Новости

От полученных травм мужчина скончался на месте.

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Я лентяй и не умею играть джаз"

05.10.2001
Владимир Хомяков взял первую премию на конкурсе  "Джаз на церковном органе"

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Недавно в немецком городе Ганновере состоялся беспрецедентный международный музыкальный конкурс "Джаз на церковном органе". По итогам заочного отборочного тура 13 музыкантов в течение недели экспериментировали со звуком и инструментом в главной церкви столицы земли Нижняя Саксония.
Победителем был признан органист из никому не известного российского города Челябинска, зато всем нам хорошо знакомый Владимир Хомяков.

- Владимир, насколько я понимаю, изюминка этого конкурса как раз в этом оксюмороне: джаз и вдруг на органе. Да еще во храме!
- Да, орган считается неудобным для джаза.

Владимир Хомяков взял первую премию на конкурсе "Джаз на церковном органе"

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Недавно в немецком городе Ганновере состоялся беспрецедентный международный музыкальный конкурс "Джаз на церковном органе". По итогам заочного отборочного тура 13 музыкантов в течение недели экспериментировали со звуком и инструментом в главной церкви столицы земли Нижняя Саксония.

Победителем был признан органист из никому не известного российского города Челябинска, зато всем нам хорошо знакомый Владимир Хомяков.

-- Владимир, насколько я понимаю, изюминка этого конкурса как раз в этом оксюмороне: джаз и вдруг на органе. Да еще во храме!

-- Да, орган считается неудобным для джаза. Слишком неповоротливый, тяжелый инструмент. Тем более, когда выступаешь сольно.

-- А местным верующим не показалось кощунственной сама идея такой акции?

-- Нет. По крайней мере, я никаких неудовольствий не слышал. Во-первых, протестанты известны своей терпимостью. А во-вторых, в Европе в 60-70-е годы в лютеранских церквях даже рок-концерты устраивали. Кстати, все дни конкурса слушателей было очень много, а во время гала-концерта двух тысяч посадочных мест не хватило для всех желающих.

-- Что вы играли на конкурсе?

-- Собственные сочинения. Три композиции, одна из них - "Июльская импровизация" - известна челябинскому слушателю. Две другие я придумал недавно: "Увертюра" и "Посвящение А. Шилклоперу".

-- Владимир, мы привыкли к тому, что челябинские музыканты становятся лауреатами, но здесь совершенно особый случай. Вы - академический музыкант, играете в большинстве своем классику. Как вы сами себе объясняете свою победу?

-- В Германии я совершенно искренне говорил, что не умею джаз играть. Не умею играть "стандарты", не знаю джазовой литературы. У меня дома не было ни одной записи джаза на органе, и я хотел просто послушать, как это звучит.

-- То есть вы победили как раз в силу своей, так сказать, неиспорченности?

-- Некомпетентности даже.

-- А как жюри обосновало свое решение?

-- Даже не помню, у меня в тот момент в голове шумело. Было несколько критериев, один из них - оригинальность в использовании церковного органа. Вот, например, инструмент, на котором мы играли, был полностью механическим. Здесь, как во времена барокко, чтобы открыть регистры, нужно было рукой вытянуть регистровые цуги. Если их выдвигать не до конца, есть возможность поиграть с неполным давлением, можно использовать эффекты, когда труба не получает достаточно воздуха и начинает искаженно звучать. И это впечатляет.

-- Почему вы решили играть собственную музыку?

-- Конечно, есть джазовые композиции, написанные для органа. Но, честно говоря, они меня не вдохновили. А потом, такой момент: когда играешь чью-то музыку, никогда не будет той степени свободы, как при исполнении своей.

-- А что для вас джаз и как он внутри вас соотносится с Бахом, академической музыкой вообще?

-- Это какой-то чертик сидит внутри, иногда свои рожки покажет и на такие проекты толкает. Когда дома собираются друзья, просят поиграть, я же не Баха играю, я играю джаз. Эта музыка дает ощущение свободы. По-иному себя чувствуешь. Потом, знаете, адреналин...

-- Адреналин?

-- Да, острые ощущения. В какой-то мере. Ведь идешь как по лезвию ножа. Вдруг не получится импровизация.

-- И что будет?

-- Для слушателя, может быть, и ничего, а для исполнителя это - катастрофа.

-- Мне интересно именно сейчас вам этот вопрос задать: а что тогда Бах для вас?

-- Думаю, что Бах - это все же хлеб, а джаз - это нечто безумно вкусное, заманчивое, пьянящее.

-- А все-таки без Баха могли бы обойтись?

-- Какое-то время - да. Но Бах -точка отсчета. Ощущение это нужно время от времени освежать. Думаю, я потому и выиграл конкурс, что много исполнял серьезной музыки, в том числе и Баха.

-- Ваш знакомый Аркадий Шилклопер, один из лучших в мире джазовых валторнистов, совершенно сознательно в какой-то момент свернул с перспективного академического пути и ушел в эксперимент, в джаз. Для вас такой сценарий неприемлем?

-- Я не знаю, как пойдут дела. Сейчас по условиям конкурса мне нужно играть концерты в Германии и нужно туда с чем-то ехать. Это стимул. Я люблю, когда меня ставят в такие рамки, когда я что-то должен. В принципе я очень ленивый человек. Самому себя тянуть, как барону Мюнгхаузену, мне сложно. А находясь в жестких рамках обязательств, оживаешь, начинаешь интенсивно работать. Наверное, это нормально. Невозможно постоянно заниматься одним и тем же, будет пресно и заурядно. Чтобы получилось нечто интересное, нужны такие выходы.

-- У вас не возникало мысли, что подобные конкурсы способны в какой-то степени изменить джаз изнутри?

-- Я думаю, этот процесс начался не сейчас. В ХХ веке музыкальные стили, направления, эксперименты и традиция переплелись, и концов там теперь не найдешь. Вот смотрите: Алексей Козлов играет с квартетом имени Бородина, Даниил Крамер - с квартетом имени Глинки, а Аркадий Шилклопер - с Хомяковым. Идет смешение стилей.

-- А что из этого может получиться?

-- Не знаю, главное, чтобы музыка интересная была. А джаз это или академическая музыка - не столь важно:

Должны огорчить читателя. Владимир Хомяков в ближайшем будущем не собирается давать в Челябинске "джазового" концерта. Говорит, слишком уважает своих верных слушателей, которые, конечно, были на последнем августовском концерте музыканта в органном зале, где состоялся "прогон" ганноверской программы. 14 октября Хомяков собирается в Екатеринбурге сыграть в концерте с Сергеем Пронем, которого сейчас называют одним из лучших универсальных трубачей России. А на март намечена другая любопытная акция. Владимир Хомяков и Аркадий Шилклопер совершат нечто вроде совместного турне по маршруту Челябинск - Екатеринбург - Санкт-Петербург. n

Комментарии
Комментариев пока нет