Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Андрей Косилов: "Бояться надо не ислама, а экстремизма"

29.11.2001

Cентябрьские события в США приковали внимание всего мира к исламу. "Исламский терроризм", "исламский экстремизм" - такие заголовки заполонили газеты. В обществе начали замечаться даже проявления исламофобии. Наш сегодняшний разговор на эту тему с первым вице-губернатором Андреем Косиловым, отвечающим за социальную политику правительства Челябинской области, важной составной частью которой является конфессиональная политика.
- Как, по-вашему, оправданна ли появившаяся в последнее время настороженность людей по отношению к мусульманам, тем более к южноуральским?
- На этот вопрос я отвечу сразу: нет, неоправданна.

Cентябрьские события в США приковали внимание всего мира к исламу. "Исламский терроризм", "исламский экстремизм" - такие заголовки заполонили газеты. В обществе начали замечаться даже проявления исламофобии. Наш сегодняшний разговор на эту тему с первым вице-губернатором Андреем Косиловым, отвечающим за социальную политику правительства Челябинской области, важной составной частью которой является конфессиональная политика.

-- Как, по-вашему, оправданна ли появившаяся в последнее время настороженность людей по отношению к мусульманам, тем более к южноуральским?

-- На этот вопрос я отвечу сразу: нет, неоправданна. За всю свою тысячелетнюю историю Россия никогда не знала межрелигиозных войн. В отличие от Западной Европы. Наша Челябинская область в отличие от других регионов России никогда не сталкивалась с конфликтами на религиозной почве. На Южном Урале мусульмане составляют 13 процентов населения. Это при том, что по России в целом количество последователей пророка Магомета не превышает 10 процентов. В этом смысле наша область достаточно уникальна. Южноуральские мусульмане уже сотни лет живут в мире и согласии с последователями православия и других религий, вместе защищали свое общее Отечество во время Великой Отечественной войны, вместе восстанавливали народное хозяйство после победы, а сегодня вместе возрождают экономику и социальную сферу Южного Урала после разрушительных "реформ".

К сожалению, исламофобия раздувается, и во многом искусственно, зарубежными средствами массовой информации. Простите, что значат эти термины: "исламский терроризм", "исламский экстремизм"? Что, если террорист, бросивший бомбу, оказался мусульманином, то уже все мусульмане - экстремисты и террористы? Думаю, что за такими широкими терминологическими обобщениями стоит большая политика.

-- Что вы имеете в виду?

-- Как мы наглядно убедились за последнее десятилетие, ислам исламу рознь. Есть традиционный российский ислам, отличающийся миролюбием и веротерпимостью, и есть другой ислам - это тот, с которым мы столкнулись (и продолжаем сталкиваться) в Чечне и Дагестане. Я имею в виду так называемый "чистый ислам", или ваххабизм. Это сравнительно молодое течение в исламе, оно появилось лишь в XVIII веке и отличается крайним фанатизмом и нетерпимостью к своим же единоверцам, думающим иначе, к национальным обычаям и традициям. Можно сказать, что это своего рода "тоталитарная секта" в исламе. Ваххабизм вместе с долларами и вооружением был завезен на Кавказ и сейчас внедряется в другие регионы России. Очевидно, что за всем этим стоят серьезные планы по расширению политического влияния на российских мусульман извне.

-- То есть большая политика? Но ведь политизация ислама, да еще управляемая извне, может привести в дальнейшем к самым тяжелым последствиям.

-- Это совершенно очевидно. Помните, в свое время в начале 90-х годов священники Русской православной церкви принимали самое активное участие в выборах в представительные органы власти? После серии громких скандалов с Глебом Якуниным он был лишен сана, а духовенству было запрещено избираться в органы представительной власти. Архиерейский собор принял очень мудрое решение, отделив духовную жизнь от политической. Религия, вера призваны объ-единять людей, а не являться поводом для политической конфронтации.

К сожалению, некоторые отечественные мусульмане активно используют ислам для реализации своих политических интересов. Достаточно вспомнить политические движения "Рефах", "Меджлис", в которых самое активное участие принимали новоявленные исламские духовные лидеры. Только что создана "Исламская партия России". В своем уставе партия заявляет о недопустимости разжигания религиозной розни. Что ж, прекрасно... Но что она будет делать в процессе выборной кампании, когда все силы и средства современного "пиара" обрушатся на ее кандидата? Ведь в случае его выдвижения в глазах неискушенных избирателей он будет представлять ислам. Естественно, что мусульмане, как и другие верующие, имеют право реализовывать свои политические интересы, но зачем же создавать "гремучую смесь", объединяя религию и политику? А если завтра православные миряне, на которых не распространяется запрещение Архиерейского собора, организуют "Православную партию России" и выдвинут свою кандидатуру на пост президента? Во что тогда могут превратиться президентские, да и любые другие выборы? В "джихад" или в "крестовый поход"?

-- Но ведь вы уже говорили, что российские мусульмане миролюбивы и веротерпимы.

-- Да, совершенно верно. Но, к сожалению, сегодня на них пытаются оказать свое влияние всевозможные зарубежные "исламские фонды". Не без их "спонсорской помощи" сегодня в мусульманской общине России наблюдается раскол. До 1917 года всех мусульман России объ-единяло Оренбургское духовное магометанское управление, после Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Сегодня правопреемником ДУМЕС является Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) во главе с верховным муфтием Талгатом Таджуддином. ЦДУМ объединяет умеренных мусульман России, отличающихся терпимостью к иным конфессиям, единоверцам и лояльностью к государственной власти. Ему подчиняется более половины мусульманских общин Российской Федерации, включая мечети Челябинской области. Между губернатором Челябинской области П. Суминым и верховным муфтием Т. Таджуддином в 1997 году подписано соглашение о сотрудничестве.

Конкурентом ЦДУМ за влияние на мусульман России является новообразованный Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином. В него входит целый ряд небольших региональных ДУМ и два крупных: Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР, глава - Равиль Гайнутдин) и Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР, Нафигулла Аширов). В печати периодически появляются публикации об их связях с зарубежными исламскими фондами ваххабитского толка, они же активно поддерживают исламские партии и движения. Они же пытаются распространить свое влияние на мусульман Челябинской области.

-- А как этому противостоять, учитывая, что органы власти не могут вмешиваться во внутреннюю жизнь религиозных конфессий?

-- На ваш вопрос уже ответил суд. В феврале 1999 года председатель комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций правительства области А. Хамзина в газете "Возрождение Урала" опубликовала статью "Ваххабизм пришел на Урал?" В ней была проанализирована сложная ситуация в мусульманской общине России в связи с попытками распространения "чистого ислама", деятельность в нашей области выходца из Сирии, спровоцировавшая раскол в мусульманской общине Челябинска. После этого он и его сподвижник по ДУМАЧР подали в суд иск о защите чести и достоинства. Суд Центрального района Челябинска практически отклонил иск, удовлетворив лишь одну претензию из сорока выдвинутых. Областной суд оставил решение в силе. Таким образом, суды двух инстанций подтвердили, что раскол в мусульманской общине России, внедрение в среду традиционных мусульман ваххабизма, попытки политизации ислама требуют самого серьезного внимания со стороны органов власти и самой широкой общественности. Можно сказать, что суд подтвердил обоснованность конфессиональной политики правительства области, комитета по делам национальностей. Надо сказать, что у нас в области создана и действует межведомственная комиссия по предупреждению религиозного экстремизма. Думаю, что после событий в Чечне и Дагестане, взрывов в Нью-Йорке необходимость этого уже ни у кого не вызывает сомнений.

-- С отношением власти к религиозному экстремизму все ясно. А как строятся отношения правительства области с мирными южноуральскими мусульманами?

-- Как и со всеми верующими, на основе взаимовыгодного сотрудничества, именно взаимовыгодного. Помимо соглашения с верховным муфтием Т. Таджуддином подписано соглашение о сотрудничестве с патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, с митрополитом Русской православной старообрядческой церкви Алимпием. Что такое вера? Это нравственность, исторические и культурные традиции. Наконец, это активная гражданская позиция, ответственность за малую и большую Родину, за себя и своих детей, словом, все те качества, которые необходимы для существования и государства, и личности, которые в последнее время все более утрачиваются.

И, конечно же, мусульмане нашей области вносят свой весомый вклад в духовное возрождение Южного Урала. И в этом им помогают правительство области, комитет по делам национальностей, религиозных и общественных организаций. Насколько позволяет областной бюджет, мы оказываем помощь в восстановлении и строительстве мечетей. Сегодня с нашей помощью возводится мечеть в Металлургическом районе Челябинска, в которой будет медресе. У нас сложились хорошие конструктивные отношения с муфтием Челябинской и Курганской областей Габдуллой Шакаевым. Недавно состоялась встреча губернатора П.И. Сумина с лидером мусульман Южного Урала, на которой обсуждались проблемы мусульманской общины области. Вместе с ним и ЧГТРК мы открыли специальную телепередачу "Иман", посвященную исламу, чтобы мусульмане узнали о своей традиционной религии. А последователи других конфессий поняли, что бояться надо не ислама, который уже сотни лет исповедуют сотни тысяч жителей Южного Урала, а экстремизма, который завозится извне и к российскому и южноуральскому исламу не имеет никакого отношения.

Записал А. ИЛЬЯСОВ

Комментарии
Комментариев пока нет