Новости

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В каждом из нас живет папа Карло

01.12.2001
В Челябинске становится все больше  коллекционеров кукол

Лидия ПАНФИЛОВА
Челябинск

Во всем мире коллекционеры кукол представляют из себя достаточно закрытые сообщества состоятельных людей, что-то вроде масонских лож, куда посторонних пускают не очень охотно. И не только потому, что коллекционная кукла стоит целое состояние. Она очень похожа на человека, и потому отношение к ней особое - как к оберегу или члену семьи. Словом, кукла - это всегда очень личное..

В Челябинске становится все больше коллекционеров кукол

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск

Во всем мире коллекционеры кукол представляют из себя достаточно закрытые сообщества состоятельных людей, что-то вроде масонских лож, куда посторонних пускают не очень охотно. И не только потому, что коллекционная кукла стоит целое состояние. Она очень похожа на человека, и потому отношение к ней особое - как к оберегу или члену семьи. Словом, кукла - это всегда очень личное...

Многие российские кукольные коллекционеры начинают с того, что сами мастерят кукол. В их числе и челябинская кукольница Ирина Андреева. Ирина Валерьевна - заведующая кафедрой детской литературы Челябинской академии культуры и искусства, кандидат педагогических наук, отлично знает всех сказочных персонажей, которые, как правило, являются прототипами авторской куклы, и поэтому можно сказать, что ее увлечение куклами было в определенном смысле предопределено.

В редакцию Ирина пришла с большой картонной коробкой, из которой попеременно стала извлекать серого кота в колыбельке, княжну Джаваху из повести детской писательницы Лидии Чарской, немного похожую на себя куклу тетю Катю, а в довершение поставила на стол кукольную пародию на двух известных в Челябинске персонажей - Татьяну Леонидовну Ишукову и Надежду Анатольевну Капитонову. Все это - текстильные или, проще говоря, тряпичные куклы. Помимо характерности они поражают невероятной тщательностью выполнения деталей, всех этих башмачков, бантиков, тесемочек: Хотя сам автор считает, что перебора с деталями здесь быть не должно. Хорошая кукла - это всегда обобщение, метафора, недосказанность:

Поскольку Ирина Валерьевна Андреева прежде всего ученый, то и отношение к куклам у нее серьезное и осознанное:

-- Процесс создания куклы, наделения ее судьбой и характером - мифотворческий процесс, значительно больший, чем просто игра, - говорит Ирина. - Мифотворчество предполагает создание собственной легенды о сотворении мира, о первоосновах бытия. Делая куклу, человек начинает постигать свою родовую природу, ощущать себя творцом, автором собственной концепции мира и человека. Если кукла лишена всего этого, то перед вами - коммерческая, растиражированная версия. Хотя малый тираж - не всегда главный признак коллекционной куклы.

-- Тогда в чем отличие?

-- Наверное, в том же, в чем ремесленничество отличается от искусства. В том неуловимом, индивидуальном начале, которое трудно выразить словами.

-- Как идет процесс создания той или иной куклы? Почему одна "рождается" в грузинском обличье, а другая - с веснушками и косицами?

-- В одном из писем Пушкин написал про Татьяну Ларину: "Моя Татьяна-то что выкинула - замуж вышла!" Примерно то же самое происходит с куклами, которые порой сами диктуют мне, какими они должны быть. Но бывает, что я заранее знаю образ будущей куклы. Например, вот эту княжну Джаваху мне хотелось сделать именно такой, чтобы "пристроить" кружева от свадебного платья моей прабабушки, которая венчалась в 1908 году. Кукла их "носит", делая более зримой память о моих родных.

-- Наверное, у каждой из кукол есть своя история?

-- Конечно, и это потрясающие истории, иногда смешные, очень часто мистические. Тем более, что некоторые мастера в процессе изготовления производят над куклами некие мистические манипуляции, например, зашивают внутрь сердечко. Такое, сшитое из шелка сердечко, обнаружила известный московский коллекционер Юлия Вишневская в "теле" купленной ею куклы из спектакля "Три толстяка" Ю. Олеши. Екатеринбургский коллекционер Елена Лисина, делая куклу Фредди Меркюри, тоже наделила ее сердцем. Когда я на Аркаиме делала кукол, у меня на полном серьезе спрашивали: "Ну что, священнодействуешь?"

Возможно, по причине этих самых священнодействий с авторскими куклами нередко происходят разные интересные вещи. Расскажу историю Елены Лисиной, связанную с куклой, которую она возила в Чикаго на конвенцию кукольников в прошлом году. Участникам этой конвенции обычно дается задание - либо создать определенный тип, либо обыграть какую-то тему. Лене "задали" мужской персонаж, и она сделала куклу, получившую потом имя Николас, - это российский император Николай II в полуторагодовалом возрасте. Почему Елена выбрала для своей куклы именно этот образ? Скорее всего, потому, что созданный ею музей кукол в Екатеринбурге находится рядом с бывшим Ипатьевским домом, плюс волна интереса к истории царской семьи, публикация фотографий, одна из которых, изображавшая императора в раннем детстве, особенно впечатлила Елену: Она погрузилась в изучение этой трагической истории, которую попыталась отразить в образе маленького царя, но когда работа уже подходила к концу, случайно уколола палец и запачкала куклу кровью в том месте, где у человека находится сердце. Сначала Елена решила, что кукла испорчена, но потом все-таки решила выставить ее на конкурс. И Николас занял первое место! Многие восприняли эту каплю крови как метафору. Мне кажется, это как раз тот случай, когда кукла как бы сама начинает сочинять свой образ, выходя из-под власти художника.

А со мной приключилась такая история. У меня мама никогда не могла пройти мимо брошенной куклы. И поэтому когда мы были на даче, перетаскала с деревенской помойки в дом всех кукол с оторванными руками и ногами. Возрождать их к жизни трудно, легче сделать новую, и я никак не могла выбрать время за них взяться. И одна из кукол пришла ко мне ночью.

-- Во сне?

-- Нет. Накануне вечером мы их рассматривали и расставили вдоль стены. Ночью я встала, чтобы проверить спящего сына, и вдруг наступила на куклу, которая непонятным образом вдруг оказалась возле моей кровати. Это была старая советская шагающая кукла, довольно страшная на вид: Разумом я понимала, что скорее всего кто-то ее сюда перенес, но мне, честно говоря, стало не по себе. И я сказала родителям: пусть в комнату на чердаке идет спать кто угодно, только не я! Ко мне там приходят куклы:

Сейчас у меня мечта - собрать как можно больше таких кукольных историй и сделать из них книгу.

-- Вы общаетесь с другими кукольниками Урала, видите их работы. Есть ли у них свои стилевые отличия?

-- Урал довольно сильно изолирован от центра России, поэтому в манере уральских кукольников почти не используются клише, которые эксплуатируются в работах других, более известных мастеров. Например, в работах уже упоминавшейся мной Елены Лисиной преобладает дизайнерское начало, она как будто наслаждается возможностью самого материала. Наташа Юркина работает в технике миниатюры, Ирина Вейс с копейским театром моды "Любава" специализируется на этнографической, костюмной кукле. Интересны куклы в викторианском стиле челябинки Натальи Колышкиной. Но мне лично ближе творческая манера Ирины Чирковой из Нижнего Тагила. Ира делает очень характерную и одновременно очень детскую куклу, и это прекрасно. Кукла должна оставаться знаком детства, радости, праздника.

-- Как вы относитесь к современным куклам, Барби, например?

-- Одна из главных причин ажиотажной популярности Барби, на мой взгляд, в том, что она стала первой в России куклой, имеющей свой быт- домик, мебель, гардероб, животных, посуду (хотя серия Барби далеко не исчерпывает представление об американской игрушке). Советская кукла, как и советский человек, страдала полным отсутствием быта. А у кукол обязательно должен быть свой быт, свои аксессуары, своя жизнь. Собственно говоря, за это мы их и любим. В общем, мир кукол невероятно разнообразен, и, окунувшись в него однажды, ты уже не можешь от него отказаться. Видимо, в каждом из нас живет папа Карло: n

Комментарии
Комментариев пока нет