Новости

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Лекарства для народа

12.09.2001
За право поставлять их борются государственные и частные предприятия

Проблема лекарственного обеспечения больниц постоянно обсуждается в средствах массовой информации. Самым дискуссионным стал вопрос о сложившейся в области системе централизованных поставок лекарственных средств и медоборудования, которые финансируются из средств Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования (ЧОФОМС). Одни ратуют за ее процветание, другие считают, что система централизованных поставок требует корректировки.
Попробуем разобраться. Что понимают под системой централизованных поставок ее сторонники? Соответствует ли эта система действующему законодательству? Система эта складывается из трех составляющих: разработки "стандартного перечня медикаментов, которые обязательно должны быть в каждой больнице области"; формирования единого заказа, обобщающего заявки на лекарственные средства и изделия от всех ЛПУ области и приобретения товара по единому заказу у двух государственных предприятий - областного аптечного склада и Медтехники.

За право поставлять их борются государственные и частные предприятия

Проблема лекарственного обеспечения больниц постоянно обсуждается в средствах массовой информации. Самым дискуссионным стал вопрос о сложившейся в области системе централизованных поставок лекарственных средств и медоборудования, которые финансируются из средств Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования (ЧОФОМС). Одни ратуют за ее процветание, другие считают, что система централизованных поставок требует корректировки.

Попробуем разобраться. Что понимают под системой централизованных поставок ее сторонники? Соответствует ли эта система действующему законодательству? Система эта складывается из трех составляющих: разработки "стандартного перечня медикаментов, которые обязательно должны быть в каждой больнице области"; формирования единого заказа, обобщающего заявки на лекарственные средства и изделия от всех ЛПУ области и приобретения товара по единому заказу у двух государственных предприятий - областного аптечного склада и Медтехники.

Для разработки стандартного перечня медикаментов и формирования единого заказа у областных властей существуют и юридические, и социально-экономические предпосылки. В соответствии с действующим федеральным законодательством, вопросы разработки и реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, материально-техническое обеспечение учреждений и организаций государственной системы здравоохранения находятся в ведении субъекта РФ, в данном случае - Челябинской области. Многие задачи областных властей в сфере здравоохранения решает управление лекарственного обеспечения населения области, призванное удовлетворять потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. Оно организует работу с главным управлением здравоохранения области (ГУЗО) и ЧОФОМС и определяет потребности в жизненно важных лекарственных средствах и изделиях.

Разработка стандартного перечня медикаментов позволяет обеспечить наличие их необходимого минимума в лечебных учреждениях области. Объединение заявок в единый заказ позволяет экономить денежные средства ЧОФОМС за счет объема закупаемой продукции: рыночный механизм снижения цены при покупке товара оптом срабатывает и здесь, позволяя экономить деньги. Приобретение лекарственных средств централизованно делает систему их поставки более прозрачной, обеспечивает контроль за тем, кто что купил и по какой цене. Кроме того, это облегчает жизнь главных врачей.

Но приобретение всей необходимой лечебным учреждениям продукции только у двух государственных предприятий, которыми являются областной аптечный склад и Медтехника, противоречит действующему законодательству: Указу Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

По федеральному законодательству, закупка продукции для государственных нужд, финансируемая за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов, которым и является ЧОФОМС, должна осуществляться преимущественно путем проведения открытого конкурса. Случаи, при которых возможно осуществлять такую закупку в условиях закрытого конкурса, запроса котировок или напрямую у поставщика, четко регламентированы. Потому что приобретение лекарственных средств и изделий без проведения открытого конкурса у двух государственных предприятий предоставляет им возможность увеличивать объемы продаж, получать дополнительную прибыль и при этом нести минимальные затраты на продвижение товара, на его рекламу и хранение. В результате в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке лекарственных средств для этих предприятий создаются более благоприятные условия. А это запрещено российским антимонопольным законодательством. Проведение конкурса при участии множества поставщиков позволяет выбрать лучшего из них, который будет поставлять необходимую продукцию по низким ценам и на выгодных условиях.

Но представители управления лекарственного обеспечения населения области, главного управления здравоохранения и ЧОФОМС, приводя "экономические" доводы, считают возможным и допустимым нарушать действующее законодательство и приобретать всю необходимую продукцию без конкурса у двух государственных предприятий.

В обоснование этого они приводят такие доводы.

Закупая лекарства крупном оптом, областной аптечный склад имеет скидки около десяти-пятнадцати процентов. Поэтому 92 процента медикаментов, поступающих в лечебные учреждения с областного аптечного склада, дешевле, чем по официальным ценам в журналах и прайсах. В данном случае речь идет об экономии, которая достигается в результате увеличения объема закупаемой продукции. Но при крупных объемах закупки такие скидки, и даже больше, могут предложить не только областной аптечный склад и Медтехника, но и другие поставщики. Кроме того, сумма налогов, отчисляемых в бюджет государственным аптечным складом, в 3-4 раза больше того, что платят частные структуры, стремящиеся уйти от налогов.

Но при увеличении объемов продаж увеличивается и сумма этих налогов. Поэтому увеличение у областного аптечного склада суммы этих налогов легко найдет свое объяснение.

Кроме того, никто не задумывается над тем, выигрывает ли в действительности государство, если предприятие оплачивает, к примеру, на три миллиона рублей налогов, и при этом государство теряет четыре миллиона рублей, которые могли быть сэкономлены за счет снижения цен от проведения конкурсов. Никто и не проводил детального анализа предполагаемой экономии денежных средств, полученной от размещения госзаказа на конкурсной основе. Да и нет необходимости в этом: неразмещение государственного заказа на конкурсной основе - это прямое нарушение действующего законодательства. А цель проведения конкурсов - это не только экономия государственных денег, но и предотвращение коррупции, и создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, работающих на данном рынке.

Объясняя обоснованность приобретения лекарственных средств у государственных предприятий, начальник управления лекарственного обеспечения В. Загребенко отмечает, что у частных оптовиков невозможно регулировать уровень наценки, поэтому этот уровень доходит до 25 процентов, а у государственных предприятий уровень наценки составляет 8 процентов над ценой завода-изготовителя, причем сюда входят и транспортировка, и сертификация, и цепочка довоза прослеживается до конца. Но 25 процентов - это уровень предельной наценки на лекарственные средства для оптовиков, который установлен губернатором Челябинской области. В действительности же такая наценка применяется далеко не всеми оптовиками. Кроме того, при проведении конкурса и заключении государственного контракта уровень наценки не имеет никакого значения, ведь победителем конкурса и поставщиком в этом случае становится тот, кто предложит выгодные цены и условия поставки, а не тот, кто установит наименьший уровень наценки.

Система централизованных поставок, при которой все необходимые области лекарства и медтехника будут приобретаться только у двух государственных предприятий, способна взрастить монополистов под крышей государства, которые в будущем дадут о себе знать. Они смогут навязывать имеющийся у них в наличии ассортимент, свои цены и условия поставки. Тенденции к этому наметились уже сегодня. К примеру, если в 2000 году областной аптечный склад и Медтехника самостоятельно развозили продукцию по лечебным учреждениям, то по условиям договоров 2001 года продукция должна вывозиться больницами самостоятельно. Кроме того, в договорах между государственными предприятиями и ЧОФОМС, как правило, отсутствуют условия сроков поставки. Сомнительно, что это выгодно для больниц области.

Бесспорно, централизация нужна, но только при формировании единого заказа. Приобретаться же лекарственные средства и медтехника должны у поставщиков - победителей конкурса.

Наталья САПРЫКИНА,

главный специалист Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

От редакции

Тема сегодняшней публикации не так давно весьма широко обсуждалась средствами массовой информации, в том числе и нашей газетой. Интерес к ней понятен: речь идет об обеспечении лекарственными препаратами каждого из нас. Судя по оценке автора статьи, конфликт поставщиков - государственных предприятий и частных фирм до сего дня не разрешен. Этой публикацией мы приглашаем принять участие в обсуждении вопроса представителей органов власти, организаторов здравоохранения города и области, врачей больниц, фармацевтов и вообще - всех наших читателей.

Комментарии
Комментариев пока нет