Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Государство киловатта

13.09.2001
Повышение тарифов естественных монополий может лишить промышленность перспективы роста

5 сентября экспертный совет по тарифной политике Челябинской области поддержал предложение ОАО "Челябэнерго" повысить средний тариф на электроэнергию на 10 процентов, а тариф на тепловую энергию - на 15 процентов.
Коэффициенты повышения тарифов на электрическую энергию для различных групп потребителей таковы:

1. Энергоемкие предприятия - 1,05.
2. Промышленные потребители - 1,1.

Повышение тарифов естественных монополий может лишить промышленность перспективы роста

5 сентября экспертный совет по тарифной политике Челябинской области поддержал предложение ОАО "Челябэнерго" повысить средний тариф на электроэнергию на 10 процентов, а тариф на тепловую энергию - на 15 процентов.

Коэффициенты повышения тарифов на электрическую энергию для различных групп потребителей таковы:

1. Энергоемкие предприятия - 1,05.

2. Промышленные потребители - 1,1.

3. Сельскохозяйственные производители - 1,1.

4. Население - 1,25.

5. Бюджетные организации - 1.

6. Железнодорожный транспорт - 0,9.

Последнее десятилетие отношения производителей и потребителей электроэнергии подвергались суровым испытаниям. Робкие попытки начать диалог на понятном друг другу языке заметных успехов не имели. Напротив, даже стереотип определенный сложился: промышленные предприятия с энергетиками никогда не поладят, состояние холодной войны будет вечным. И что характерно: обе стороны были уверены в своей правоте или, по крайней мере, публично демонстрировали эту уверенность. Монополисты отмечали, что, поддерживая "реальный сектор экономики", не имеют весомой финансовой отдачи, промышленники - что энергетики привыкли решать свои проблемы за чужой счет, игнорируя экономику как таковую и используя ресурс "государства в государстве".

Неудовлетворенность хозяйственников существующим положением вещей усиливалась непрозрачностью механизма формирования тарифов. Именно по поводу этого механизма спорили чаще обычного. Сдерживающим началом не могло служить даже веское слово региональной энергетической комиссии (РЭК), ибо безоговорочной уверенности в ее позиции "над схваткой" у потребителей электроэнергии не было. Как следствие, обострялись отношения партнеров всякий раз, когда начиналась массированная подготовка общественного мнения к введению новых цен.

Летом нынешнего года в Ассоциацию промышленных предприятий и банков области (ПромАсс) направил письмо генеральный директор ОАО "Мечел" Алексей Иванушкин. В нем руководитель комбината, посетовав на высокую стоимость электроэнергии, предложил разобраться в формировании тарифов. Коллеги-директора, обменявшись мнениями в стенах ПромАсс, встретившись с руководством Челябэнерго и РЭК, решили копнуть глубже и выяснить, насколько оправданны требования энергетиков. Словом, какие у них есть основания для регулярного повышения расценок на свои услуги. Для этого была создана рабочая комиссия, объединившая специалистов промышленных предприятий, администрации области, научных сотрудников и депутатов Законодательного собрания. Возглавил ее генеральный директор южноуральского завода "Кристалл", председатель комиссии по энергетике ПромАсс, депутат Законодательного собрания области Станислав Абдрафиков.

Группа специалистов, в которую вошли и представители ОАО "Челябэнерго", работала около двух месяцев. Но, не дождавшись окончательных итогов, энергетики вновь заговорили о повышении тарифов. Их осенняя активность возвестила о новом наступлении киловатта, что побудило С.Н. Абдрафикова предать гласности выводы, к которым пришла комиссия.

По высшей мере

За первое полугодие 2001 года в области выросло производство электроэнергии, в основном за счет работы Троицкой ГРЭС, не входящей в состав региональной энергокомпании. Станции же Челябэнерго, напротив, выработали электроэнергии, почти на 20 процентов меньше, чем за тот же период прошлого года. Правление РАО "ЕЭС России", руководствуясь интересами своего ведомства, заставляло местные системы не производить, а покупать "энергетическую продукцию" на оптовом рынке.

Предвидя негативные последствия нынешних процессов, хозяйственники теперь пересматривают энергетическую политику предприятий, направляют дополнительные средства на строительство своих генерирующих мощностей. Кстати, затраты на производство собственной энергии, а такие данные есть, несопоставимы с ценами, предъявляемыми энергосистемой своим потребителям. Так, по заявлению руководителя ОАО "Мечел" А. Иванушкина, металлургический комбинат будет вводить дополнительные мощности по выработке электроэнергии на собственной ТЭЦ, дабы обеспечивать свои потребности, не прибегая к услугам монополиста. Еще раньше перешел на энергетическое самообслуживание ММК. Есть подобные мысли и у других промышленных гигантов. Тенденция имеет количественное выражение, ее, как говорится, можно потрогать руками: выработка энергии заводскими станциями в нынешнем году выросла на семь процентов. А то ли еще будет? Последствия массового исхода промышленников из объятий Челябэнерго нетрудно предугадать. Если с регионального рынка уйдут наши флагманы, среди партнеров энергосистемы останутся лишь средние и мелкие производители, бюджет и население. Значит, именно они ощутят на себе прелесть партнерства. Финансовая нагрузка, призванная обеспечить жизнь энергосистемы, ляжет исключительно на них. И, скорее всего, эта нагрузка окажется больше нынешней. Речь может пойти уже не о копейках за киловатт, а о рублях или даже десятках рублей.

Забота у нас простая

В стране проводится ряд мероприятий, которые должны благотворно повлиять на развитие промышленности. В частности, стали ниже подоходный налог, налоги с оборота, в том числе и в дорожный фонд. С января 2002 года снизится налог на прибыль до 24 процентов. А на местном уровне повышением своих тарифов монополисты-энергетики нейтрализуют усилия президента и правительства, направленные на стимулирование промышленного производства. Но примечательно то, что Челяб-энерго при этом тоже не становится богаче, поскольку значительную часть полученных средств оставляет не у себя, а переадресует в Москву, РАО "ЕЭС России". Как используются челябинские деньги А. Чубайсом и его командой - о том южноуральские промышленники не знают. Однако они убеждены: вопрос тарифной стратегии больше политический, чем экономический.

Неожиданным для членов комиссии оказался принцип формирования бюджета энергетической монополии. Выяснилось, что на величину тарифов для потребителей, платящих деньги, влияют вещи, к которым они вовсе не причастны. Не рассчитываются сегодня с энергетиками сельское хозяйство, оборонные предприятия - их доля неплатежей перекладывается на плечи состоятельных производств. В тарифы включаются и так называемые выпадающие расходы. Например, долг бюджета города Челябинска энергосистеме составляет более 600 миллионов рублей. Эта сумма влияет на итоговую цифру, то есть другие плательщики, в том числе и население, должны компенсировать ее. Так, как осуществляют планирование своего бюджета энергетики, не делает ни одно промышленное предприятие. Монополисты "отталкиваются" от потребности. Не имея конкурентов, они не учитывают внутренние резервы, не принимают в расчет мероприятия по повышению эффективности производства. Если заводы работают над снижением себестоимости своей продукции, то у энергетиков арифметика простая: сколько надо - столько и должны получить. Долгое время этот предмет был неподконтрольным, никто сильно в бухгалтерию монополистов не вдавался, что и поощряло их стремление жить не по средствам.

Сегодня, на мой взгляд, произошла некая путаница в вопросе о том, кто является станком, а кто приводным ремнем экономики. По идее, приводной ремень - энергосистема, а станок - весь производственный сектор области. Но на деле наоборот: не Челябэнерго работает на процветание региональной экономики, а наши заводы вынуждены способствовать процветанию энергетической монополии.

Указ не указ?

Можно искать мотивы, говорить об особенностях момента, обстоятельствах, но факт остается фактом: тарифы на электроэнергию в нашей области одни из самых высоких в Уральском регионе. И это не выдумка критиков ОАО "Челябэнерго", это официальная информация федеральной энергетической комиссии. На июнь 2001 года расклад был такой: тариф для промышленных предприятий в области превосходил средний по Уральскому региону в 1,74 раза, для непромышленных потребителей был выше в 1,65 раза, для железнодорожного транспорта - в 1,36. Из-за того, что в себестоимости продукции растет доля электроэнергии, снижается рентабельность производства, страдает бюджет, ведь основные налоги в государственную казну поступают от прибыли предприятий. Падает прибыль - на социальные нужды направляется меньше средств, а значит, финансирование социальных, жизненно важных программ уменьшается, приходится экономить на стариках, детях, работниках бюджетной сферы. В конечном счете такая "бережливость" всем выходит боком. Ситуацию усугубляет то, что стоимость областного киловатта для населения также является одной из самых высоких в Уральском регионе. Отрыв от "преследователей" значительный.

В августе первый вице-премьер Правительства РФ Виктор Христенко, который курирует энергетический комплекс, заверил, что энергетические тарифы до конца года в стране повышаться не будут, могут только проводиться мероприятия по их выравниванию. Но под кого выравнивать тарифы южноуральской энергосистеме? С кем соперничать? Почему у нас в области слова и решения правительства не указ?

Никто не отменил и постановление правительства, устанавливающее в качестве периода регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию календарный год. В 2000 году ОАО "Челябэнерго" дважды повышало тарифы, в этом году тенденция непрерывного повышения тарифов сохранилась. В результате январского и майского повышения цена на электроэнергию возросла на 30 процентов, что привело к значительному росту цен на потребительские товары. И вот энергетики требуют сделать это в третий раз.

Один из доводов, который они выдвигают, - изношенность оборудования. Но что касается экономических аргументов, они не самые сильные. Как удалось выяснить, себестоимость производства энергии на "дедовской" ТЭЦ ОАО "Мечел", оборудование для которой было получено еще в сороковых годах, такая же, как на новой ТЭЦ-3, и составляет около 18 копеек за киловатт-час. Следовательно, само по себе техническое перевооружение не сотворит чуда.

Мы убеждены, что развитием производства нужно заниматься, не прессуя партнеров, а использовать собственную нормативную прибыль. Кроме того, существует еще абонентная плата РАО "ЕЭС России", и Челябэнерго закладывает ее в тарифы, а это 7,5 процента от всех планируемых затрат в год. Во-первых, лишено здравого смысла ценовое расхождение с другими территориями. Например, в Башкортостане и Татарстане абонентная плата в три раза меньше. Во-вторых, непонятно, за что взимается она и как расходуется. Почему потребители энергии должны выкладывать кругленькие суммы "в нагрузку"? Что это - дань всероссийской монополии?

Почему в качестве абонентных платежей перечисляется больше средств, чем составляет вся зарплата работников региональной энергетической компании? Депутаты Законодательного собрания Челябинской области по предложению комитета по промышленности поддержали инициативу коллег из Кемерова о том, чтобы часть средств абонентной платы оставлять в регионах и расходовать их на реконструкцию и развитие энергосистем и генерирующих мощностей в субъектах РФ. Если Государственная Дума поддержит эту законодательную инициативу, появится возможность уменьшить затраты того же ОАО "Челябэнерго" и снизить тарифы.

Подконтрольный прейскурант

Тарифы, как известно, контролирует РЭК. Каждое подорожание киловатта надо подкреплять данными экономического аудита. Но, у нас сложилось такое впечатление, энергетические комиссии идут на поводу у энергетиков. Так думают не только промышленники Челябинской области. Вот почему появилась инициатива депутатов Красноярского края о том, чтобы тарифы согласовывались с законодательными органами субъектов РФ. Предложение поддержал и наш комитет по промышленной политике Законодательного собрания области. Да и на федеральном уровне уже есть кое-какое продвижение, в частности, даны поручения совета Госдумы о проработке соответствующих документов.

Энергетики региона просили "приподнять" тариф аж на 30 процентов. Решит ли это их проблемы? Увы, нет. Экономическое положение ОАО "Челябэнерго" далеко не блестяще. Только повинны в том отнюдь не тарифы. Показатели "портит" огромная дебиторская задолженность, которую имеет эта компания. Если пытаться исправить положение, меняя прейскурантные цены, процесс станет бесконечным. Квартал спустя энергетики, быть может, вновь потребуют подорожания киловатта. Потом - еще, еще и еще.

Вряд ли выручит их и грядущая реструктуризация РАО "ЕЭС России". Напротив, накануне ее говорилось о необходимости повысить тарифы в 2,6 раза. Кстати, в Калифорнии в свое время пытались идти "путем Чубайса". Тарифы тогда подскочили в 10 раз, и американцы вынуждены были дать задний ход.

Надо решать один из приоритетных вопросов - ликвидировать дебиторскую задолженность. Государство должно вернуть свои долги. Сельхозпроизводителям тоже нужно платить. Увеличивать нагрузку на промышленность за счет села нельзя. Нельзя перекладывать финансовые долги с банкротов на жизнеспособных потребителей, иначе они тоже вскоре попадут в разряд проблемных предприятий. Необходимо выработать механизм погашения задолженности: меняется у завода собственник - пусть берет на себя обязательство рассчитаться за своих предшественников.

Регулирование тарифа должно стать по-настоящему государственным делом. Президенту, Правительству РФ нужно четко и ясно информировать: тариф в этом году будет следующий. Как, например, это делается в Китае. Находясь там в командировке, специально интересовался этим вопросом. Если, положим, в Пекине установили цену на воду, то представители местных водоканалов уже не вправе менять ее, даже если очень хочется. Но они вправе добиваться рентабельной работы, используя внутренние резервы, повышая эффективность своей деятельности. А в Канаде правительство вообще гарантирует инвестору на несколько лет стабильные тарифы. Какой контраст с нами! Мы, промышленники разных территорий, живем в одном государстве, имеем одни энергетические сети, одинаковые средства вкладывали в развитие энергетики. Но предприятия в Иркутской области платят 8,5 копейки за киловатт-час, а у нас в регионе - уже за 60. Почему? Или точнее: за что?

Считаем: пока эта проблема не обозначена в масштабах страны, надо попытаться решить ее на своей территории. Веское слово должна сказать региональная власть. Губернатору необходимо собрать директорский корпус и выслушать все предложения. Обстоятельный разговор мог бы способствовать выработке политической линии, а хозяйственникам помог бы понять, как дальше жить, на что надеяться. Власти следует сказать энергетикам: тарифы в течение финансового года должны быть неизменны, не ходите и не просите каждый квартал, а изыскивайте собственные возможности эффективно трудиться, экономьте, соизмеряйте желания с реальностью. Предприятиям надо заключать контракты на будущее, оформлять заказы. Только зная перспективу, они сумеют рассчитать свою экономику.

С другой стороны, власть способна отвести удар от нынешнего руководителя ОАО "Челябэнерго". Возглавляющий региональную энергосистему Вячеслав Середкин в отличие от ряда своих предшественников является объ-единяющей фигурой, хозяйственником, с которым можно добиваться компромисса, находить выход из сложных ситуаций. Ему небезразлично, что происходит в области. Поэтому он с пониманием отнесся к проблемам промышленников, оказывал содействие "энергетической" комиссии в ее работе. Но В. Середкин - "начальник цеха" в РАО "ЕЭС", с ним заключен контракт, следовательно, его обязанность - подчиняться непосредственному начальству. Если же губернатор как высшее должностное лицо области возьмет инициативу на себя и выступит на защиту промышленников, руководители местной энергосистемы смогут доложить об этом "по инстанции". Не считаться с позицией губернатора вряд ли позволит себе и правление РАО "ЕЭС".

Необходимо продолжить конструктивный диалог и поставить точку в спорах. n

Комментарии
Комментариев пока нет