Новости

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Тайное знамя"

28.11.2001
Ученые из Челябинска собираются написать тысячелетнюю историю русской музыки

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В новом учебнике по истории русской музыки ХХ века, изданном недавно Московской государственной консерваторией, впервые появился раздел, где рассматривается духовная музыка ушедшего столетия. Ее авторы - ученые из Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) доктор исторических наук и доктор искусствоведения Николай Парфентьев и его жена доктор искусствоведения Наталья Парфентьева. Сегодня в России они являются признанными специалистами в теме древнерусской музыкальной письменной культуры. Супруги Парфентьевы - авторы монографий, в которых подробно исследовали средневековую русскую музыкальную культуру сначала Урала, затем всей страны, ввели в научный оборот методологию расшифровки и анализа музыкальных текстов ХII-XVII веков, вывели из забвения имена и биографии более 840 мастеров русского певческого искусства. Наш разговор с Николаем Парфентьевым мы начали с обсуждения важности такой работы в принципе.

Ученые из Челябинска собираются написать тысячелетнюю историю русской музыки

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В новом учебнике по истории русской музыки ХХ века, изданном недавно Московской государственной консерваторией, впервые появился раздел, где рассматривается духовная музыка ушедшего столетия. Ее авторы - ученые из Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) доктор исторических наук и доктор искусствоведения Николай Парфентьев и его жена доктор искусствоведения Наталья Парфентьева. Сегодня в России они являются признанными специалистами в теме древнерусской музыкальной письменной культуры. Супруги Парфентьевы - авторы монографий, в которых подробно исследовали средневековую русскую музыкальную культуру сначала Урала, затем всей страны, ввели в научный оборот методологию расшифровки и анализа музыкальных текстов ХII-XVII веков, вывели из забвения имена и биографии более 840 мастеров русского певческого искусства. Наш разговор с Николаем Парфентьевым мы начали с обсуждения важности такой работы в принципе.

-- Сейчас ни у кого не вызывает сомнений ценность древнерусской иконописи, - говорит ученый. - Общепризнанно, что это явление мирового масштаба. Я думаю, что памятники древнерусской музыки, которые мы только начинаем изучать, расшифровываем, вводим в научный и культурный обиход, - это не менее значительный феномен. Сегодня это богатейший культурный пласт, хронологически простертый с конца Х до конца ХVII века, практически неизвестный нашим современникам. До сих пор десятки тысяч произведений лежат нерасшифрованными.

-- Николай Павлович, если не ошибаюсь, вы - единственный историк, изучающий древнерусскую музыкальную письменную культуру. Расскажите, как вы пришли к этой теме.

-- В молодости я серьезно занимался вокалом. И по окончании истфака Уральского университета у меня был выбор: история или музыка. Первое перетянуло, я поступил в аспирантуру. В 70-е годы в университете были организованы археографические экспедиции по Уралу. В поисках памятников книжной культуры мы отправились к старообрядцам, ведь именно у них сохранялись живые древнерусские традиции. Нас ждали удивительные находки, мне лично посчастливилось найти "Апостол", изданный Иваном Федоровым в 1564 году. Но мы встречали книги и пятнадцатого века!

Примерно десятая часть найденных в экспедициях рукописных книг была весьма необычна. Они очень красиво оформлены, а главное - в них содержались тексты с крюкообразными значками поверх строк. Как мы выяснили, это были древнерусские музыкальные рукописи, где записывались в основном богослужебные песнопения. Поскольку я был как-то связан с музыкой, исследовать их поручили мне. Так появилась тема кандидатской: "Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале в XVI-ХХ веках". Речь шла о так называемой усольской или, как ее еще называют, строгановской школе мастеров певческого искусства и о поздних традициях старообрядцев.

-- Что это за явление - строгановская школа?

-- Начну с того, что в средние века на Руси существовали три мощные школы музыкальной культуры. Самая древняя - новгородская, здесь учились мастера, которые, разъехавшись в XVI веке по России, создали свои творческие традиции. Так появились московская и строгановская школы. В одной из своих работ я обосновал понятия о школах. Каждая из них отвечала трем основным требованиям. Во-первых, это должно было быть весьма развитое искусство, имеющее собственные творческие принципы и их преемственность. Во-вторых, они характеризовались развитой теоретической базой. И, в-третьих, обязательное наличие мощного экономического центра, который бы содержал профессионалов-мастеров.

Фамилия промышленников Строгановых хорошо известна в России. При них бурно развивалось не только музыкальное искусство, а, например, иконописная школа. Отсюда же "родом" особая техника золототканого шитья. В конце XVI - начале XVII века центр школы перемещается вместе со Строгановыми из Поморья на Урал.

-- А для чего нужны были тем же Строгановым профессиональные музыканты?

-- Средневековые музыкальные песнопения были в основном церковного характера. Обращение к Богу, церковная служба - это суть человека того времени. Когда человек назначается на службу, например, воеводой, он обязательно везет с собой своих певчих. При доме его была так называемая крестовая палата, а иногда и домовый храм, где он молился. Здесь же был хор певчих, который повсюду сопровождал древнерусского вельможу. Это был и элемент статуса. Многие представители знати в этом подражали царю.

-- Помимо исторического описания существовала, как я понимаю, и совершенно конкретная практическая проблема расшифровки древнерусских рукописей.

-- Безусловно. В XVII веке Россия начала переход на общепринятую теперь европейскую систему записи музыки, состоящую из всем известных семи нот. Древнерусская теория уходила в прошлое. В 1669 году (я точно установил эту дату) в Москве собралось шесть самых авторитетных мастеров. Они составили подробный трактат, который обобщил всю теорию древнерусской музыки. Нам он до последнего времени был известен по публикации С.В. Смоленского. Она была сделана в конце XIX века. Исходя из современных требований, это издание нельзя было назвать научным: Смоленский взял для публикации всего один список. Мы опубликовали научное издание этого трактата. Собрав все известные мне списки, а их оказалось более полутора десятков, я провел текстологическую работу. Учитывались все разночтения, варианты. Все эти значки были довольно сложными, любая черточка имеет значение. Если этим пренебречь, то иначе зазвучит музыка, уйдет смысл творчества. Как в иконописи, средневековый канон целостный, а проявлять творчество можно только в каких-то деталях, колорите. Так и здесь - в тончайших изменениях мелодии. Современное ухо их даже, может, и не воспримет, а сами мастера очень чутко к этому относились.

-- Теперь, когда эта работа позади, в руках ученых своего рода универсальный мостик из прошлого в настоящее?

-- Да, но иметь трактат еще недостаточно, чтобы расшифровать некоторые записи. И тут мне, историку, неоценимую помощь оказала Наталья Владимировна Парфентьева. Она также занимается этой темой, но как музыковед-теоретик. Ею был разработан уникальный метод, своего рода "ноу-хау" расшифровки и анализа старинных рукописей. Система записи древнерусских музыкальных произведений очень сложная. Мастера мыслили не нотами, а формулами. В этой формуле, предположим, три значка, а она обозначает, может быть, сто звуков! И мастера как бы складывали музыку, словно мозаику. Но Россия огромная, и в каждой местности, а иногда и у каждого мастера, свои особенности. Это так называемое "тайное знамя" - предмет гордости мастера. Прежде чем расшифровать, мы составляем специальную интонационную "азбуку" знаков того или иного композитора или центра. И устанавливаем, какое значение вкладывали в эти знаки строгановские, московские или новгородские мастера. В начале 90-х годов несколько челябинских хоровых коллективов исполнили расшифрованные нами сочинения древних композиторов. История зазвучала:

В прошлом году Николай Парфентьев выиграл грант Министерства образования на продолжение своих исследований. Теперь на очереди исследование отдельно традиций московской школы древнерусской музыки. Дойдет очередь и до места древнейшего процветания русской певческой культуры - Новгорода. А затем челябинский ученый намеревается изучить эпоху, предшествовавшую расцвету этой культуры на Руси, имеется в виду период до XVI века. Таким образом, тысячелетняя цепочка, начиная с конца Х века, времени принятия христианства, и заканчивая ХХ веком, замкнется.

На первый взгляд, сугубо академические проблемы имеют прочную связь с новейшим искусством - музыкой ХХ века. Та глава в новом консерваторском учебнике, с рассказа о которой мы начали этот материал, есть конспективный пересказ целой монографии, написанной Николаем и Натальей Парфентьевыми. Основной ее посыл состоит в том, что современная русская духовная музыка, а к таковой сегодня, безусловно, причисляют и отдельные произведения, например, Георгия Свиридова, имеет своими истоками музыкальные традиции той давней эпохи, которая ныне возвращается к нам из небытия. n

Комментарии
Комментариев пока нет