Новости

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Холмы Челябинска

18.08.2001

Михаил Фонотов
Челябинск

Челябинск раскинулся на склоне. Его западная окраина (меридиан Шершней) выше окраины восточной (меридиан озера Первое). Расстояние между ними почти вписывается в длину проспекта Ленина. Одна из высот города (отметка 255 метров) расположена за проспектом, в лесопарке, за памятником Курчатову. Здесь и начинается мой маршрут.

Михаил Фонотов

Челябинск

Челябинск раскинулся на склоне. Его западная окраина (меридиан Шершней) выше окраины восточной (меридиан озера Первое). Расстояние между ними почти вписывается в длину проспекта Ленина. Одна из высот города (отметка 255 метров) расположена за проспектом, в лесопарке, за памятником Курчатову. Здесь и начинается мой маршрут.

Под ногами - гранит. Это важно заметить, потому что в конце маршрута, если забежать вперед, мне не удастся найти гранитного выступа. Строго говоря, гранит городского бора - это еще Уральские горы, но в пределах города они исчезнут.

От памятника Курчатову тянется долгий пологий склон. Он заканчивается прогибом между улицами Энгельса и Володарского. Это - долина речки Челябки. На памяти старожилов города годы, когда Челябка в камышовых зарослях пересекала проспект, выворачивала на улицу Володарского и по ней стекала в Миасс. А было время, когда в долине Челябки зеленели осоки, на ее лугах по весне золотились купавки, а к лету подрастали шелковистые злаки. Теперь речушка под землей, в трубах, а поверху ее сопровождают только решетки ливневки.

Иду дальше. После Челябки - подъем. Педагогический университет - на возвышении. На улице Васенко асфальт снова прогнулся. А площадь Революции приподнята. Этот уровень держится до улицы Свободы, где очередной спуск, к долине всеми забытой речки Чернушки. За ней последний гребень - на улице Российской. Здесь, на одной из высот Челябинска, возвышается башня Гипромеза.

На улице Российской надо чуть-чуть задержаться. Только для того, чтобы обозреть склон до дома Спиридонова. Обозреть и проникнуться мыслью, что перед вами - последний склон Уральских гор. Под виадуком железной дороги и чуть дальше под мостом дороги "Меридиан" Урал "нырнет" под землю. Тут он, можно сказать, срывается в пропасть.

Под двумя мостами - геологический разлом. Его линия тянется к северу и к югу вдоль западных берегов озер Первое и Смолино. И еще дальше в обе стороны на многие километры. Когда-то, так давно, что можно обойтись без дат, здесь земная твердь раскололась, одна, восточная, плита рухнула вниз на сотни и даже тысячи метров. Образовалась огромная впадина, которую заполняли, засыпали обломки разрушавшихся Уральских гор, чему способствовали древние реки и моря. Глубоко под толщей наносов похоронен "фундамент", коренник, до них не докопаться и шахтерам Копейска и Коркино.

На снимке, который я сделал с виадука железной дороги, последний склон Уральских гор. Под моими ногами, к востоку от моста начинается Сибирь, великая Западно-Сибирская низменность. Поистине Челябинск угодил на грань между Западом и Востоком.

И про наш город можно сказать, что он лежит на семи холмах. На одном холме - городская больница, на втором, уже упомянуто,- Гипромез, на третьем - автомобильный институт, на четвертом - ЧЭМК. Еще на двух высотах - кладбища, Митрофановское и Успенское. Ну и седьмая высота - городской бор. Первые четыре точки образуют каре, в котором размещался старый город. Его-то некогда и называли Ямой.

Этажи зданий скрадывают городскую географию. На прогулках мы едва ли замечаем, как меняется рельеф. Пешеход в городе пребывает в том ощущении, что тротуар под ним везде прям и ровен. Пассажир тем более не замечает спусков и подъемов. Городская география выявилась бы зримо, если лишить ее застройки. Такой "фокус" устроить несложно. На компьютере. Он без особого труда нарисует рельеф Челябинска без Челябинска. Или на разных его этапах. Когда-нибудь в краеведческом музее наверняка будет виртуально восстановлен нетронутый облик местности, на которой вырос огромный город. n

Комментарии
Комментариев пока нет