Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Английский с пеленок?

26.10.2001
Прежде чем учить дошкольников иностранному языку, надо научить их родному

Александра ЛАПИНА
Челябинск

Восприимчивость людей к языку, по мнению специалистов, занимающихся психологией изучения иностранного языка, зависит от многих факторов. На первое место они поставили врожденную предрасположенность к языку, следом - пол: женщины достигают результатов в освоении языка быстрее, чем мужчины. Восприимчивость зависит также от состояния здоровья того, кто учится, и языковой среды, в которой он находится. Специалисты считают, что на восприимчивость к иностранному языку влияет и..

Прежде чем учить дошкольников иностранному языку, надо научить их родному

Александра ЛАПИНА

Челябинск

Восприимчивость людей к языку, по мнению специалистов, занимающихся психологией изучения иностранного языка, зависит от многих факторов. На первое место они поставили врожденную предрасположенность к языку, следом - пол: женщины достигают результатов в освоении языка быстрее, чем мужчины. Восприимчивость зависит также от состояния здоровья того, кто учится, и языковой среды, в которой он находится. Специалисты считают, что на восприимчивость к иностранному языку влияет и... обилие солнечного света. Наблюдения показывают, что южане намного быстрее жителей северных широт достигают результатов в изучении языка. Немаловажно и то, в каком возрасте человек начинает учить язык. Малышам, которые еще только осваивают родной язык, проще, чем их папам и мамам, выучить еще один.

Никто не спорит, без знания языков сегодня трудно. Они помогают и на отдыхе за границей, и в получении престижной работы. Но: У многих родителей сложился некий "малый джентльменский набор" занятий для малышей - это музыка, иностранный язык, плавание или теннис, бальные танцы или занятия живописью. Наши бабушки стремились обучить всему этому наших родителей, наши родители пытались точно так же дать нам как можно больше из этого набора. Время, разумеется, вносит свои дополнения и коррективы, фигурное катание, например, уступает место горным лыжам, но иностранный язык всегда занимал в этом списке почетное место.

Я русский бы выучил:

Спрос рождает предложение. На ищущих родителей обрушиваются объявления: английский (французский, немецкий и т.д.) язык для детей 2-6 лет индивидуально и в группе, на дому и в дошкольных образовательных центрах, по традиционным и новейшим методикам. В некоторых городах спрос настолько велик, что даже те, кто худо-бедно закончил всего лишь английскую спецшколу, без труда находят себе работу и занимаются с детьми. Детские сады срочно организуют платные группы для занятий английским языком: родители требуют.

-- При этом я почему-то не вижу такого же количества объявлений и призывов заниматься с детьми развитием родной речи, русским языком, - удивляется Надежда Лепикова, педагог, руководитель одного из образовательных центров для дошкольников. - Нет спроса. Видимо, считается, что уж своим-то родным языком каждый ребенок и так владеет с рождения. Объявления на тему русского языка я вижу только с предложениями "помощи логопеда", "помощи отстающим" и "помощи поступающим в вузы". Учителя школ с тревогой в один голос говорят о все возрастающей неграмотности детей, их неумении четко формулировать свои мысли, о нежелании читать. Многим из тех, кто обращается за помощью, она не понадобилась бы, если бы вовремя были расставлены все акценты и на первом месте в шкале развития и обучения их малыша стоял именно родной язык, а не иностранный.

Дошкольное детство проходит очень быстро. Это драгоценное время, когда маленький человечек интересуется всем и готов впитать все, что видит, все, что предлагается взрослыми. И тут уже от мудрости взрослого, от его знаний, от его умения выстроить приоритеты зависит очень многое.

Каждый родитель должен знать, что пока речь ребенка не сформировалась или уже существуют проблемы в данной области, не следует их усугублять, внедряясь в чужую языковую систему. Любой язык имеет свои ярко выраженные звуковые (фонематические) особенности. Ставя в раннем возрасте английское произношение, мы совершаем ошибку, которая ведет к закреплению неверной постановки звуков родной речи. А это в дальнейшем ведет к трудностям при обучении чтению и письму. Невозможно научить ребенка иностранным языкам, если интеллектуальный багаж его беден, мышление не развито, если ребенок не имеет достаточной практики речевого общения. Владеющему секретами родной речи и навыками чтения малышу затем гораздо легче будет даваться и изучение иностранных языков.

Детские рифмованные четверостишья, где три слова русских, а одно английское - может быть, и развивают память, но языку не учат. И ради чего это все? Ради того, чтобы к концу учебного года ребенок худо-бедно запомнил два десятка слов, которые очень быстро забудутся, не найдя себе применения в активной речевой практике. К тому же в более старшем возрасте эти же два десятка слов будут выучены во много раз быстрее.

Запомнить не значит понять

-- Наблюдения за детьми, изучающими в дошкольном возрасте один или даже два иностранных языка, позволяют предполагать, что у этих детей коммуникативная компетентность выше, чем у детей, которые обучались только родному языку, - делится своими наблюдениями Ольга Шварцман, школьный педагог-психолог. - При изучении другого языка происходит расширение социокультурного контекста, своя культура и свое социальное окружение воспринимаются уже не так изолированно.

Однако с полной определенностью говорить о повышении компетентности у дошкольников, изучающих иностранный язык, я бы не стала. У взрослого человека, когда он приступает к изучению иностранного языка или пытается восстановить свои школьные знания, уже существуют сложившееся мировоззрение и социальная картина мира. Но не только и не столько наличие некой суммы знаний способствует росту компетентности, сколько работа с той информацией, которую проделывает взрослый человек. Такая работа обусловлена способностью взрослого человека к рефлексии.

У ребенка же в возрасте 6-7 лет только лишь возникает первый абрис мировоззрения, его способность к рефлексии еще слабо развита. Восприятие информации в большей степени зависит от ее эмоциональной насыщенности, привлекательности для ребенка. Она практически не подвергается анализу и критике. Таким образом, я считаю, что у ребенка-дошкольника в процессе изучения иностранного языка происходит повышение компетентности, но в большей мере за счет знания (ребенок запоминает некоторый объем информации), критичное отношение к которому чаще всего отсутствует, ребенок также не использует эти знания в речевой практике.

Если учить, то серьезно

К изучению иностранных языков лучше приступать тогда, когда закончен процесс формирования родного языка. Первый показатель этого - чистое звукопроизношение, второй - в должной мере развитая связная речь, третий - ребенок умеет читать (не отдельные слова, типа "мама", "папа", а действительно умеет читать). Четкие возрастные рамки, конечно же, поставить невозможно. Нужен исключительно индивидуальный подход. Для кого-то подобная речевая зрелость наступает уже в 5 лет, а у кого-то и в 7-8 лет этот процесс еще не завершен. Кстати, когда-то изучение иностранного языка в наших школах не случайно начиналось с пятого класса, то есть с 12 лет (я сейчас не касаюсь вопроса, как именно велось преподавание и каков был результат). Во многих странах, которые бережно относятся к родному языку, изучение иностранных языков предусмотрено именно с этого возраста.

Если же вы считаете, что ваш малыш уже готов к изучению чужого языка, то подойдите к этому со всей серьезностью.

Очень важен вопрос: кто и как занимается с вашим ребенком. Оптимальный вариант - это контакт с непосредственным носителем языка, то есть с тем человеком, для которого этот язык является родным (вспомните гувернанток-француженок у русских дворян). Есть специалисты, прекрасно знающие язык, но разговорная речь - не их конек, если этот человек постоянно занимается переводами текстов. В младшем возрасте обучать языку можно только через разговорную речь.

-- Кроме того, надо обязательно поинтересоваться, имеет ли человек, который будет учить вашего ребенка, не только языковую, но и педагогическую практику, - советует методист факультета иностранных языков Челябинского государственного педагогического университета Алла Присяжная, - с детьми какого возраста вашему преподавателю приходилось заниматься. Совсем не лишним будет и ваше стремление убедиться в том, в какой форме проходят занятия. Попросите разрешения присутствовать на первых уроках. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста не должно быть никаких сводов правил и письменных заданий, а должна быть постоянная речевая практика в виде диалогов, рассказов, инсценировок. Выбирая группу, в которую отдадите своего ребенка, поинтересуйтесь, дети какого возраста будут в ней заниматься: ваше чадо будет чувствовать себя неуютно, если окажется самым старшим или, наоборот, младшим в коллективе.

Языковые навыки очень коварны: достаются они с трудом, а уходят незаметно и легко. Первым из памяти и с языка уходит произношение, потом постепенно забываются многие слова. Постепенно забывается и грамматика. Важно после изучения не бросить язык. Студентам факультетов иностранных языков, например, после окончания вуза, чтобы не потерять язык, рекомендуется ежедневно читать неадаптированные тексты на иностранном языке, слушать иностранное радио, использовать любую возможность пообщаться с носителями языка. Поэтому задумайтесь еще и над тем, какие цели вы преследуете, обучая своего малыша: хотите уложиться в "джентльменский набор" или продолжить образование своего ребенка в русле углубленного изучения иностранного языка. n

Комментарии
Комментариев пока нет