Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Гартунг зовет угольщиков к станкам

25.09.2001
Москва получит "Челябинскуголь", область - машиностроительный холдинг, что получат уволенные шахтеры?

Скрытые от шахтеров и широкой общественности переговоры правительства области и руководства РАО "ЕЭС России" вошли в завершающую стадию. Правда, на днях губернатор П. Сумин вновь выразил сомнение, по какому пути пойдет реструктуризация и "кто ей будет командовать". Однако в первой декаде октября решение о банкротстве "Челябинскугля" и организации на его базе новой "Челябинской угольной компании" (ЧУК) должно обсуждаться на заседании совета директоров РАО "ЕЭС России". После чего дележ челябинского угольного пирога можно будет считать законченным - областные власти не раз заявляли о готовности передать 75 процентов акций новоиспеченного ЧУКа под контроль РАО.

Москва получит "Челябинскуголь", область - машиностроительный холдинг, что получат уволенные шахтеры?

Скрытые от шахтеров и широкой общественности переговоры правительства области и руководства РАО "ЕЭС России" вошли в завершающую стадию. Правда, на днях губернатор П. Сумин вновь выразил сомнение, по какому пути пойдет реструктуризация и "кто ей будет командовать". Однако в первой декаде октября решение о банкротстве "Челябинскугля" и организации на его базе новой "Челябинской угольной компании" (ЧУК) должно обсуждаться на заседании совета директоров РАО "ЕЭС России". После чего дележ челябинского угольного пирога можно будет считать законченным - областные власти не раз заявляли о готовности передать 75 процентов акций новоиспеченного ЧУКа под контроль РАО. РАО, в свою очередь, пообещало решить шахтерский вопрос и сделать предприятия "Челябинскугля" прибыльными. Естественно, не все, а лишь наиболее жизнеспособные. Решить проблему остальных губернатору П. Сумину предложил его оппонент на последних губернаторских выборах депутат Государственной Думы Валерий Гартунг. Шаг, по оценкам аналитиков, рискованный. В случае удачи В. Гартунг разделит лавры с губернатором области. Проиграв, останется один на один с собственным электоратом - шахтерами. Сегодня Валерий Карлович отвечает на вопросы "Челябинского рабочего".

-- Со времени последних губернаторских выборов действующая власть вас не особенно жаловала и вдруг привлекает к решению "шахтерского вопроса". Давно ли произошло потепление в отношениях?

-- В апреле этого года у меня состоялась встреча с губернатором Петром Суминым. Мы решили забыть все политические разногласия и обиды и приступить к совместной работе на благо региона. Мне было предложено войти в состав комиссии по определению дальнейшей судьбы "Челябинскугля". Шахтерская проблема стоит сегодня особенно остро как для губернатора, так и для меня - депутата, работающего на территории Советского избирательного округа. Так что готовящаяся реструктуризация отрасли с самого начала - на моих глазах.

-- Кто кроме РАО "ЕЭС" проявил интерес к челябинской угольной компании?

-- Свои услуги в решении шахтерского вопроса администрации области предложили три потенциальных инвестора: РАО "ЕЭС России", группа "Сибирский алюминий" и "Юж-уралзолото". Я в качестве инвестора не рассматривался и потому свои предложения не озвучил. Понимал, что приняты они не будут. Каждая компания провела самостоятельный экономический анализ угольной отрасли и вынесла вердикт: по самым скромным подсчетам, в ней сегодня занято от 4 до 12 тысяч "лишних людей". Между тем реальной программы по организации новых рабочих мест для высвободившихся в ходе реструктуризации шахтеров никто не представил, и эта работа была поручена мне. Изучив возможные варианты, я пришел к выводу, что едва ли не единственная отрасль, которая готова принять сегодня такое количество высвободившихся шахтеров, - это машиностроение. Из предприятий, на мой взгляд, для этого наиболее подошли бы Еманжелинский механический завод (ЕМЗ) и Челябинский завод тракторных трансмиссий (ЧЗТТ), входящие в состав ЧТЗ. Во-первых, они сегодня не загружены. Основные фонды используются не более чем на треть. Во-вторых, эти предприятия могут составить одну технологическую цепочку с Челябинским кузнечно-прессовым заводом (ЧКПЗ).

За последние годы ЧКПЗ наладил линию по производству спецтехники на базе "Урала" и ЗИЛа. Однако это производство не является для него основным. Мы предложили разместить его на Еманжелинском механическом заводе. На ЧКПЗ освободились бы производственные мощности для работы по основному профилю - выпуску кузнечных поковок, штамповок, колес и рессор. Заготовки ЧКПЗ можно было бы направлять на Челябинский завод тракторных трансмиссий, где из них производились бы готовые узлы и агрегаты для автомобилей. Их в свою очередь мы могли бы направлять на авторемонтные заводы. Скажем, на копейский и коркинский, где можно организовать ремонт автомобилей. Как видите, заводы выбраны не случайно. В технологической цепочке они стоят друг за другом.

-- Как в эту цепочку вписывается Копейский машзавод, производящий горное оборудование и комбайны? На его включении в холдинг вы настаиваете особенно упорно.

-- Копейский машзавод - уникальное предприятие, которое, по моему замыслу, могло бы стать главным в технологической цепочке. На нем существуют мощности для литейного производства, выпуска гидравлического оборудования. Там есть квалифицированный персонал для сборочного производства. Там можно наладить выпуск готового автомобиля, трактора, погрузчика - всего, что душе угодно.

Однако Копейский машзавод я предполагаю включить в холдинг уже на последнем этапе. Сначала объединить ЧКПЗ, ЕМЗ и ЧЗТТ (а также Копейский и Коркинский авторемонтные заводы). Когда освоим выпуск агрегатов и узлов, производство силовой установки, можно подумать о гидравлике и литье для корпусных деталей - на Копейском машзаводе. В конечном итоге можем выйти на производство готовой машины. Какой, пока не скажу. Скажем так, есть планы по производству погрузчика и других видов спецтехники.

Идея сразу встретила яростное сопротивление. Руководитель Копейского машзавода категорически отказался участвовать в этой работе.

В принципе, если Копейский машзавод не войдет в холдинг, это не повлияет на ситуацию критически. Выпуск конечной продукции можно организовать в Еманжелинске - на ЕМЗ. Мы готовы на выгодных условиях включить в холдинг два завода, входящих в объединение "Челябинскуголь". Это Копейский ремонтно-механический и Коркинский экскаваторо-вагоноремонтный заводы (КЭВРЗ), которые технологически легко заменят выпадающий Копейский машзавод. КЭВРЗ, например, имеет свою литейку. Однако руководство "Челябинскугля" также категорически высказалось против. Остается надеяться на поддержку областных властей и здравый смысл руководителей этих предприятий.

-- Сколько рабочих мест вы готовы предоставить шахтерам, если этот проект будет реализован?

-- Мы подсчитали, что в течение двух лет в состоянии создать на вышеперечисленных заводах не менее четырех тысяч рабочих мест. Причем две с половиной тысячи могут быть предоставлены уже в ближайшем году, на первом этапе объединения ЧКПЗ, ЕМЗ и ЧЗТТ. Второй этап - присоединение Копейского и Коркинского авторемонтных заводов, затем вхождение в холдинг Коркинского ЭВРЗ, Копейского машзавода и, возможно, Розинского опытно-механического завода. На территории поселка Роза находится шахта "Коркинская". Мы старались подобрать предприятия, максимально приближенные к шахтерским городам и поселкам. Естественно, основной акцент был сделан на Копейск. Именно он примет на себя основной удар в ходе реструктуризации угольной отрасли.

Около тысячи копейчан мы планируем принять на ЧКПЗ, не менее полутора тысяч шахтеров разместим на Еманжелинском механическом заводе. Копейские ремонтно-механический, авторемонтный и машиностроительный заводы способны вместе принять до тысячи человек. Пока это предварительные прогнозы. На деле потенциал по созданию новых рабочих мест - много больше.

-- В свою очередь вы получите возможность контролировать работу крупного машиностроительного холдинга, выйдете на принципиально новый уровень бизнеса - в некотором роде станете олигархом. Однако под силу ли объединить вокруг себя столько предприятий одному, пусть и успешному сегодня ЧКПЗ? Хватит ли для этого финансовых ресурсов?

-- Ничего невыполнимого в программе нет. Первое, что нужно сделать, - принять решение о выделении из состава ЧТЗ Челябинского завода тракторных трансмиссий и Еманжелинского механического завода и их продаже в процессе конкурсного производства. Этот вопрос может решить только губернатор. Основной кредитор ЧТЗ - государство, совет кредиторов возглавляет заместитель губернатора И. Сербинов. Та же картина с объединением "Челябинск-уголь" и его подведомственными Коркинским экскаваторо-ремонтным и Копейским ремонтно-механическим заводами. Я лишь бизнесмен, который готов вложить средства, загрузить производство и предоставить рабочие места. Денег я за это не прошу.

-- Сколько вы готовы заплатить за предприятия?

-- Сумму мы пока не обсуждали. Как бизнес эти предприятия пока ничего из себя не представляют, они убыточны. Мы оценили программу вложений на ЕМЗ. На первом этапе, чтобы организовать производство спецтехники, в предприятие нужно вложить 20 миллионов рублей. При условии, что оттуда ничего не вывезут. Естественно, вопрос выкупа мы будем решать, с кредиторами рассчитываться. Но прежде всего деньги мы будем вкладывать не в выкуп, а в развитие производственных мощностей. Предприятиям сегодня не уделяют должного внимания. На ЕМЗ работает чуть больше 900 человек, на ЧЗТТ - 1200. Месячная выработка одного рабочего на них составляет 13-15 тысяч рублей, в два раза меньше, чем на ЧКПЗ. Соответственно и зарплата отличается: на ЧТЗ в среднем 2900 рублей, у нас - 3800. На 30 процентов выше.

Оборотных средств ЧКПЗ для полноценной инвестиционной программы, конечно же, недостаточно. Мы намерены привлекать кредитные ресурсы в размере 200 миллионов и более рублей.

-- Как предполагается оформить отношения предприятий холдинга юридически?

-- Они должны быть подчинены единой централизованной системе сбыта и снабжения. Мы планируем создать при ЧКПЗ управляющую компанию, которая будет выполнять функции генерального директора холдинга. Все предприятия останутся самостоятельными юридическими лицами. Однако контрольные пакеты акций должны быть переданы в управление либо собственность управляющей компании. Чтобы что-то построить, нужно иметь возможность контролировать.

-- Среди предложивших свои услуги в реструктуризации "Челябинскугля" вы назвали представителей "Сибирского алюминия". Не переходите ли вы им дорогу, пытаясь создать в области машиностроительный холдинг?

-- Мы бизнес-партнеры. "Сибал" берет под контроль крупные заводы. Наши интересы лежат в другой сфере. Выступаем как поставщики, а взамен получаем квоты на выпуск спецтехники. Сегодня мы идем по пути унификации. Машины ЧКПЗ и УралАЗа - практически одинаковые. Более того, УралАЗ помогает нам со сбытом продукции. Налицо взаимовыгодное сотрудничество.

-- То есть опять-таки что-то похожее на холдинг. Не боитесь ли вы попасть в экономические жернова "Сибала" и оказаться впоследствии придатком этой промышленной группы?

-- Экономические связи ЧКПЗ одним УралАЗом не ограничиваются. Если четыре-пять лет назад ЧКПЗ поставлял на УралАЗ 90 процентов своей продукции, то сегодня - лишь 38. Остальные 62 поставляются предприятиям, неподконтрольным "Сибалу". Можем прожить и без него. Однако реализовать проект и решить проблему занятости шахтеров без помощи областных властей и "Сибирского алюминия" сегодня вряд ли возможно.

Беседовал Михаил ПИНКУС

Мнения шахтеров

Юрий Поздняков, председатель профкома шахты "Коркинская" :

-- Я надеюсь, что сокращать в первую очередь будут все-таки не шахтеров, а вспомогательные предприятия. Но если нас это коснется, идею В. Гартунга по созданию новых рабочих мест можно только приветствовать. В нашем поселке Роза кроме шахты не осталось ни одного крупного предприятия, молодежи работать негде. Если Валерию Карловичу удастся "оживить" опытно-механический завод, мы ему большое спасибо скажем. Работать там, где живешь, значительно лучше, чем ездить на предприятия Челябинска за тридевять земель.

Сергей Горшков, горный мастер разреза "Коркинский" :

-- Идея с созданием холдинга хорошая, но меня тревожит, что получится на практике. Сколько бывших угольщиков смогут стать машиностроителями? Кто будет платить за их переобучение? Насколько вообще реально и целесообразно делать токаря из машиниста экскаватора? Какая будет зарплата на предприятиях В. Гартунга по сравнению с горняцкой? Пока нет ответов на эти вопросы, нет и восторга по поводу новых рабочих мест. Но все-таки лучше холдинг, чем перспектива массовой безработицы в шахтерских городах.

Записала Ирина КРЕХОВА

Комментарии
Комментариев пока нет