Новости

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Письмо" Вермеера дошло до Питера

06.10.2001
"Бандитский Петербург" продолжает оставаться столицей высокой культуры

Лидия САДЧИКОВА
Санкт-Петербург-Челябинск

Питер ведет "обратный" отсчет времени: часы, установленные в центре города, на Малой Садовой, показывают, сколько осталось до 300-летия славного града Петрова. За год и девять месяцев он хочет успеть принарядиться: идет повальная реанимация мостовых, тротуаров, площадей. Зданиям, выглядевшим обветшалыми уже не один десяток лет, возвращается былая краса. Бюджетных средств, естественно, не хватает, и многие знаменитые строения выкупаются частными владельцами в безраздельное пользование.
Взъерошенный от "раскопок" Питер, где я не была десять лет и теперь приехала по журналистским делам, на первый взгляд сильно разочаровал меня.

"Бандитский Петербург" продолжает оставаться столицей высокой культуры

Лидия САДЧИКОВА

Санкт-Петербург-Челябинск

Питер ведет "обратный" отсчет времени: часы, установленные в центре города, на Малой Садовой, показывают, сколько осталось до 300-летия славного града Петрова. За год и девять месяцев он хочет успеть принарядиться: идет повальная реанимация мостовых, тротуаров, площадей. Зданиям, выглядевшим обветшалыми уже не один десяток лет, возвращается былая краса. Бюджетных средств, естественно, не хватает, и многие знаменитые строения выкупаются частными владельцами в безраздельное пользование.

Взъерошенный от "раскопок" Питер, где я не была десять лет и теперь приехала по журналистским делам, на первый взгляд сильно разочаровал меня. Потом, находя островок за островком уже реконструированные территории, я заново влюблялась в этот без преувеличения уникальный город. Он полон тайн, так говорят коренные питерцы, ибо даже для них он постоянно открывается с какой-то новой стороны. А уж для человека приезжего! Четыре года назад наконец-то открылся храм Воскресения Христова. О нем лет 20 назад с болью в сердце спел истинный ленинградец Розенбаум: "Мечтаю снять леса со Спаса на крови". Несколько советских десятилетий этот необыкновенный храм использовался как склад. Потом почти 30 лет реставрировался. Строительные леса сняты, и хотя это еще не полное восстановление, памятник архитектуры и монументально-декоративного искусства завораживает возвращенной красотой, поражает оригинальностью замысла. Музей Пушкина на Мойке, 12, последнее прибежище гения тысячелетия, обогатился новыми, ранее неизвестными документами о предсмертных часах Александра Сергеевича. В нескольких кварталах от его весьма скромного жилища, на Мойке, 94, - Юсуповский дворец, поражающий и роскошью, и высокой духовной культурой былых хозяев, которые из поколения в поколение передавали богатства не только материальные. Спасибо судьбе за то, что после революции дворец был передан работникам просвещения под клуб, а они сумели сохранить дворцовое убранство, интерьеры, картины, книги, а также оригинальный домашний театр на 200 мест, где по сей день устраиваются камерные концерты и спектакли.

Кстати, концертная жизнь Питера, несмотря на многочисленные реставрационные работы, не замирает. Афиши "рвут" душу восприимчивого к искусству человека на части: чему отдать предпочтение? Фестивалю Елены Образцовой? Выступлению Валерии? Спектаклю с участием Пьера Ришара? Уличные музыканты, художники решают проблему проще: они сами идут навстречу публике, и этот контакт время от времени приносит ощутимый материальный результат для одной стороны и моральное удовлетворение - для другой. Выбор огромен: от поделок масс-культуры до работ, выявляющих приличный художественный вкус авторов.

С добродушной шуткой говорят питерцы об экспансии Эрмитажа, расширившего свои владения. Но в его залах сейчас малолюдно, не так, как в прежние годы. К тому же летний туристический сезон миновал. Больше всего народу в залах, где открылись "свежие" выставки. Можно полдня простоять у двух полотен Эль Греко, о которых пресса уже шумела, - "Крещение" и "Послание пастухов". Живописная феерия! Можно часами ходить от картины к картине на выставке пастели, где "натыкаешься" на оригиналы Клода Моне, Эдгара Дега, других знаменитых импрессионистов.

Мне вообще несказанно повезло оказаться в Эрмитаже в день открытия выставки всего одной картины и получить приглашение в зал N 253 Нового Эрмитажа. "Дама в голубом, читающая письмо" голландского художника Яна Вермеера из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже".

Почетное право перерезать ленточку на входе, ведущем к шедевру, предоставлено директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, фигуре грандиозной в смысле его важности для отечественной культуры, но человеку, судя по всему, милейшему. По крайней мере, пока первые зрители кинулись рассматривать картину, я "набросилась" на самого Михаила Борисовича. И он уделил мне немного времени. Рассказал, что эта картина - чудесный подарок российским ценителям живописи, событие, сравнимое с большим праздником. Ведь даже не во всех самых больших музеях мира есть полотна Вермеера. А они по технике, эмоциональности исполнения таковы, что один раз в жизни увидишь и не забудешь никогда.

Подобные экспозиции совершаются в рамках взаимообмена между крупными музеями. Когда-то Эрмитаж устраивал передвижные выставки по России. Помнится выставка античного искусства, которая привозилась к нам в Челябинск. Тогда их организация была делом простым и безопасным. В свете перестройки эти возможности угасли. Транспортные проблемы, проблемы со страховкой бесценных произведений искусства и их сохранностью почти прекратили выставочную деятельность по стране. Эрмитаж стал больше работать "на Запад". Этот процесс отлажен, начиная от оформления необходимой документации и заканчивая сверхсохранной транспортировкой, чем при Эрмитаже занимается специальная упаковочная фирма. Однако масштабные выставки в любом случае трудоемкие. Гораздо легче заполучить и привезти для показа одну картину, как это было с полотнами Ботичелли, Ренуара, Гойи, другими шедеврами. Оказывается, иногда достаточно одной работы, чтобы зритель открыл какие-то нюансы в творчестве художников и получил представление о мастере, времени.

Выставки одной картины практикуются давно. Чтобы заполучить их для экспонирования, достаточно контакта на уровне обменивающихся музеев, иногда хватает хороших отношений музейных директоров. А с Амстердамом у Питера давнишние дружеские связи, начиная с путешествия Петра Первого в Голландию.

Что касается Вермеера, его картины можно по пальцам перечесть, но каждая - неповторимый мир. Например, есть у него "Угол дома" : казалось бы, кусочек строения с обшарпанным кирпичом. Но в этом незатейливом пейзаже такая наполненность, что можно часами не отрывать глаз. "Дама в голубом, читающая письмо" (1663-1664 гг., холст, масло, размер 46,6х39,1) привезена из амстердамского Рийксмузеума.

27 июля 1888 года после посещения Рийксмузеума Винсент Ван Гог написал своему другу Эмилю Бернару: "Знаешь ли ты художника по имени Вермеер, который среди прочего здорово написал беременную голландскую даму?" Собственно, в картине нет никакого действия. Одетая в синюю кофту и желтую юбку, героиня изображена в комнате на фоне висящей на стене географической карты голландской провинции Западная Фрисландия, где в городе Делфте Вермеер работал всю жизнь. Своим видом молодая женщина выражает сосредоточенность на письме. Вообще тема "любовного письма" была наиболее популярной в XVII столетии для жанра "картин-ребусов", где художники прибегали к созданию "ключа" для расшифровки изображаемого. Тогда этим ключом была эмблематика. Каждая эмблема представляла собой картину-символ с девизом, иллюстрирующую какой-нибудь моральный постулат. Нидерландский зритель уже со времен Иеронима Босха и Питера Брейгеля (XVI век) воспитывался на "разгадывании" таких картин.

Ян Вермеер не остался в стороне от новых веяний. Он всякий раз расширял репертуар изобразительных средств и наполнял сюжет все новым и новым смыслом, создавая картины на тему письма. "Чтение письма", "Дама, пишущая письмо", "Дама и служанка с письмом", "Любовное письмо", "Пишущая письмо дама со служанкой". Идея гармонии и единства любящих сердец, которую художник проводил в картинах на тему любовного письма, предлагалась зрителям XVII века с тем, чтобы они видели в любви реально достижимое цельное чувство, верность, порождающую способность ждать и надеяться на лучшее.

В картине "Дама в голубом, читающая письмо" беременность женщины, ее будущее материнство - синоним бюргерского уклада жизни, семейного очага и... патриотизма. Географическая карта, занимая на полотне место "эмблемной картины", играет роль главного ключа ко всей сцене. Любовь к Родине рождается, словно из жертвенного огня, вблизи домашнего очага - вот идеал "кодекса" чести голландского общества.

На протяжении полутора веков, вплоть до середины XIX века, творчество Вермеера было предано забвению. В отличие от многих других жанристов, Вермеер никогда не был плодовитым художником, и его картины редко появлялись на аукционах. Кроме того, его работы никогда не воспроизводились, и поэтому к ним проявляли интерес исключительно знатоки и коллекционеры, то есть весьма ограниченный круг лиц. В настоящее время известно 35 работ Вермеера. Кстати, картина "Дама в голубом...", побывав на пяти аукционах в 1712-1801 годах, была продана амстердамским коллекционером Херманом Тен Кате в Париж. После двух парижских аукционов в 1825 году попала в Англию к знатоку голландского искусства Джону Смиту. Но оба они не вывели художника из безвестности. До середины XIX века отсутствовал интерес к его творчеству, ибо оно не было созвучно времени. Но пришел и его час! В 1866 году появилась первая хвалебная статья в его адрес, с легкой руки Марселя Пруста Вермеера стали называть магом живописи.

В 1839 году "голландский Третьяков" Адриан ван дер Хоп приобрел у Д. Смита "Даму в голубом..." и впоследствии завещал ее, как и всю свою коллекцию, государству. Так она оказалась в амстердамском Рийксмузеуме. И вот теперь "Письмо" Вермеера "читает" российская публика: n

Автор выражает признательность за помощь сотруднику Государственного Эрмитажа Людмиле Давыдовой.

Комментарии
Комментариев пока нет