Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Налоговый "дождь" повернет на столицу

01.08.2000
Чем грозят области новые межбюджетные отношения

Михаил ПИНКУС,
Евгений КИТАЕВ
Челябинск

Недавно Совет Федерации утвердил четыре главы второй части Налогового кодекса РФ - о подоходном налоге, налоге на добавленную стоимость, едином социальном налоге и акцизам. По мнению ряда экспертов, новая налоговая политика ущемляет финансовую свободу регионов, перекачивая собранные в них средства в белокаменную. Следовало ожидать, что 89 глав территорий, которые составляют абсолютное большинство в Совете Федерации (всего сенаторов 142), выскажут решительное "нет", отправив документ на доработку. Однако этого не произошло. Против реформы, в том виде, в котором она предлагалась, проголосовали только пятеро, еще 22 воздержались.

Чем грозят области новые межбюджетные отношения

Михаил ПИНКУС,

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Недавно Совет Федерации утвердил четыре главы второй части Налогового кодекса РФ - о подоходном налоге, налоге на добавленную стоимость, едином социальном налоге и акцизам. По мнению ряда экспертов, новая налоговая политика ущемляет финансовую свободу регионов, перекачивая собранные в них средства в белокаменную. Следовало ожидать, что 89 глав территорий, которые составляют абсолютное большинство в Совете Федерации (всего сенаторов 142), выскажут решительное "нет", отправив документ на доработку. Однако этого не произошло. Против реформы, в том виде, в котором она предлагалась, проголосовали только пятеро, еще 22 воздержались. Время нынче горячее. 15 августа начнется формирование бюджета страны на 2001 год, а без решения налогового вопроса за дело приниматься нельзя.

Свет на действия Совета Федерации пролил губернатор Петр Сумин. После возвращения из столицы он поделился личными впечатлениями об "историческом" заседании, сообщив, что новая редакция Налогового кодекса не без изъянов, но принять ее было необходимо (прежние подходы устарели).

С дальнейшими налоговыми замыслами центра сенаторов познакомил министр финансов А. Кудрин. Он озвучил планы Белого дома относительно новых межбюджетных отношений: 30 процентов налогов должно оставаться регионам, 70 возьмет столица. Укрепляя исполнительную вертикаль власти, Москва намерена повернуть финансовые потоки "на себя", чтобы раздавать "сестрам по серьгам". Кто выиграет от бюджетного централизма, догадаться нетрудно. Сегодня на долю 12 территорий приходится треть всех доходов страны, две трети остаются 67 субъектам. От перераспределения налогов могут пострадать первые и выиграют вторые. Поэтому кто как будет голосовать за бюджет-2001, не тайна. Впрочем, регионы-лидеры резонно возражают: концепция ущербна, ибо не поднимает, а опускает верхнюю планку "состоятельности" субъектов. Одно дело, когда основную массу территорий подтягивают до уровня преуспевающего Башкортостана, другое - когда ориентиром выступают аутсайдеры.

Пожалуй, особенно ощутимо по областному кошельку ударит решение центра забрать у регионов 15 процентов налога на добавленную стоимость. Взамен Москва обещает обеспечить выплату детских пособий, подкрепить финансами выполнение законов о ветеранах и инвалидах и даже распутать клубок проблем местных топливно-энергетических комплексов. По этому поводу в регионах проявляют определенный скепсис: известно-де, как деньги возвращаются вниз, берешь-то чужие, а отдаешь свои.

Специалистов настораживает также "отстранение" территорий от налога на жилищно-коммунальное хозяйство и сборов со строительства жилья. Первая мера, считают аналитики, приведет к росту стоимости коммунальных услуг (конечно, малоимущим по-прежнему положены льготы по квартплате, но доплачивать за них придется уже местным властям), вторая грозит сократить ввод в строй муниципального жилья, предназначенного для работников бюджетной сферы.

Сокращаются также отчисления в дорожный фонд. Из 2,5 процента в нем оставлен только один. До сих пор на содержание и строительство дорог в региональных бюджетах оставалось 330 миллиардов рублей, теперь эта цифра уменьшится до 130. Дороги от этого, вероятно, краше не станут. Предвидя вопросы, президент В. Путин заметил губернаторам, что из оставляемых средств на дороги в большинстве регионов тратится не более половины. На какие нужды идут остальные деньги - большой вопрос.

Депутат Государственной Думы от фракции "Отечество" Валерий Крюков, с которым корреспондент "Челябинского рабочего" связался по телефону, пояснил, что первоначально правительство планировало вовсе отказаться от дорожного фонда, а затраты на содержание дорог компенсировать за счет новых акцизов на топливо. Сегодня основными плательщиками в дорожный фонд являются промышленные предприятия. Повышением акцизов предлагалось переложить часть этой ноши на плечи физических лиц, владельцев автомобилей. По расчетам правительства, цены на бензин должны были вырасти на один рубль за литр. Проверив расчеты, думцы пришли к выводу - не на рубль, а на четыре, и выступили против. В результате найден компромисс - дорожный фонд будет "урезан" на 200 миллиардов рублей, акцизы поднимут, но в три раза скромнее, чем предлагало правительство. В результате цены на бензин вырастут не так резко.

На иных позициях стоит другой депутат-челябинец, член комитета по бюджету и налогам Валерий Гартунг. Являясь одним из разработчиков налоговой реформы, он выступил в "Российской газете", сообщив, что новая политика направлена на снижение налогового бремени для промышленности, особенно для высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли. Аргументы диаметрально противоположные: бремя оборотных налогов, в том числе и отчислений в дорожный фонд, непосильно для предприятий, тормозит развитие экономики, загоняет в долговую кабалу. С руководителем крупного челябинского производства, знающим проблемы промышленности изнутри, трудно спорить. Зато легко догадаться, какие копья ломаются на политическом Олимпе, если представители одного региона придерживаются совершенно разных взглядов на стабилизацию его экономики.

Своя точка зрения и у начальника финансового управления Законодательного собрания Светланы Степановой. Она считает, что необходимо отказаться от практики разделения одного налога между разными уровнями власти. Отмена налогов с оборота является логичным шагом на пути налоговых реформ. Однако не секрет, что по развитию дорожной сети Россия значительно отстает от стран Европейского сообщества. У нас сегодня гораздо меньше налогов, формирующих дорожные фонды, а ставки их значительно ниже, чем в Европе. Равноценной же замены налогу на пользователя автомобильных дорог пока не предложено.

Урезание местных налогов в пользу федерального центра началось не вчера. Тенденция к бюджетной централизации прослеживается не менее двух лет. Муниципальные налоги упраздняются, уступая место областным, областные - федеральным. И ситуация эта, по мнению С. Степановой, нормальная. В свое время область взяла на свой баланс часть федеральных дорог. За их обслуживание, даже в случае полного упразднения дорожного фонда, правительство все равно будет вынуждено платить из казны. Но настоящая баталия за бюджет-2001 развернется этой осенью. Нынешние споры можно считать генеральной репетицией. n

P.S. Когда материал уже готовился к печати, стало известно о создании трехсторонней согласительной комиссии по урегулированию межбюджетных отношений центра и регионов. Ее председателем назначен В. Христенко. На заседании, прошедшем в Овальном зале Дома Правительства РФ, первый заместитель министра финансов С. Шаталов, заместители министра Е. Бушмин, Т. Голикова встретились с представителями Государственной Думы и Совета Федерации. Речь вновь шла о том, как будут "делить" налоговые поступления между центром и регионами, однако ни к чему определенному стороны пока не пришли.

Комментарии
Комментариев пока нет