Новости

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Рожденный летать

18.11.2008
Изобретатель из Сатки Владимир Сидоров строит махолет, который поднимет человека в воздух

Наталья УФИМЦЕВА

Межевой

Ни пуха ни пера

Несколько лет назад Владимир Сидоров сконструировал и смастерил дюралевый скелет махолета с ножным приводом (в свое время газета "Челябинский рабочий" подробно писала об этом). Дело было за малым. Оставалось оперить костяк. Но сложилось так, что случай выявил существенные недостатки конструкции. На съемках игрового фильма режиссер Сергей Климанов попросил автора собрать крылья в бутафорском варианте.

Изобретатель из Сатки Владимир Сидоров строит махолет, который поднимет человека в воздух

Наталья УФИМЦЕВА

Межевой

Ни пуха ни пера

Несколько лет назад Владимир Сидоров сконструировал и смастерил дюралевый скелет махолета с ножным приводом (в свое время газета "Челябинский рабочий" подробно писала об этом). Дело было за малым. Оставалось оперить костяк. Но сложилось так, что случай выявил существенные недостатки конструкции. На съемках игрового фильма режиссер Сергей Климанов попросил автора собрать крылья в бутафорском варианте. Недоделанные узлы конструкции наскоро скрепили скотчем, вместо перьев натянули пластинки полиэтилена. Попробовав махолет в действии, Владимир понял, что с места взлететь не получится. Надо разбежаться и попробовать оторваться от земли, поймав потоки воздуха. Но сначала придется переделать конструкцию. Одно изменение потянуло за собой другое. Под мастерскую пришлось купить дом в поселке Межевой недалеко от Сатки. На очереди - пристрой. Крылья требуют места.

Уподобиться Творцу

Между делом Владимир смастерил небольшую модель махолета - заводную "птичку", крылья которой машут при помощи привода. Для чего, собственно, она была нужна? Скорее всего, чтобы проверить, может ли вообще на принципе маха держаться в воздухе некое суррогатное создание. Не Творцом созданное живое, бесконечно совершенное существо с его безумно тонкой и загадочной материей птичьего пера-пуха, а изготовленная человеческими руками конструкция.

Не спорим, рукотворное летает. Знаем, самолет взлетает за счет работы турбины и подъемной силы крыла. Вертолет поднимают вихри во вращающихся лопастях. А как насчет того, чтобы нацепить крылья и воспарить, оттолкнувшись от потоков воздуха? Убедительных примеров в истории изобретений пока что нет.

Известно, одним из первых изобразил разного рода летательные аппараты Леонардо да Винчи. Его дельтаплан и воздушный шар воплощены в жизнь. А махолет? Конструкторы приделанных к человеку крыльев всякий раз почему-то заходят в тупик. Не потому ли, что махолет упрощает птичье крыло, схематично копируя его? Может быть, вся загадка как раз в сложности? В тайне живой материи?

Как известно, по принципу птичьего пера работает застежка "молния". Как волокна перышка слипаются между собой, так и звенья замка выстраиваются в сплошную цепочку при помощи бегунка. Но перо совершеннее. Его можно как разнять, так и соединить невооруженной рукой. Оно эластично, пористо, воздушно, непостижимо. При одном усилии оно может вытолкнуть воздух, при другом - пропустить его.

Владимир утверждает: его "птичка" с пластиковыми "перышками" неплохо парила в воздухе. Решив улучшить показатели, изобретатель в буквальном смысле подрезал своему детищу крылышки. В результате птичка перестала летать вовсе.

-- Лучшее убивает хорошее, - так определяет тот досадный случай Владимир.

По стопам Дедала

За многие годы, что Владимир Сидоров корпит над крыльями, на которых надеется подняться в небо, его мечта не распалась на мыльные пузыри, наоборот, стала ближе. В процессе переделок накоплен опыт. Но не накоплено лишних килограммов и сохранен максимально приближенный к "птичьему" облик: легкий костяк, жилистое телосложение. Себя он ассоциирует с черным вороном. По странному совпадению, античным "остроклювым" профилем смахивает на мифологического Икара. Но при попытке сравнить его с этим персонажем Владимир с некоторой обидой в голосе поправляет: "Все-таки больше я Дедал". То есть отец Икара, тот, кто построил крылья для побега из плена, а не сын, который поднялся на скрепленных воском перьях к губительному солнцу. Есть разница.

Сидоров - не просто чудаковатый мечтатель, зациклившийся на первородном желании преодолеть земную гравитацию, как может показаться стороннему наблюдателю. Он талантливый конструктор, о чем свидетельствуют патенты на изобретения. На комбинате "Магнезит", где Владимир работает, много чего улучшено его руками.

Одно из изобретений круглосуточно шуршит над домом. Над крышей возвышается шест, на котором прилажена ветровая турбина. Машина не просто вертится, а вырабатывает электричество. Пока что слабое, но ведь и двигатель миниатюрный. Принцип его действия уникален - люфт. Как у птицы: ее перья тоже могут свободно раскачиваться в коже и менять угол наклона к ветру. Сейчас автор изобретения работает над увеличением мощности и КПД ветряка.

При всей своей одаренности в области техники Владимир Сидоров не математик, а художник, не физик, а скорее лирик, поскольку мыслит не абстрактными символами, а зримыми образами. При этом, как он считает, способен всем существом проникать в природу вещей.

-- Могу представить, как выглядит и работает деталь в механизме, могу себя ощутить пером птицы, пылинкой, молекулой воздуха, которая ударяется о крыло самолета. Но расчеты у меня "хромают", - признается Владимир.

Поступи он в свое время в летное училище, было бы накоплено больше знаний, как выражается Владимир, был бы "больший доступ к информации". В летчики он не прошел по здоровью: порок сердца. Но небо не отпустило. Скажете, есть готовые приспособления. Летай себе на здоровье. Он и летает. На Аскаровой горе в Башкирии - традиционном месте проведения соревнований дельтапланеристов и парапланеристов - он завсегдатай. Но полет для Владимира не самоцель, а очередной шаг к махолету. Надо научить тело понимать ветер.

Проникая в механику птичьего крыла, он шаг за шагом делает поправки в своей конструкции. Она достаточно легкая: в готовом виде составит всего 17-18 килограммов. Но хватит ли размаха крыльев, запаса прочности, возникнет ли вообще подъемная сила? Сидоров в этом не сомневается.

Как знать, возможно, за махолетом - будущее. В отличие от других летательных аппаратов он не требует горючего, управляется исключительно при помощи мускульных усилий рук и ног человека. Тот же велосипед, только воздушный. Не нужно строить дороги. Масса преимуществ.

Из истории вопроса

Одним из первых изобретателей махолета был Леонардо да Винчи. Хотя другие изображенные на его эскизах летающие аппараты - воздушный шар, дельтаплан - уже давно поднимаются в воздух, его четырехкрылый и двукрылый махолеты так и не полетели.

Мастер Иркутского авиазавода Леонид Миронов своими руками строит мини-экраноплан. Миронов уверен, что летать можно на... готовом салоне от "Жигулей". Двигатель у крылатого авто тоже автомобильный и работает на бензине.

Американец Майкл Мошье поднялся в воздух на "Солотреке" - индивидуальном вертолете с двумя пропеллерами, который надевается на пилота. 146-килограммовая конструкция высотой 2 метра 40 сантиметров во время испытаний оторвалась от земли на 20 секунд. Управляется при помощи двух джойстиков, работает на бензине. Скорость до 130 километров в час.

С 1997 года тель-авивский инженер доктор Рафи Йоли строит воздушные такси, названные CityHawk (городским ястребом). Машина представляет собой нечто вроде вертолета, "вывернутого наизнанку". То есть пропеллеры, обеспечивающие подъем, спрятаны внутри аппарата. Так "летающий автомобиль" становится компактнее, а лопасти уже не опасны ни водителю с пассажирами, ни прохожим. Скорость около 170 километров в час. Максимальная высота подъема - 2,5 километра. Габариты - 2,2 метра в ширину и 4,7 в длину.

Петербуржец Сергей Кузьмин создал модель махолета из пенопласта - "птичку" - и просчитал механизм полета.

Модель не машет крыльями сверху вниз, а сгибает и разгибает их, создавая подъемную силу. Автор получил свидетельство о патенте на птичий полет. По заключению международной экспертной комиссии, модель Кузьмина признали наилучшей среди изобретенных летательных аппаратов.

В XIX веке изобретатели создавали колебательное движение крыльев силой раскачивающейся резины, причем махолеты были довольно легкими - некоторые даже меньше килограмма - и все равно не планировали.

Изобретатель махолетов советских времен художник Михаил Ляхов изготовил 14 конструкций, но ни одна из них не поднялась вверх.

В середине 80-х годов XX века американцу Полю Мак Криги выделили специальную лабораторию, в которой трудились 15 инженеров. Махолет разбился при первом же испытании. Инженер и тренер по дельтапланеризму из Петербурга Александр Пушкин двадцать лет работает над созданием махолета. Его модель получила две золотые медали на авиационных выставках в Москве. Автор получил предложение продать свой аппарат на аукционе Сотби.

Комментарии
Комментариев пока нет