Новости

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Знакомьтесь: мультикультурализм

15.11.2001
Еще один призыв к доброте в мире насилия

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск-Екатеринбург

Я провел три дня в Екатеринбурге. На семинаре, собравшем журналистов Уральского региона. Три дня мы общались с И.М. Дзялошинским, ученым, публицистом и общественным деятелем из Москвы, с А.

Еще один призыв к доброте в мире насилия

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск-Екатеринбург

Я провел три дня в Екатеринбурге. На семинаре, собравшем журналистов Уральского региона. Три дня мы общались с И.М. Дзялошинским, ученым, публицистом и общественным деятелем из Москвы, с А.Д. Чанько, преподавателем университета из Петербурга, с В.К. Мальковой, сотрудником Института этнологии РАН. Три дня мы размышляли о том, что такое культура и мультикультурализм.

Поговорим и мы? Порассуждаем по следам семинара? Помудрствуем на ту же тему? Обещаю, однако, что язык высоких материй мы обязательно переведем на обыденный словарь нашей жизни.

У культуры, говорят, четыре сотни определений. И.М. Дзялошинский определил ее так:

-- Культура - это то, что помогает или не помогает взаимодействию людей.

Попробую и я. Культура, как я думаю, - это человеческий опыт идей и идеалов. Уточню. Культура - не театры, не книги, не картины, не иконы, не стадионы. И не станки, не автомобили, не автобаны, не небоскребы, не компьютеры, не астрофизические лаборатории. И не супермаркеты, не хрусталь люстр, не белизна воротничков, не изыск манер, не роскошь макияжа. Не это - культура. Но она - заложенное в умы людей умение все это сделать.

Возьмем две страны. Например, Германию и Египет. И позволим себе мысленно разрушить на территориях этих стран все, что создано трудом, физическим и духовным. Оставим только людей на исконном рельефе. И посмотрим, что будет. А будет только то, что лет за сто Германия создаст Германию, а Египет - Египет. Из чего возродятся эти две страны? Из голов, из того, что заложено в умы немцев и египтян. Из накопленного ими опыта идей и идеалов. Из их культур.

Культуры, они разные. В том-то и проблема. В том-то и проблема, что есть культура своя и есть культура чужая. Бывает, между собой они дружат, а бывает, они враждуют между собой. Неизвестно, чего больше. Пожалуй, вражды.

Может создаться впечатление, что время сокращает количество культур. Будто бы малые культуры поглощаются большими. И когда-нибудь останется одна на всех мировая культура. Вроде так оно и будет. Но малые культуры не торопятся исчезать. Какая-нибудь из них, глядишь, будто бы смирилась с уходом, вот-вот уйдет, но вдруг раздумала, всколыхнулась, взялась жить дальше. Те же США, например, назвали себя "плавильным котлом наций". Надеялись, что в том котле выплавится новая, американская нация. А оказалось, не плавятся нации в котлах, огнем их не взять. Само собой образовались этнические сообщества. Например, в Лос-Анджелесе есть абсолютно обособленный русский район. А Гарлем и Брайтон-Бич известны во всем мире.

Однако, может быть, они, культуры, не исчезают вообще? Исчезают. Но очень медленно, неохотно, тягуче. И хочется думать, что малая культура, даже и слившись с большой, не пропадает бесследно, что какая-то ее молекулка, ее зернышко, ее изюминка останется в бессмертном опыте человечества.

Если что-то исчезает, то, следовательно, что-то возникает. Вполне допустимо, что на смену ушедшим приходят новые культуры, и, значит, человеческий мир всегда будет пестрым, многоцветным. И пусть. Веселое многоцветное человечество нас привлекает больше, чем скучное одноцветное. Но:

У всякой культуры есть две исключающие друг друга заботы: обособиться, замкнуться в себе и открыться, войти в контакт с другими. Свой и чужой. Такой, как я, и не такой, как я. Другой, значит, чужой. Как близко подойти к чужому и как близко подпустить его? Всегда был интерес к чужому и всегда был страх перед ним.

Казалось бы, в наше время эти родоплеменные вопросы отошли в мир преданий, но они тут, с нами, в нас. Мало сказать, что в наше время разные культуры все теснее соприкасаются, они, оставаясь самими собой, перемешиваются, переплетаются, перепутываются. Люди покидают свои дома и отправляются невесть куда в поисках лучшей жизни. Миллионы мигрантов хлынули с юго-востока на северо-запад. В порядке вещей на улицах Челябинска встретить просящих подать восточных людей. Москва наводнена иностранцами. Европа отводит глаза от непрошеных гостей.

Что происходит? Ассимиляция (слияние культур) разочаровала. Конфликтов тем больше, чем больше контактов. Как жить рядом, близко, вместе? Как на одной земле ужиться москвичу с азербайджанцем, немцу с турком, англичанину с пакистанцем? Как коренной, табельной, титульной нации относиться к пришлым? Прогонять? Не получится. А чаще и не хочется. Как жить-то? Как избавиться от таких слов, как ксенофобия (боязнь чужого), фанатизм, фундаментализм, радикализм, экстремизм, терроризм?

Тут-то я вернусь к уже произнесенному слову - мультикультурализм. Мультикультурализм - это концепция, которая предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм предлагает интеграцию (объединение) культур без их ассимиляции (слияния). Мультикультурализм предлагает мирное сосуществование различных культур в одной стране.

Несколько примеров политики мультикультурализма. Канада мигрантов не прогоняет, наоборот, она им рада, она их приглашает, открывает перед ними границы. Может быть, поэтому премьер Канады Пьер Трюдо еще в 1971 году объявил мультикультурализм официальной идеологией государства. Ежегодно Канада принимает 250 тысяч переселенцев. Она уже не надеется на то, что разноплеменные пришельцы сольются в одну "канадскую" нацию. Нет, на новом месте они ищут своих, образуя обособленные сообщества, когорты, провинции. Хорошо, сказала Канада после нелегких раздумий, живите, как хотите, а я постараюсь помогать всем и каждому, особенно тем, кто слабее и кто в меньшинстве. И еще, сказала Канада, я постараюсь в каких-то случаях вас объединить, например, в общих праздниках, приучать к единению.

Не скажешь, что Канада решила все этнические проблемы. Не решила, но сгладила острые углы. Дальше Канады пошла Австралия. Тридцать лет назад она создала министерство мультикультурализма. Она взялась "дойти до каждого человека". Защитить его от давления как чужого этнического большинства, так и своего этнического меньшинства. Выбирай сам культуру, оставайся в своей или переходи в другую. Все равны, и те, кто прожил в Австралии всю жизнь, и те, кто приехал в страну вчера. В Австралии все - дома.

Гарантии государства не пропали даром: Австралия, как подсчитано, - страна самого низкого индекса агрессивности. И еще одно заключение сделала Австралия: мультикультурализм эффективен не только социально, но и экономически.

Идеи мультикультурализма пытается приспособить к себе Германия. И США от политики "плавильного котла" переходят к политике "этнического салата".

У мультикультурализма - своя мораль. У морали есть название - толерантность. То есть терпимость. Не сказать, что эта нравственность идет от души. Скорее от рассудка. Ею надо внушаться. Самого себя настраивать. Человек толерантный говорит сам себе: он другой - и пусть. Другой - да, но не враг. Он имеет право быть таким, какой есть. Он - человек, и я - человек. Мы люди, и, чтобы жить по-человечески, надо проявлять снисходительность, мягкость, сострадание, благосклонность, предрасположенность.

Принцип толерантности, конечно, мудр и красив. Нетерпимость - себе дороже. Уметь настраивать себя на добрый лад в семье, на улице, в трамвае, в магазине, в учреждении, в диспуте и даже на митинге - это, собственно, и есть признак культурности. Уметь жить среди людей - чего же боле? Между прочим, проявление доброты гораздо "полезнее" тому, кто ее проявляет, чем тому, кому она адресуется. А самое странное то, что люди, как замечено, стесняются быть добрыми.

Говорят, человек злобен изначально. Будто бы нам присущ инстинкт драчливости. Есть даже такая гипотеза, что человек стал человеком благодаря адельфофагии, то есть поеданию собратьев. Говорят, люди между собой всегда воевали, воюют и, значит: Так ли, сяк ли, но нельзя стремиться к худшему, к злу. Если мы оказались в культуре насилия, то почему бы не перейти в культуру доброты?

Терпимость желанна. Но не утопия ли она? Их было много, великих людей, призывавших жить дружно, и что?

Ничего. Можно согласиться даже с тем, что самые великие идеи человечества утопичны. Из этого, однако, не следует, что от них надо отказаться. Выбор-то невелик: или остаться людьми, или отказаться от себя.

В одной статье не пересказать всего, что было сказано на семинаре за три дня. За мной еще один долг - упомянуть, что семинар был организован Независимым институтом коммуникавистики при поддержке института "Открытое общество" (Фонд Сороса) и при содействии института содействия прессы. n

Комментарии
Комментариев пока нет