Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Если где-то жить, то... в нотах

15.11.2008
Чтобы найти себя, музыкант Александр Немцев уезжал в Москву, но вернулся в родной Челябинск

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Недавно я забежала в ресторан "Сова" - взбодриться чашечкой кофе. Время бизнес-ланча, в зале немало посетителей. Слышу: звучит живая музыка.

Вижу: за электропиано сидит мой давний знакомый Александр Немцев. Знаю его почти 20 лет: с того момента, как он вошел в состав созданного Ярушиным в постариэлевский период ансамбля "Иваныч".

Чтобы найти себя, музыкант Александр Немцев уезжал в Москву, но вернулся в родной Челябинск

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Недавно я забежала в ресторан "Сова" - взбодриться чашечкой кофе. Время бизнес-ланча, в зале немало посетителей. Слышу: звучит живая музыка.

Вижу: за электропиано сидит мой давний знакомый Александр Немцев. Знаю его почти 20 лет: с того момента, как он вошел в состав созданного Ярушиным в постариэлевский период ансамбля "Иваныч". Помню, как я, спецкор "Челябки", сопровождала группу на международных музыкальных фестивалях в Алма-Ате и Ленинграде, освещала все новые проекты "Иваныча". Своей виртуозной игрой на клавишных Немцев всегда вызывал восхищение. Его знали в Челябинске как искусного аранжировщика, который мог простенькую мелодию превратить в музыкальный изыск. В составе джаз-бэндов участвовал в российских и международных конкурсах, возвращаясь с лауреатскими наградами. В последние годы он пропал из вида. И вот встреча в ресторане. Когда Александр освободился, я смогла задать ему свои вопросы.

-- Помнится, ты был противником ресторанных выступлений.

-- Прежде меня туда под дулом никто бы не загнал. Музыкант должен играть со сцены. Но время изменилось. Концертные залы переместились в рестораны и ночные клубы. Даже мега-звезды там выступают, и это не зазорно. Хуже, когда сцену порой превращают в кабак группы с пошловатым репертуаром.

Один челябинский меломан с горечью рассказал, что в Челябинске на концерте Гленна Хьюза (музыкант из группы "Deep Purple") зал был заполнен всего на треть. Он легенда, блюзы лучше него никто в мире не исполняет. А за три дня до него выступал Григорий Лепс, и там яблоку негде было упасть. Голос у певца неплохой, а вот репертуар с кабацким привкусом. Никакого сравнения с Хьюзом. Так что публику нужно поднимать - это многие музыканты понимают. Спасать ее. И спасать всюду, где бывает народ, в том числе и в ресторане.

Теперь бизнес-ланч - моя концертная площадка. Музыканту нельзя оставаться без аудитории. Я исполняю и "народные" мелодии типа "Бессаме мучо", но используя при этом сложную музыкальную фактуру. А исподволь "внедряю" в репертуар джаз и даже классику: Альбинони, Бетховена, Шопена. Радуюсь, что публика очень живо реагирует на мой не совсем стандартный репертуар. В ресторанной книге отзывов много благодарностей. Один случайный посетитель не удержался от эмоций и откровенно высказался на весь ресторан: "Обалдеть! Пришел пожрать, а попал на концерт".

В тот день, когда хоронили Муслима Магомаева, гениального певца и светлого человека, я по зову души заиграл "Мелодию". Тихо и проникновенно. Посетители перестали есть. Многие встали. Публика не дура, с нею всегда можно найти общий язык.

-- Саша, а где ты пропадал последние 10 лет?

-- Уезжал в Москву. Друзья давно теребили: "Чего здесь сидишь с твоим-то талантом?" Я не гнался за славой и деньгами. Впрочем, не скрою: амбиции были. Хотелось накопленные идеи претворить в жизнь с кем-то из столичных музыкантов.

-- Творческий багаж у тебя действительно немалый. 15 лет стажа в группе "Иваныч" - это срок!

-- Когда в 1999 году группа распалась, мы с Валерием Ярушиным и гитаристом Рафаилом Максумовым создали трио "Челяба". Успели выпустить два альбома. Несколько песен были очень удачными: "Навстречу девушка идет", "Втроем с дождем". Спродюсировал их я, за что получил высокую оценку столичных профессионалов.

Удачным творческим проектом считаю работу с певицей Ольгой Сергеевой. Помню, Ярушин привел ко мне пухленькую юную девушку. Полтора года я с ней занимался. Из Золушки она превратилась в королеву песни. К тому же сочиняла отличную музыку. Мы с нею записали несколько песен, ставших шлягерами: "Звезда", "Сделай потише". Коллеги говорили: "Родился новый звездный дуэт". Впереди было много творческих планов. Потом Ольга уехала в Москву.

Плодотворно сотрудничал с Георгием Анохиным. Вместе с ним и лучшими на тот момент челябинскими музыкантами (гитаристом Юрой Чернышовым, Лешей Тимшиным, братьями Риккер, покойным Бобом Савиным) записали единственный в нашем городе джазовый альбом российского уровня "Monk" - "Монах". С этим уникальным составом проехали по всей России и имели огромный успех. С теплотой вспоминаю то время. Потом все разбежались. Вероятно, на творческих людях особенно сильно отразился период стыка веков: на это можно списать наши разногласия. Чем ближе к концу XX столетия, тем сильнее ощущалась пропасть между людьми.

Доставила удовольствие совместная работа со Стасом Бережновым, замечательным музыкантом, бэнд-лидером. Когда в Челябинске выступал певец из Англии Джон Даунс (он дружил с "битлами", его группа работала у них "на разогреве"), он позвонил мне утром в день нашего совместного концерта и попросил: "Саша, приезжай, давай сделаем песенку Маккартни "Yesterday", хочу ее вечером спеть". Зажег меня и сам зажегся. Результат потряс челябинских слушателей. Джон предлагал мне поработать над альбомом песен "Биттлз" в его исполнении. Благодаря его супруге, бывшей челябинке Жене Ивановой, мы с Джоном всегда на связи. Он меня приглашает в свой родной Манчестер. Хочет собрать из местных музыкантов небольшой состав, в который по его замыслу войду и я, и проехать по Англии и Австралии.

-- Ну, а чем тебе запомнится "московский период"?

-- Бывший челябинский бард Андрей Крамаренко одно время работал в театре песни Елены Камбуровой, и я ему сделал хороший детский альбом. Написал музыку, аранжировки. Бардовские мелодии незатейливы, мне удалось их преобразовать в некие симфонические полотна. Их услышала Елена Антоновна, заинтересовалась этими песнями. Приятно было услышать комплимент из уст такой замечательной певицы.

Потом судьба свела меня с другим земляком - певцом Валерием Каримовым. Он поет в клубе "Forte" - одном из самых элитных в Москве. Там все элитное: еда, клиенты, их сигары, парфюм, одежда. И выступают элитные мировые звезды уровня Стива Вандера. Каримов начал там петь в составе группы Алексея Козлова "Арсенал". Но потом у него возникла идея сольного проекта. Пригласил меня, записали с ним демоверсию альбома. В записи приняли участие такие классные музыканты, как Олег Зарипов, гитарист из театра "Ленком", барабанщик и тоже бывший челябинец Володя Жарко, который в Москве работает с супергруппами вроде "Машины времени", а на бас-гитаре играл Ринат Насыров, музыкант из группы Лолиты Милявской.

Нам было хорошо вместе, проект удался. Но когда альбом был готов, я сказал: "Ребята, все, уезжаю. Больше не могу видеть Москву". Тяжелый город. Много лжи, притворства. Туда рвутся люди, себя не нашедшие. Но что означает "найти себя"? По моему разумению - значит жить в гармонии с самим собой. Неважно, где. Так зачем я буду мучиться в Москве? Подумал: хватит работать "на дядю". Всю жизнь сочинял за кого-то, пел за кого-то. Бескорыстно раздавал свои идеи. Многие мои аранжировки ходят по рукам музыкантов. Понял: когда накоплен опыт, нужно успокоиться и заниматься делом, которое тебе предназначено. Поэтому вернулся в Челябинск.

-- Выходит, зря ездил в столицу?

-- Вовсе не зря. Там я открыл для себя искусство драматического театра. Посмотрел все спектакли "Ленкома" с его уникальной атмосферой и все спектакли МХАТа под руководством Татьяны Дорониной. Пришел к выводу, что иные постулаты одинаково применимы к театру, к музыке, к живописи. Когда вживаешься в образ, появляются именно те ноты или те краски, с помощью которых можно этот образ раскрыть.

Открыл для себя и московские храмы. Их много. Грешна столица, есть что замаливать. Олег Зарипов привел меня в Покровский храм на Таганке, он поставлен в честь святой Матроны Московской, там находятся ее мощи. В храме суета отступает, начинаешь думать о душе, иначе воспринимаешь жизнь. Прав поэт: жизнь на самом деле игра, нужно только понять ее правила и законы.

У меня в Челябинске теперь есть своя профессиональная студия. Начал писать сольный фортепианный альбом. Появились единомышленники. Это очень важно. В век цифровых технологий и Интернета играть на инструментах и петь могут практически все. В продаже есть синтезатор, у которого подсвечиваются клавиши для исполнения определенной мелодии. Хочешь - сбацай "Мурку", хочешь - сыграй "Шутку" Баха. Чисто исполнительским потенциалом теперь никого не удивишь. Но при этом исчезает суть. Фантик остается, а конфеты нет.

-- А я слышала, что сам-то ты решил создать ансамбль из непрофессионалов.

-- Он уже создан, называется "Сентябрь". Участников, кроме меня, пока двое. Оба деловые люди. В музыкальном отношении они не асы, но и не новички. Александр Святов когда-то был директором группы "Иваныч". Он с молодых лет увлечен игрой на ударных инструментах. Анатолий Пашнин играет на бас-гитаре, в юности окончил музыкальное училище.

Я сначала сомневался: состоятелен ли наш проект? Но, видя их рвение, понял: у нас получится. Творческий огонь разгорелся. С такими людьми можно достичь лучших результатов, чем с иными профессионалами, которые погрязли в интригах и зависти. Некоторые мои коллеги угасли, состарились раньше времени лишь потому, что разуверились в себе. Когда человек живет активно, он не стареет. Только не надо ставить слишком высокие цели и быть рабом идей, которые не можешь воплотить в жизнь. Сутью проекта "Сентябрь" будет желание дарить слушателям частичку тепла. Я призываю ребят не просто воспроизводить ноты, а жить в этих нотах.

У меня много музыки, а наши друзья Сергей Семянников и Сергей Смирнов готовы, как в давние годы, поделиться своими текстами. Собирается старая команда. Солиста мы ищем. Талантливая молодежь в Челябинске есть. Может, кто-то через вашу газету откликнется? И мы с радостью примем в свою команду человека, который, как и мы, готов отдавать себя музыке и слушателям.

Комментарии
Комментариев пока нет