Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Цены на массаж спины на http://ekb.youdo.com/beauty/massage/back/price/.
Замена подшипника в стиральной машине на http://ekb.youdo.com/.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

У "Маяка" сил хватит

25.10.2001
Норвежскому экологу возражает российский ядерщик

Виктор РИСКИН
Челябинск

29 cентября в "Челябинском рабочем" под заголовком "Южноуральский след "Курска" была опубликована беседа с норвежским экологом Нилсом Бемером. Он говорил о нецелесообразности переработки ядерного топлива на "Маяке", ссылаясь на то, что предприятие старое и его мощностей не хватит на утилизацию всех импортируемых отходов. С зарубежным оппонентом не согласился главный инженер "Маяка" А. Суслов. Он обратился с просьбой к "Челябинскому рабочему" взять у него интервью.

Норвежскому экологу возражает российский ядерщик

Виктор РИСКИН

Челябинск

29 cентября в "Челябинском рабочем" под заголовком "Южноуральский след "Курска" была опубликована беседа с норвежским экологом Нилсом Бемером. Он говорил о нецелесообразности переработки ядерного топлива на "Маяке", ссылаясь на то, что предприятие старое и его мощностей не хватит на утилизацию всех импортируемых отходов. С зарубежным оппонентом не согласился главный инженер "Маяка" А. Суслов. Он обратился с просьбой к "Челябинскому рабочему" взять у него интервью.

На Карачае дамбы нет

-- Александр Петрович, представитель международной экологической организации "Беллуна" Нилс Бемер, как я знаю, бывал у вас на комбинате. Почему здесь, на месте, вы не захотели прояснить позиции обеих сторон, чтобы не возникало затем недоразумений и "выяснения отношений" на страницах газеты?

-- Сразу хочу подчеркнуть: ни господина Бемера, ни других "беллуновцев" у нас никогда не было! По-настоящему мы общались с серьезными норвежцами - специалистами института радиационной биологии. Мы с ними даже написали книжку о Теченском каскаде загрязненных водоемов. Вот они-то у нас были, мы вместе работали, брали пробы воды, изучали их, как здесь, так и в Норвегии.

-- Пусть Нилс Бемер у вас не был, но говорит-то он правильные вещи: "На "Маяке" возможны новые аварии, предприятие старое. В районе, где он расположен, наблюдается сильное радиоактивное загрязнение грунтовых вод из хранилищ. По моему мнению, существует опасность их переполнения, которое может вызвать прорыв дамбы озера Карачай".

-- Естественно, наше предприятие старое, потому что оно одно из первых в России. Но если взять радиохимическое производство, то оно уже существует в третьем поколении. Это не просто замена оборудования, создан новый комплекс! Да, завод РТ-1 работает с 77-го года и тоже старится. Но мы на месте не стоим. Вы знаете, что строится новая печь, в прошлом году введен новый агрегат резки. Конечно, хотелось бы обновляться почаще, но для этого нужны немалые средства, а их еще нужно заработать. Что касается новых аварий, о которых говорит мой оппонент, то мы безопасность не только обеспечиваем, но и гарантируем!

-- А как насчет сильного загрязнения грунтовых вод и прорыва дамбы на Карачае?

-- Здесь путается несколько понятий. Речь идет о Карачае. Там действительно есть подземная линза серьезно загрязненных вод. Поэтому мы ведем постоянный контроль их миграции с помощью очень большой сети наблюдательных скважин. Заверяю вас, что на ближайшие 30 лет каких-либо серьезных опасений эта миграция не представляет. Выхода в открытую гидрографическую систему не будет. Теперь о дамбе. На Карачае ее просто нет и никогда не было. Третий этап работы с озером - создание могильника, а если проще, то закупоривание загрязненных вод. В той самой норвежской книжке как раз написано совсем о другом - о Теченском каскаде водоемов. Там есть плотины, которые держат радиоактивные воды. И будет очень крупная неприятность, если эти воды уйдут. Весь прошлый год исследовались тела плотин, и подтвердилась их устойчивость.

-- Но вы же сами забили тревогу, когда до критической отметки осталось каких-то 30 сантиметров:

-- К сожалению, эта система водоемов в немалой степени зависит и от боженьки. Последние три года были многоводными. Количество осадков превышало испарение зеркала водоемов. Поэтому уровень последнего, 11-го, действительно подрастал. И был момент, когда резерв составил 30 сантиметров. Причем не до гребня плотины, а до критической отметки. Теперь уровень подсел, составил порядка полуметра. Тем не менее это неприятно. Приходится принимать оперативные меры, которые позволяют, пусть не радикально, но поменять ситуацию в лучшую сторону. В этом году опробуем сеть скважин. Они должны уменьшить поступление чистых грунтовых вод в этот водоем. Правда, по оценкам гидрогеологов, объемы будут не очень значительны. Кроме того, существует проект (требующий немалых денег!) отвода части ливневых вод с бытовой канализации промплощадки. Если проект выполним, то порядка пяти миллионов кубометров удастся отвести. Это существенно. Но опять-таки не кардинальное решение. Окончательный выход - в строительстве АЭС.

-- Которой не будет, как минимум, еще десять лет:

-- А жаль. Один блок смог бы ежегодно испарять десять миллионов кубов воды. Но и сейчас нельзя говорить о каком-то критическом состоянии каскада.

Желтый доклад

-- Но вернемся к Нилсу Бемеру. Он представил в Мурманске так называемый "Желтый доклад" организации "Беллуна" "Атомная Арктика: проблемы и решения", где также упоминается "Маяк". Он считает, что утилизация ядерных отходов Кольского полуострова в хранилищах займет 10-15 лет вместо 40-50 в случае их перемещения на "Маяк".

-- Опять-таки речь идет не об отходах, а об отработанном ядерном топливе подводного и надводного атомного флота. Господин Бемер не прав. Можно за 10-15 лет, а то и быстрее создать сухие хранилища и сложить все там. Но я вас уверяю, что за десять лет "Маяк" может переработать 90 процентов того топлива, которое там есть. Не могу называть конкретные цифры, но вы слышали, что в этом году утилизировано 16 подводных лодок. Причем это не самый удачный год: и у флота, и у нас были свои сложности с вывозом. Теперь умножьте 16 лодок на десять лет. И тогда цифры поменяются местами: утилизация топлива в хранилищах займет полвека, а на "Маяке" : Вы меня поняли. Естественно, что складывать ОЯТ в хранилище на Кольском полуострове (интересно, обрадуются ли такому соседству норвежцы?!) наверняка дешевле, чем тащить его через половину страны. Другое дело, что есть небольшой объем топлива, которое по существующей технологии переработать нельзя. Вот тут у "Маяка" твердая позиция: пока мы не можем перерабатывать такое топливо, пусть оно лежит там. Мы ввозим только то, с чем в состоянии справиться. Поэтому нет разговора о переполнении наших хранилищ. Если они полные, то мы уже ничего не везем. Наше хранилище небольшое, так называемое расходное. Завозим на время, чтобы переработать навсегда.

Бабушка с ружьем

-- Как вы считаете, ваш заочный оппонент искренне заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других?

-- Думаю, преследует определенную цель. А именно - припугнуть население, привлечь его на свою сторону для решения каких-то политических задач. Ну и мы не должны сидеть сложа руки. Надо более активно пропагандировать то, что есть на самом деле. С привлечением вас, журналистов. И еще, что касается экологов. Весь процесс подготовки к поднятию "Курска" сопровождался их стонами: вот, дескать, вся операция основана на русском "авось". Как раз все наоборот: операция четко отрепетирована и осуществлена. Сейчас лодка в Росляково. Там ее осушат, достанут останки людей. Попытаются еще раз понять, что произошло. Затем она поедет на судоремонтный завод. Когда освободят доступ к реактору, который сейчас затруднен из-за разрушений, то сначала пригласят конструктора этого реактора для осмотра. Только потом приступят к разгрузке. Если там произошли какие-то формоизменения, то будут приняты необходимые меры, вплоть до строительства дополнительного блока. Но я процентов на 98 уверен, что разгрузка пройдет нормально. И мы получим обычное топливо, которое умеем перерабатывать.

-- Топливо перерабатывать вы умеете. А умеете ли вступать в конструктивный диалог с "зелеными", с той же "Беллуной"?

-- Мы их приглашаем к такому диалогу. Давайте, предлагаем, поговорим о развитии атомной отрасли, о ввозе ОЯТ из-за границы. Давайте взвесим все "за" и "против", но на основе аргументов, а не митинговых страстей. Пока что диалога не получается. В ответ на наши доводы следует решительное "Нет!", а за этим еще жестче: "Надо "Маяк" закрыть!". А как его закрыть, когда столько дерьма накоплено?! И не по вине тех, кто сейчас работает. Это объективная реальность. В Америке на реабилитацию радиоактивных площадок государство выделяет такие деньги, которые нам и не снились (у них такие же проблемы). Россия не настолько богата, чтобы отваливать из бюджета подобные суммы. Поэтому их надо зарабатывать. Иначе будет опасней. Если специалисты отсюда разбегутся, бабушку с ружьем у банки с отходами не поставишь. маловато для безопасности. n

Комментарии
Комментариев пока нет