Новости

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Гравюра и фотография

28.07.2001
Размышления о секретах творчества

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Значит, так, художник берет действительность и : Что он с ней делает, с действительностью? Преобразует? Перекраивает на свой лад? Поправляет? Привносит в нее гармонию? Или только переносит ее на бумагу, на холст? Элементарно копирует?

Между прочим, считается, что копировать натуру - это очень уж легко и просто, что уважающий себя художник не опустится до такого примитива. А я думаю иначе. Да, художник выходит на натуру, чтобы ее преобразовать, перекроить, поправить, но не копировать, потому что это невозможно. Еще никому не удалось (и не удастся никогда) написать, допустим, пейзаж, который был бы равен оригиналу. Даже и холсты великих - всего лишь бледное подобие действительности.

Размышления о секретах творчества

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Значит, так, художник берет действительность и : Что он с ней делает, с действительностью? Преобразует? Перекраивает на свой лад? Поправляет? Привносит в нее гармонию? Или только переносит ее на бумагу, на холст? Элементарно копирует?

Между прочим, считается, что копировать натуру - это очень уж легко и просто, что уважающий себя художник не опустится до такого примитива. А я думаю иначе. Да, художник выходит на натуру, чтобы ее преобразовать, перекроить, поправить, но не копировать, потому что это невозможно. Еще никому не удалось (и не удастся никогда) написать, допустим, пейзаж, который был бы равен оригиналу. Даже и холсты великих - всего лишь бледное подобие действительности. Уважающий себя художник должен уважать не только себя, но и натуру, сознавая, что ее невозможно скопировать, а тем более превзойти. Даже и цветная фотография - отнюдь не точная копия.

Я попробую сравнить гравюру старейшего художника Челябинска Николая Ивановича Черкасова (гравюра в его руках) и снимок, фотографию. Это город Миньяр, нарисованный и снятый с Пионер-горы. Точки обзора слегка сдвинуты. Сдвинуто и время, на десятилетия. И все-таки сопоставление соблазнительно.

Что-то совпадает? Совпадает. Изгиб железной дороги, состав на ней, мост, извивы реки, склон горы. И все, пожалуй. А отличия? Их много. Главное отличие в том, что снимок "болтлив", а гравюра немногословна, но многозначительна.

От города Миньяра художник оставил только то, что работает на его мысль. А мысль у него такая, чтобы дать не портрет Миньяра, а образ старинного уральского городка. И это ему удалось. Высота Пионер-горы помогла художнику увидеть город весь, целиком, панорамно, "обобщить" его. Оставалось "всего лишь" кое-что убрать, то, что повторяется или выбивается из "характера".

А что в характере уральского городка? Стремительная река. Без нее никак нельзя. Почтенный завод на берегу, дым из труб. Железная дорога с железным мостом через реку. Горы, конечно. Террасы улиц на склоне гор. Серпантин дорог. Грузовик на дороге. Уступы отвала. Коровы на лугу. Огороды, вскарабкавшиеся на холмы. Есть это на гравюре? Есть. Если хотите, это образ Урала, его своеобразный герб.

Гравюра не печалится и не милуется. Ее не печалит то, что индустрия так тесно примкнула к природе. И не милует ее красота природы. Она не судит жизнь. Она мудрее суда. Она понимает сложность, драматичность взаимоотношений человека с природой.

И никаких чувств? Чувства - тихие, скромные, обыденные. А что, нужны другие? Другие - у других.

В свое время, ближе к середине только что истекшего века, уральские художники много ездили по Уралу, неделями жили на природе, успевали что-то полюбить и возвращались к полюбившемуся, искали и находили то, что искали. Теперь, может быть, в обычае не путешествия по родному краю, не пленэры, не этюды. Иным художникам натура и совсем без надобностей. Внутренний мир им интереснее внешнего. Всякому свое. И не о том речь. Я всего лишь воспользовался случаем сопоставить фотографию с гравюрой и предоставляю эту возможность вам самим. n

Комментарии
Комментариев пока нет