Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Любовь с первого взгляда

14.11.2001
Ей посвящает свой новый фильм режиссер Валерий Огородников

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В начале ноября съемочная группа во главе с режиссером Валерием Огородниковым завершила в Сатке натурные съемки нового художественного фильма "Красное небо". Сценарий для него написали челябинский кинодраматург Виктор Петров и сам режиссер. Теперь съемки продолжатся в павильонах "Ленфильма" и интерьерах питерских заводов. Несколько следующих месяцев уйдет на монтаж. Премьеру фильма, следуя рекламной логике, его создатели намерены устроить на одном из престижных зарубежных кинофестивалей.

Ей посвящает свой новый фильм режиссер Валерий Огородников

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В начале ноября съемочная группа во главе с режиссером Валерием Огородниковым завершила в Сатке натурные съемки нового художественного фильма "Красное небо". Сценарий для него написали челябинский кинодраматург Виктор Петров и сам режиссер. Теперь съемки продолжатся в павильонах "Ленфильма" и интерьерах питерских заводов. Несколько следующих месяцев уйдет на монтаж. Премьеру фильма, следуя рекламной логике, его создатели намерены устроить на одном из престижных зарубежных кинофестивалей. На российские же экраны "Красное небо" выйдет ориентировочно осенью следующего года.

Действие картины отсылает зрителя ко временам Великой Отечественной. Пятеро мальчишек любят одну девушку. Она беременна от бандита, но бежит от него. Хорошие мальчики рвутся на фронт, чтобы защитить в первую очередь эту девушку. Они договариваются, что кто из них вернется, тот и станет ее мужем и отцом ребенка. И уходят:

Это внешняя канва, за которой - образ мыслей людей того времени без идеологической чепухи. Петров и Огородников будто бы ретроспективно восстанавливают судьбы поколения своих отцов и матерей, сделав еще один шаг в прошлое после "Барака", принесшего творческому дуэту славу.

Мы встретились с режиссером в Сатке в последний день перед отъездом группы в Питер. Позади двухмесячная с хвостиком "экспедиция". Накануне Валерий Огородников отметил свое 50-летие. Вот ведь профессия, такой праздник - и вдали от дома:

-- Ничего подобного, - возразил мне бодрый и подтянутый Огородников. - Как раз здесь я и чувствую себя как дома. Это мой климат, резко континентальный, я же первые 26 лет прожил на Урале. Сатка очень похожа на мой родной Нижний Тагил.

-- А в Питере не возникает чувство дома?

-- Возникает, у меня оттуда предки. Мой прадед Андрей Долганов был купцом. Бабушку вместе с дедом, который служил в казаках, во время гражданской войны выкинули оттуда: Но это уже ушло. В Тагиле у нас была большая патриархальная семья. В "Бараке", кстати, много прямых цитат из нашей жизни. У меня там осталось довольно много родственников. Одна из них, тетя Шура, Александра Примак, в конце фильма поет:

-- Отсутствие визуальных впечатлений здесь не давит? Все-таки серо как-то:

-- Нам, наоборот, эта серость и нужна! Мы всю картину сделали в этом цветовом решении. Поэтому должны были это все снять как можно скорее. Уходящая натура, осень. Нам такая погода вчера нужна была. Мы снимали проводы на фронт зимой. Жалею, что поздно сюда приехали. Здесь все есть - интерьеры, натура. Металлургический завод. Бакальский карьер. Железнодорожная станция в Бердяуше. Что вы, здесь такие декорации - Голливуд бы облизывался.

-- Успех "Барака" как-то изменил вашу жизнь? Наверное, вам предлагают что-то снять.

-- Предложения посыпались, как из рога изобилия. Например, снимать сериалы, сейчас их гигантское количество, порой глупых совершенно. И "Убойную силу" давайте снимать, и то, и се:

-- Их некому делать?

-- У них система такая: выжать. "Бабки" платят, режиссер быстро снял - отвалил. Они же зарабатывают на рекламе бешеные деньги. Жвачка для глаз, но на этом люди становятся знаменитыми - в основном средние актеры.

Приходили ко мне и мошенники, предлагали какие-то сногсшибательные деньги...

-- ...и фантастические идеи?

-- Из идей практически ничего. Речь была лишь о деньгах, но очень больших. За моей спиной, видимо, пытались что-то "прокрутить".

-- Как мошенников вычисляете?

-- Психология. Я ведь одно время чуть не ушел с головой в психотерапию. Был у меня такой фильм-эксперимент "Опыт бреда любовного очарования". Он гораздо большее отношение имеет к психиатрии, психотерапии, нежели к кинематографу. Там у меня играли психически больные актеры. Это интерес чисто человеческий. Когда такие же люди, как ты, теряют способность мыслить. Отсутствие логики и адекватности поражает невероятным количеством выморочных или фантастических идей. Увлекся настолько, что несколько пациентов, снимавшихся в картине, до сих пор звонят.

-- А в чем смысл этой работы для вас?

-- Знаете, работа с актером очень похожа на технику гештальтерапии, образной терапии. А есть еще театротерапия. В Варшаве и Нью-Йорке существуют такие клиники. Человек лечится, например, играя Гамлета, а ему в помощь врач "выписывает" профессиональных актеров. Думаю, чем выше болезненные проявления, тем больше игры, тонкой и искусной. Пример тому - взорванные в Америке небоскребы. Разве это не явление неадекватности? Но сколько здесь игры, шоу! Какие бен ладены! Это мощно срежиссированная и отрепетированная спецоперация сильного государства. Какого - не знаю. Очень тонкая операция, на мой режиссерский взгляд. Я такого за всю историю не вспомню. Даже у Гитлера было просто топорно: помните, переодетые люди должны были начать войну.

-- Я слышал, после случившегося ЦРУ собирало голливудских сценаристов - для консультаций.

-- Сценаристы, режиссеры - те же аналитики. Когда мы поступили во ВГИК, первое собрание было посвящено тому, что мы теперь - работники идеологического фронта. Это был 1979 год. А разве американское кино - не часть их идеологии? Воздействие на психику человека - вот чем мы занимаемся. Это очень важная идеологическая область, которую забыли. А в советское время очень хорошо это понимали. Я вспоминаю, что нас в основном воспитывали на неореализме. Это кино делали коммунисты. Висконти, Джерлини, Бертолуччи - они все были коммунистами. Бертолуччи до сих пор член компартии. Не знали?

-- Честно говоря, нет. А скажите, Валерий Геннадьевич, сейчас у вас перед глазами есть некая сильная идея?

-- Идея социальной справедливости. Точнее - победа попранного человеческого достоинства. В американском кино очень много таких фильмов. Навскидку: "Патриот", "Гладиатор", можно перечислять долго. В нашей истории масса подобного материала. Нужны средства, и идеология начнет подниматься. Но весь фокус в том, что фильмы надо делать о человеческой судьбе.

-- Американское кино в этом смысле вам интересно?

-- Многие голливудские идеи меня захватывают. Ничего там нового нет. Но они их развивают с уклоном в американский образ жизни, как лучший в мире. Это, на мой взгляд, может кончиться идеей сверхчеловека, а чем такие идеи оборачиваются, мы видели в ХХ веке. В американской буржуазной морали существуют ростки самого оголтелого фашизма. Поколения, воспитанные на идее сверхдержавы, сверхчеловека, породят фюрера, который поставит их под ружье. Не важно, какое это будет ружье, может быть, компьютерное.

-- Мне показалось, что в "Бараке" идейная составляющая была как раз слабее в сравнении с лирической.

-- А одно другому не мешает. Там главная идея - перемена участи. Когда человек, будучи почти разрушенным душевно, с помощью окружающего мира и людей, причем бессознательного отношения к нему, восстанавливается.

-- И для вас, и для Виктора Петрова, насколько я понимаю, важно было выразить свое отношение к тому поколению.

-- Конечно, судьба и жизнь этих людей - продукт существования определенной системы. Давления этой системы на психику человека. А изменение психики влечет за собой изменение образа мысли. То, что произошло со страной до 41-го, есть исключительно подготовка к мировому господству. Воспитание сверхлюдей - тоже ведь абсолютно фашистская идея. Я об этом снял "Бумажные глаза Пришвина", и об этом кричит Константин Кинчев в одной из своих песен во "Взломщике".

-- Кстати, интересно: перестроечный "Взломщик", интеллектуальный "Пришвин", теперь вот социально-бытовой "Барак" и любовно-драматическое "Красное небо" - в этом перечне, вероятно, есть внутренняя логика?

-- Какая-то существует, хотя по материалу я никогда не повторяюсь. Я все-таки настаиваю на том, что главное - это воздействие на зрителя. Интересно, что со временем это воздействие может меняться. Для меня неожиданность, что "Пришвин", на мой взгляд, лучшая моя картина, сделанная в 1989 году, да еще для "высоколобых", судя по ретроспективам, вызывает интерес сегодня.

-- Есть какие-то универсальные критерии успеха фильма?

-- Не беря в расчет конкретно этот фильм, могу сказать, что многое в прокате решает система звезд. Во "Взломщике" сыграл Кинчев. Был бы никому не известный актер, кому нужна девятичастная католическая месса, на основе которой сделан фильм? В "Бараке" тоже сработала система звезд.

-- А идеи, выходит, зрителю не нужны?

-- Хочется надеяться, что идея изменения окружающего мира эволюционным путем и укрепление статуса социальной справедливости все же близки большинству зрителей. Скажем, за эти 10 лет попраны судьбы миллионов людей. А 20 процентов живет, купаясь в масле. Посмотрите, какая критическая, революционная ситуация.

-- А почему вы не снимаете фильм об этом?

-- Помимо моего желания, нужно еще как минимум найти подходящий сюжет. "Красное небо", кстати, - очень современная картина. Молодежная даже. Взять хотя бы актеров. Всем им не больше 23 лет. Они пока неизвестны, но могут стать популярными. Лена Калинина из театра Додина, Екатерина Королева и Елена Панова из МХАТа. Николай Иванов - артист Московского ТЮЗа, Василий Щипицын, студент первого курса, Стас Сухарев - открытие для меня. Очень хорош Марат Сибгатуллин. А рядом с ними Скляр (он играет директора завода Зальцмана), Усатова, Панкратов-Черный (начальник концлагеря, этакий фашист советского розлива). Один из мощных актеров - Петр Семак, дважды лауреат Госпремии, будущий народный артист, главный артист театра Додина. Кстати, этот режиссер известен тем, что никогда актеров своих на съемки не отпускал.

-- Прошлый фильм вы посвятили своим родителям, кому этот?

-- Вообще-то посвящение уже есть - 100-летию "Магнезита", которому мы благодарны как основному инвестору. А если говорить о некоем главном посыле: Для меня здесь важна сама возможность страстной любви, потому что страсть переродилась сейчас в рацио. Человек на уровне логики начинает просчитывать, как бы я любил, как меня любят. Он не в состоянии с первого взгляда влюбиться. Вот! Посвящаю любви с первого взгляда: n

Комментарии
Комментариев пока нет