлом году мы уже имели конкурс пять человек на место, и почти сотню человек на контрактном обучении. Кафедра приносит факультету тридцать процентов контрактных денег при десяти кафедрах на факультете. Преподаватели получили возможность самореализации и обучения нужным профессиям. Ежегодно у нас остается до восьми аспирантов на ряде кафедр и в других вузах.

-- Стало быть, вы и успеху тоже учите?

-- Выигрывает тот, кто ближе к природе, кто учитывает и хаос, и закономерности, кто согласует цель с жизнью. Построить иерархию целей, выбрать главную - это уже половина успеха, и делает это человек. А далее - грамотно созданная система управления собой и действительностью, она и будет работать над выполнением цели.

Записала Ирина ВАСИЛЬЕВА

Комментарии
Комментариев пока нет