Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ольга Остроумова: "Что положено - придет само"

08.09.2001

Лидия САДЧИКОВА
Челябинск

Меня ужасно поразил один из анонсов, предваряющий гастроли театра имени Моссовета в Челябинске. Он сообщал, что в спектакле "Вишневый сад" играет... жена Валентина Гафта Ольга Остроумова.

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Меня ужасно поразил один из анонсов, предваряющий гастроли театра имени Моссовета в Челябинске. Он сообщал, что в спектакле "Вишневый сад" играет... жена Валентина Гафта Ольга Остроумова. Странная рекомендация для известной, самодостаточной актрисы, которая 30 лет отдала театральной сцене, а первая же ее кинороль в фильме "Доживем до понедельника" была замечена зрителями. Не говоря о последующих кинематографических образах: Женьки Комельковой в фильме "А зори здесь тихие", Мани Поливановой в "Любови земной" и "Судьбе", Василисы в "Василии и Василисе" и множестве других героинь, милых, полных обаяния и достоинства, как и сама Ольга Остроумова.

...После сыгранного в Челябинске "Вишневого сада" к ней подходили ее партнеры и партнерши. Дамы чмокали в щечку, мужчины целовали ей руку. И говорили примерно одно и то же: "Вы наша гордость, Ольга Михайловна! Любим вас". Она реагировала на эти слова красивой, благодарной улыбкой. Начиная интервью, я вспомнила, как однажды, включив телевизор, муж сказал: "Смотри-ка, фильм какой-то идет с Остроумовой". Я пригляделась, а там - Марина Влади.

-- Мне все время говорят об этом сходстве, - сказала Ольга Михайловна, - начиная со школы. Что ж, такое сравнение меня отнюдь не обижает. Я и сама вижу, как похожа.

-- Скажите, а у вас есть какие-либо предпочтения по отношению к другим актрисам?

-- Я вам скажу о главных своих предпочтениях. Потому что были и другие - среди моих современниц, но часто я разочаровывалась. Но с юности и до сих пор меня восхищают две необыкновенные женщины. Обе певицы, но и актрисы потрясающие: это Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Для меня это недостижимые величины в искусстве, творчестве. Можно сказать, образец. Меня волнует их пение. Я храню видеокассеты с записью выступлений Пиаф, в том числе один из последних ее концертов. Это невероятно! Такая маленькая на огромной сцене, поет, ничего больше не делая: не танцует, не приплясывает. А оторваться невозможно. Ну а Лидия Русланова среди русских, считаю, непревзойденная актриса. Она тогда, наверное, не думала, что каждая песня - это маленький спектакль, как принято сейчас говорить. Но поет так, что я чувствую все свои корни, всю свою землю и с удалью, и с многострадальностью.

-- Ольга Михайловна, вы ведь тоже поете, по крайней мере пели в некоторых фильмах.

-- Я и со сцены, бывает, пою. Но только в контексте концерта, а не как эстрадная певица, ни в коем случае. В прошлом году пела на вечере памяти Высоцкого, записала даже его одну песню для сборника "20 лет без Высоцкого". Недавно пела на вечере памяти Юрия Визбора. Замечательные, душевные песни!

-- Мыслей нет, чтобы, как Мирошниченко или Гурченко, запеть со сцены?

-- Нет, потому что нет репертуара. И вообще, этим очень серьезно надо заниматься, чтобы сделать певческий концерт. Для этого у меня голоса недостаточно, тем более, что пою вживую.

-- А на театре вам того, что вы делаете, достаточно? Не ощущаете пробелов?

-- Это ведь зависит от того, сколько человек требует. У меня была в театре Моссовета первая роль в спектакле "Вдовий пароход", которая заменила мне все: я могла больше ничего не играть. Роль такой глубины, что каждый раз, выходя на сцену, словно в какую-то бездну прыгаешь и не достаешь дна. И в следующий раз хочешь опять прыгнуть, достать дно, но... Кстати, то же чувство в "Вишневом саде". Или когда играла в спектакле "Белая гвардия" по Булгакову, мы, кажется, в Челябинск его привозили. Роли замечательные, такие насыщенные. Меня не количество волнует, а качество.

-- Многие актеры берутся еще за что-то: стихи сочинять, книги писать, картины рисовать.

-- Ну и слава Богу, если есть к тому способности. А у меня - "Вишневый сад", который заполняет сейчас все. Еще есть антреприза Михаила Козакова: легкий, комедийный спектакль "Цветок смеющийся". Там я играю совсем другой персонаж - даму, которая всех подомнет под себя, все сделает, как ей нужно. Мне это очень интересно.

-- Кстати, в "Вишневом саде" вы - неузнаваемая, совершенно иная.

-- Знаете, это для меня большой комплимент. Слышу это не первый раз в жизни, мне подобное говорили и по поводу других работ. К этому я и стремлюсь. Хочу, чтобы каждая новая моя роль была не похожа на предыдущую и тем более на меня, Ольгу Остроумову, какая я в жизни. Мне интересно из себя выпотрошить что-то, чего я еще не доставала. Надо сказать, "Вишневый сад" на челябинской сцене прошел очень удачно.

-- Бывают неудачи?

-- Но ведь это театр! Никогда не предусмотришь, как что пойдет, при том, что все могут быть готовы, настроены на успех. Театр - дело живое. Чуть-чуть партнер тебе что-то недодал по ходу действия или ты партнеру - все влияет. А здесь, в Челябинске, спектакль прошел не хорошо и не плохо (актеры так не определяют) - он прошел плотно. Важны ритмы, ритмы. Вот как мы в жизни разговариваем? Что-то много-много-много говорим, потом на чем-то останавливаемся, как бы подчеркивая смысл. А в театре мы иногда об этом забываем. Играя Чехова (такая ответственность!), обычно все "подчеркивают". И зритель устает, перестает понимать, о чем идет речь. Диффузия должна быть некая, когда герои "растворяются" в действии. Тогда это жизнь, и это Чехов. Вы, Лида, слышали, как партнеры мне сказали после спектакля: "Ты, Оля, сегодня играла как-то по-другому". Я вообще люблю играть, используя какие-то новые внутренние, психологические повороты, естественно, сохраняя рисунок роли. Накануне спектакля мы с Женей Стебловым полдня гуляли по вашему парку, разговаривали обо всем, и о роли Раневской в том числе. Я ему говорила о трудных моментах, которые, как мне кажется, у меня не получаются, а он советовал поменять внутренний настрой. И что-то я взяла из его советов. Думаю, это всегда нужно в театре - не менять, а обновлять.

-- Раневская давно в ваших мыслях была?

-- О Раневской никогда не думала, но Чеховым "болела" всегда. Я его люблю, как родного. Так что эта роль неожиданная, но долгожданная. Чехов не судит людей. Он жизнь показывает: такая жизнь, такие мы.

-- Как удалось вам, живя в "суровой" Москве, сохранить душевность?

-- А потому что я из Бугуруслана. Это Оренбуржье, но все равно Урал. Мне было лет десять, мы с родителями ездили в Челябинск. А года четыре назад я гастролировала с концертами в местах, которые с детства знаю по названиям: Катав-Ивановск, Елань. У нас даже фотография есть: маленький домик под соломой - Елань! Там родилась моя старшая сестра. Для меня это родные места, и люди здесь какие-то родные. А Москва... Это долгий разговор. Я не завоевывала Москву, принимала все так, как есть. Никогда не работала локтями, даже если многие роли проходили мимо меня.

-- Вы без сожаления об этом говорите?

-- Абсолютно спокойно. Я всегда была уверена, что больше, чем я имею, мне и не надо. А то, что положено в жизни, оно обязательно придет.

-- Как у Булгакова: "Никогда ничего не проси - сами придут и сами все дадут".

-- Это точно. Так и есть.

-- Вы к нам в свое время приезжали с театром на Малой Бронной.

-- Мне было хорошо на Бронной. Оттуда, где мне нехорошо, я просто уйду. Или как-то адаптируюсь. На Бронной главным режиссером был Александр Леонидович Дунаев, царство ему небесное, он меня очень любил. Славный человек, но не очень сильный режиссер. Тем не менее я у него сыграла классику: в "Варварах", "Волках и овцах", "Мещанах", других спектаклях. И партнеры у меня были замечательные. Но самое невероятное то, что я два раза поработала с Эфросом. Это - опыт навсегда, в последующей актерской жизни очень помогающий. У меня была большая роль в "Веранде в лесу". Играли с Олей Яковлевой, Аней Каменковой, Лешей Петренко, Олегом Далем, Леной Кореневой - состав замечательный. Потом, правда, они как-то быстро ушли, ввелись другие актеры. Эфрос режиссер был уникальный. Он для актера как бы строил дорожку, и ты просто правильно по ней шел. И тебя самочувствие ведет к нужной реакции, нужному состоянию. Я даже сказала тогда одну неосторожную фразу (в театре ведь такая "громкость"), когда он меня как-то похвалил на репетиции: "Конечно, ведь я первый раз в профессиональном театре". Дунаеву это передали, но, надо отдать ему должное, он понимал значимость Эфроса и был такой хороший человек, что понимал и свое место. И отношения у нас с ним сохранились хорошие, хотя подобное главные режиссеры не прощают. А потом, когда все это развалилось, ушел Эфрос, ушел Дунаев, и я ушла. В театре, как в семейной жизни, нельзя переходить грань, нельзя говорить такое обидное, что потом человек не простит, или простит умом, но не сердцем, и уже нельзя ничего наладить. Сейчас на Бронную пришел Житинкин, чью режиссерскую концепцию я не очень принимаю. Мне она чужда и в чем-то пошлой кажется, но, возможно, интерес к театру возродится.

-- Ваш бывший муж Михаил Левитин - тоже драматический режиссер.

-- Я играла у него только в одном спектакле в его театре. И то я ввелась в него потому, что Люба Полищук ушла в декрет, а Левитин только-только выпустил спектакль, так что я, можно сказать, легла на амбразуру. Тем не менее я играла долго, и мне это нравилось даже. А потом мы репетировали с ним "Мастера и Маргариту", он хотел, чтобы я играла Маргариту. Но с этой вещью сложно всегда. Как Владимир Яковлевич Лакшин покойный говорил: "Осторожнее, осторожнее. У нас в редакции была эта рукопись, и начался потоп". А фильм Кары с участием Валентина Иосифовича, который так и не вышел до сих пор! Вот и Михаил Захарович Левитин загремел тогда в реанимацию, и спектакль не состоялся.

-- Кстати, о Валентине Иосифовиче Гафте, вашем нынешнем муже, тоже хочется услышать. Хотя бы о ваших творческих взаимоотношениях.

-- Мы давно хотим что-то совместно сделать. Просто нужно какое-то попадание очень точное, чтобы вещь была неслучайной. Я очень строгий к себе человек и к нему очень строга, мы оба Девы по гороскопу, не любим работать плохо. У нас есть концерт, где первое отделение я веду, а второе он. Там нет ни кинороликов, ничего визуального. Я читаю Ахматову, Цветаеву, пою. Он читает свои стихи, которые мало кто знает, и, конечно, свои эпиграммы, которых от него требует публика. Мы были с этим концертом в Канаде в трех городах, и теперь Канада зовет нас еще... Я как-то ему говорю: "Что ж ты мне не посвятишь ни одного стихо-творения?" - "Как! Я же посвятил тебе!" - "Что?" - "А вот: "Дева с Девою лежит, она русская, он жид".

-- Жить с ним, наверное, весело?

-- У нас все время хохот. Но не потому, что он нас веселит. Очень часто мы с моим восемнадцатилетним сыном Мишей над ним подтруниваем, "покупаем" его. У нас такой обоюдный процесс идет.

-- А чем занимается ваша дочь?

-- Оле 25 лет. Она закончила ГИТИС. Работала в театре Петра Фоменко, а сейчас перешла к Левитину, к отцу, в "Эрмитаж". Мои дети очень самостоятельные. Я на них никогда не хотела оказывать влияние. Чтоб они, когда им сложно, сами хотели со мной посоветоваться. Они не всегда согласны со мной сначала, но потом оказывается, что я часто права. Все-таки опыт есть жизненный. Сын Миша учится в РГГУ - Российском государственном гуманитарном университете на историко-филологическом факультете. Кем будет - не спрашивается. Пока не знаю, чем он будет зарабатывать деньги. Но пусть получает хорошее гуманитарное образование. По крайней мере я уже сейчас знаю, что мои дети - хорошие люди. n

Комментарии
Комментариев пока нет