Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Классике - четверть века

05.10.2001
Ректор Челябинского государственного университета о самобытности вуза

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Его появления ждали с радостью и надеждой. И вот почему. В 70-е годы наша область остро ощущала нехватку специалистов с университетским образованием. Их было у нас в 7-8 раз меньше, чем, скажем, в Свердловской и Горьковской областях. К тому же в Челябинске, в отличие от соседних Свердловска, Перми, Уфы и Ижевска, не было академических университетов.

Ректор Челябинского государственного университета о самобытности вуза

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Его появления ждали с радостью и надеждой. И вот почему. В 70-е годы наша область остро ощущала нехватку специалистов с университетским образованием. Их было у нас в 7-8 раз меньше, чем, скажем, в Свердловской и Горьковской областях. К тому же в Челябинске, в отличие от соседних Свердловска, Перми, Уфы и Ижевска, не было академических университетов. (Кстати, их нет и сейчас). Поэтому классический университет был крайне необходим как центр фундаментальных исследований и как место подготовки специалистов с университетским образованием. И это еще не все. Он нужен был нам всем для того, чтобы избавиться от ощущения провинции, с которым мы тогда жили. Сегодня ЧелГУ исполняется 25 лет.

О перспективах развития университета и его проблемах беседую с ректором ЧелГУ, доктором физико-математических наук, профессором, вице-президентом Петровской Академии науки и искусств В.Д. Батухтиным.

-- Валентин Дмитриевич, всякий вуз, как и человек, интересен своей самобытностью. В чем сегодня ЧелГУ не походит на другие вузы?

-- Никто, кроме нас, не занимался так основательно проблемой доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Уникальность этого дела проявилась в том, что международный проект "Темпус", по которому мы работаем, привлек на завершающем этапе 2001-2002 года новых зарубежных партнеров, пять российских вузов и, что особенно важно, Министерство образования РФ. А это значит, что усилия в регионах и России в целом сливаются воедино, способствуя обмену опытом по обучению студентов-инвалидов и распространению его на другие вузы. Но мы были первыми, кто разработал модель доступности образования для молодых людей, обделенных здоровьем.

Мы можем говорить о нашей уникальности и в отношении такой специальности как "регионоведение". Она, казалось бы, есть в десятках вузов как за рубежом, так и в России. Но мы обучение строим на других основах, если хотите, другой философии. За рубежом, да и в большинстве наших вузов учат исходя из того, что современный мир - един, однополюсный, глобальный, с общим мировым рынком, общепринятым международным правом и т.д. Такова установка США, которые сегодня "заказывают музыку" в сфере регионоведения. Но, как показали последние трагические события в США, подобное представление о мире, мягко говоря, не очень точное.

На нашем факультете Евразии и Востока, где готовят "регионоведов-востоковедов" со специализацией по таким странам, как Китай, Япония, Индия, Арабский регион, Турция, Казахстан, идеология иная. Мир представляет собой содружество разных, но равноправных уникальных цивилизаций. Чтобы установить между ними диалог, нужно проникнуться духом Востока (западный в нас "вбивают" с Петровских реформ). При этом подчеркну, что сильная востоковедческая научно-образовательная система, которой когда-то гордилась наша страна, сегодня разрушена. Так что наш факультет можно опять назвать "пионером".

Говоря о самобытности, нельзя не сказать об Аркаиме - уникальном археологическом памятнике, открытом учеными нашего университета. Аркаим перевернул современные представления о цивилизации, связанные ранее с появлением письменности. На рубеже третьего-второго тысячелетия до нашей эры письменности еще не было, а цивилизация уже существовала. Аркаим - это не только свидетель прошлого, но и символ будущего. Либо человечество пойдет по подсказанному им пути - сосуществования на одной территории (планете) разных этносов, религий, народов, либо устремится к однополюсному миру (будь то американоцентризм или исламоцентризм), что неминуемо взорвет его изнутри.

-- Вы, как я понимаю, сторонник российской модели образования, несмотря на то, что общество в ней разочаровалось?

-- То, в чем люди разочаровались, не относится к самой системе образования. А только к тому, что с ней сделали политики, государство. Взять хотя бы один, уже навязший в зубах, вопрос: об оплате преподавательского труда. Профессор должен достаточно получать не столько ради себя и своей семьи, сколько ради студентов. Когда преподаватель бегает из одного вуза в другой в поисках заработка, у него не остается времени на науку. Он не успевает знакомиться с современными исследованиями. И учит студентов тому, про что знал еще давно, то есть вчерашнему дню.

-- Но ведь, наверное, не эта проблема больше всего вас волнует сегодня? На августовском совещании вы говорили об анархии, которая царит в сфере образования, о том, что качество образования падает на глазах:

-- А разве это не правда? Ни в одной области России нет такой ситуации, как у нас, когда рядом с классическим университетом, который прошел этап становления, получил признание, появился бы еще один, претендующий на то же звание. Открываются параллельные специальности, идет поистине аморальное по академическим меркам переманивание кадров. В конце концов есть власть, которой вручен мандат на представительство интересов населения области. Она и должна найти рычаги для регулирования того, что происходит на образовательном рынке. В интересах жителей области и региона в целом.

-- Но вы ведь не против автономии вузов?

-- Разумеется, не против. Она сегодня - реальность, в какой мы живем и развиваемся. Недавно открыли филиал нашего университета аж в Казахстане. Случай беспрецедентный, поскольку потребовалось согласование на уровне правительств двух стран.

-- И вынашиваете, вероятно, какие-то новые идеи?

-- Новые идеи, конечно, есть. Как сказал Шекспир: "Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия". Не знаю, может быть, и наши идеи из того же ряда. Поэтому говорить о них пока не хочу. Лучше поделюсь новостями. Немецкая фирма SAP подарила нам уникальный класс, насыщенный программами управления предприятиями. В этой сфере фирма SAP - лидер мирового значения. И теперь мы можем строить образовательный процесс на новом уровне. Более того, передавать предприятиям современные технологии. Это как раз то, чем мы и должны заниматься как университет классического типа. n

Комментарии
Комментариев пока нет