Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Два мира - два детства

21.11.2001
"Бабы" показали нам, что такое современная драматургия

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Мастерская новой пьесы "Бабы" показала сразу две свои премьеры. Они очень разные, но обе дают представление о поисках современной драматургии. Ее часто, и не напрасно, упрекают за отсутствие живой связи со зрителем. Более того, понять, что же на самом деле такое современная драматургия, мешает тот факт, что мало кто ее видел в законченном, сценическом выражении. "Бабы" дали нам такую возможность.

"Бабы" показали нам, что такое современная драматургия

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Мастерская новой пьесы "Бабы" показала сразу две свои премьеры. Они очень разные, но обе дают представление о поисках современной драматургии. Ее часто, и не напрасно, упрекают за отсутствие живой связи со зрителем. Более того, понять, что же на самом деле такое современная драматургия, мешает тот факт, что мало кто ее видел в законченном, сценическом выражении. "Бабы" дали нам такую возможность.

Пьесу "Про них" москвичка Ольга Михайлова написала по знаменитым "Трем сестрам" А. Чехова специально для "Баб". И в этом смысле авторы спектакля решали, помимо прочего, техническую задачу. Действительно, очень непросто найти идеально подходящий драматургический материал для четырех девушек, составляющих мастерскую. Три чеховские сестры и жена их брата оказались весьма удобны. Из всего многообразия чеховских мыслей и недоговоренностей драматург и "Бабы" во главе с их режиссером Еленой Калужских выделили одну: женское одиночество. Четыре женщины говорят, совсем не слыша друг друга, что очень эффектно подчеркивается вычитанием реплик всех остальных персонажей "Трех сестер". Яркость, даже резкость диалогов женщин на визуальном уровне подкрепляются авангардными костюмами из коллекции "Штучки". Сестры не разойдутся на узком подиуме, куда, словно манекенщиц, выводит актрис остроумная Елена Калужских. Собственно, им там и делать нечего, потому что есть у одиночества и тщеты свой злой дух, кукольный монстр - чемодан с ногами и руками, который в финале воцаряется на подиуме. Се - современный человек. Примерно так надо полагать этот спектакль.

Просвещенный зритель, конечно, будет восстанавливать реплики, выставленные за скобки автором пьесы, чтобы понять сюжет. Более того, именно в диалоге с оригиналом рождается интерпретация. И здесь, на мой взгляд, возникают проблемы. Дело в том, что Чехов, которого и без всяких купюр интерпретируют, слишком неудобный собеседник. Требовательный. Он никак не хочет становиться для нас классиком, чтобы подставлять свои пьесы под нож "новых прочтений". Чехов современен нам не в том банальном смысле, что классика всегда современна. Если он говорит об одиночестве, то его одиночество много выше (или глубже) того, к которому предлагают прислушаться авторы спектакля. Чехов говорит о потере Бога, "Бабы" вслед за Ольгой Михайловой - о тривиальной скуке стервозных сестричек. Какой уж тут может быть диалог.

Зато теперь у нас появилась возможность оценить качество этой самой современной драматургии. Ее представители хорошо образованны, и это большой плюс. Но им мешает Москва. Выхолощенная, вне жизни, литературная жизнь столицы хороша процессом, но не смыслом, за которым люди в провинции по сию пору идут в театр. Характерно, что из всего списка современных русских драматургов наиболее востребованными театром стали как раз провинциалы - екатеринбуржец Николай Коляда и его талантливый ученик Олег Богаев.

Второй из представленных "Бабами" спектаклей - тоже современная драматургия. Современней не придумаешь: "Солдатские письма" сделаны в модной технике "вербатим". Это когда словесный текст пьесы суть реальные монологи реальных людей. Наши девушки сами собирали для пьесы материал, работая как журналисты. Потом Елена Калужских создала из этих "интервью" пьесу.

У "Баб" уже был спектакль, сделанный в технике "вербатим". Молодой английский драматург Ребекка Причард написала пьесу "Дворовая девчонка", а наши девушки при пособничестве Британского совета ее поставили. Это был хороший опыт, но у челябинских зрителей спектакль вызвал больше недоумений. Не потому, что юные актрисы употребляли ненормативную лексику - у того же Коляды этого добра тоже достаточно. Для благополучной в целом Англии показать жизнь полукриминальной молодежи почитается за откровение. Правда, все это уже было у Ирвина Уэлша, написавшего "Кислотный дом" и "Экстази". Очень хорошая, кстати, литература.

У Ребекки Причард цель и результат скромнее. Но проблема даже не в том. Наши театралы, в отличие от англичан, ежатся, глядя не на сцену, но входя в подъезд, усеянный использованными шприцами. А ненормативная лексика - прямо-таки привычная языковая среда, где-нибудь в общественном транспорте, например. Да что там, теперь уже и в вузовских коридорах! Вероятно, для документального театра все же принципиален контекст восприятия, другими словами, ментальность. Что ни говори, два мира - два детства, и вместе им не сойтись:

Вот эту самую ментальность мастерски играют девушки в "Солдатских письмах". Вопреки расхожему мнению, спектакль не про армию вовсе. Да и героини его - сплошь почти женщины. Мать солдата в Чечне, другая мать, сыну которой направили "в помощь" 30 дембелей, после чего он несколько месяцев лежал в коме. Медсестра, ставшая "женой" командира. Наконец, женщины, служащие в военкомате. Очень тонкое, между прочим, наблюдение. На женщин война действует примерно так же, как водка. Известно: представительницам прекрасного пола нужно меньше, чтобы начать страдать алкоголизмом. Нормальная женская позиция по отношению к войне и армии (увы, увы, военкомы) - "Комитет солдатских матерей". Во всех остальных вариантах женщина изменяет не абстрактным гуманным убеждениям, но уродует свою природу.

Вот тут-то у "Баб" появляется главное, что делает театр искусством, а не сценической графоманией. Им есть что сказать. И драматургу, и самим актрисам. Истории записанных ими людей остались бы мертвым грузом, пересказом газет, не будь этого совершенно естественного, физиологического движения, густо замешанного на знании жизни.

Елена Калужских очень грамотно выстроила спектакль динамически. Смена характеров, ритма, настроения происходит мгновенно - и это тоже очень естественно для театра, где на сцене и в зале молодежь. Кстати, в "Солдатских письмах" стали очевидны сильные места каждой из актрис. Янина Кривоспицкая тонко играет тургеневских девушек и начитанных женщин. Алла Точилкина, напротив, легкомысленных, но добродушных парней (!), Елене Сколовой удаются "женщины с опытом", а Юлии Резниченко - разновозрастные характерные роли.

Кроме этих достоинств в "Солдатских письмах" мы видим массу придумок. Это не декоративные завитушки, но опять же остроумные наблюдения. Например, замечательна сцена "войны на пальцах". Как это ни странно для России, слишком много здесь людей, воспринимающих войну именно так. Или вот обитый жестью сундук, при полном отсутствии декораций он торжествующе сверкает со сцены казенным цинковым блеском. Трогательна "веревка от саночек", которая, конечно же, рвется, как юная жизнь, в самый неподходящий момент: n

Комментарии
Комментариев пока нет