Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Черный пиар" снова на взлете

22.07.2000
Воду мутят в надежде на хорошую рыбалку

Внимательный читатель наверняка обратил внимание на рост интереса центральных средств массовой информации к нашей области. Обычно равнодушные к регионам издания, клюющие лишь на желтизну и разного рода трагедии, вдруг стали изучать Челябинскую область. Так в очередной раз сработала новая российская примета: приближаются выборы.
Считается, что у российской как бы демократии есть два главных завоевания: свобода слова и свободные выборы. Некоторые газеты блестяще воплощают "два в одном": за несколько тысяч долларов вы получаете свободу слова по поводу свободы выбора.

Воду мутят в надежде на хорошую рыбалку

Внимательный читатель наверняка обратил внимание на рост интереса центральных средств массовой информации к нашей области. Обычно равнодушные к регионам издания, клюющие лишь на желтизну и разного рода трагедии, вдруг стали изучать Челябинскую область. Так в очередной раз сработала новая российская примета: приближаются выборы.

Считается, что у российской как бы демократии есть два главных завоевания: свобода слова и свободные выборы. Некоторые газеты блестяще воплощают "два в одном" : за несколько тысяч долларов вы получаете свободу слова по поводу свободы выбора. Практически каждую неделю находятся желающие высказаться по поводу наших выборов в центральной прессе.

Начинание, в принципе, похвальное. Вот только о чем пишут средства массовой информации? О том, что Владимир Путин и Петр Сумин чуть ли не враги. О том, что в Челябинской области все разваливается и все плохо. О том, что губернатор не справляется со своей работой. В общем, мы в очередной раз столкнулись с проблемой, которая поразила нашу политическую систему похлеще СПИДа - с так называемым "черным PR-ом".

Каждую предвыборную кампанию принято начинать с принятия меморандума, соглашения или хотя бы политического заявления о недопустимости черных технологий. Политики честно глядят в глаза друг другу и в объективы телекамер и заключают договор о честных выборах. В это время их политические консультанты сочиняют очередной образчик черных технологий. Увы, вот такие у нас теперь свободные выборы.

Собственно говоря, история свободных демократических выборов на Западе начиналась точно так же: Джордж Вашингтон выкатил американским выборщикам бочку виски и провел "встречи с избирателями" в барах - так он стал первым всенародно избранным президентом США. В России же, напротив, первые выборы были куда более честными. Вспоминая 1989 год, мы вспоминаем про столкновение идей, про сложные отношения КПСС и советской общественности, про Сахарова и про Горбачева. Спустя всего 10 лет ни одни выборы не могут похвастаться таким идеологическим содержанием, зато каждый раз находится пример в черную книгу черных технологий.

Мнящий себя "крутым пи-арщиком" как особую изюминку представляет свои таланты по части изготовления подметных листовок, грязных статей и особенно по неожиданным черным ходам кампании. Анекдот из все той же истории американских выборов: политик останавливает такси и просит довезти его до штаб-квартиры партии. Демократ протягивает двадцать долларов и говорит: "Сдачи не надо, голосуйте за демократов". Республиканец требует всю сдачу, не дает чаевых и говорит: "Голосуйте за демократов". Довольно невинный для России пример черных технологий.

Можно звонить в три часа ночи сотне избирателей и агитировать голосовать за Иванова. Понятно, что звонили из штаба Сидорова, и голосовать за Иванова, скорее всего, уже не будут.

Можно расклеить листовки с текстом: "Приходите в субботу в штаб Сидорова, там пенсионеры получат по 100 рублей". Обманутые пенсионеры устраивают пикеты, а в штабе Петрова торжествуют.

Можно написать листовку: "Банду Путина под суд. Кандидат Петров". Попробуй объясни потом избирателям, голосующим за Путина, что фамилией Петров подписался какой-нибудь Иванов.

И уже с реальными фамилиями. У наших соседей в Свердловской области в начале губернаторской кампании в прошлом году в ряде газет была опубликована статья, где откровенно проповедовался национализм. Статью заказал главный соперник Росселя. Она, естественно, вызвала резкий резонанс и подорвала доверие к заказчику, который в итоге занял даже не второе - третье место.

В начале наших выборов одна из московских газет с подачи некоторых ретивых претендентов на губернаторское кресло печатает статью, что Петр Сумин посещает синагогу, а в православный храм не ходок. Во-первых, это ложь сама по себе, а во-вторых, опять налицо попытка национализма. Ну и что, что это неправда? Оправдываться всегда сложно, особенно если ни в чем не виноват. Именно на это, кстати, и направлена психология черного PR.

Это реальные примеры из последних избирательных кампаний. Я не говорю уж про листовки с сомнительной биографией соперников. Про чемоданы с компроматом. Про лживые статьи, подписанные вымышленными фамилиями. Такие вот у нас свободные выборы.

Почему же у нас процветают грязные приемы ведения избирательных кампаний? На эту тему много говорили, писали, рассуждали - а грязи на выборах становится все больше. Самый простой и убедительный ответ: когда в жизни мало позитива, прибегают к негативу. Проводить позитивные кампании крайне тяжело - увы, жизнь такая. Да и талант нужен особый: и у кандидата, и у его команды. С негативом проще: пиши грязные статьи, сочиняй ложь, выдумывай, что хочешь - вот и вся пропагандистская работа. Засилье горе-технологов только разжигает страсти вокруг любых выборов.

Но Бог с ними, черными технологиями. В конце концов, опыт показывает, что все реже срабатывает этот прием, и люди голосуют исходя из других соображений.

Вопрос в другом: кто заказывает эти статьи? И здесь ответ очевиден - те, кому не терпится устроить в области очередной передел собственности, кому страстно хочется нарушить спокойную, стабильную обстановку и поймать рыбку в мутной воде. Челябинская область одна из немногих в России, где государство сохранило сильные позиции в промышленности. Дикость приватизации у нас была сведена до минимума. Благодаря этому сейчас область не без труда, с известными сложностями, но развивается. Челябинцы уже преодолевают этап выживания, и сейчас мы идем вверх и вперед. Лучшее этому доказательство: интерес к нашим предприятиям, к нашим выборам со стороны многих финансово-промышленных групп, которые именно "мутят" воду в надежде на хорошую ловлю. Для этого не жалеют десятки тысяч долларов на подметные статьи - и это только начало. Для этого приглашают в подельщики и в исполнители талантливых журналистов, никогда не бывавших в нашей области, газеты, особого интереса к нашей области до того не имевшие, черных технологов, которым все равно кого обливать грязью - хоть челябинского губернатора, хоть президента, лишь бы хорошо платили.

Наверняка еще придется возвращаться к этой теме, и, видимо, не раз. Нашему губернатору оправдываться не в чем: за него говорят дела. Извините за банальность, но это именно так. А читателям, я думаю, надо быть бдительными. И доверять не чужим газетам, сохранившим любимое название, и не залетным журналистам, а своим ощущениям. Своему мировосприятию. Не дайте мальчикам из столичных ресторанов превратить себя в безмозглое стадо.

Александр БЕЛОВ

Комментарии
Комментариев пока нет