Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт в кухне 15 кв м - описание по ссылке.
Разборка водонагревателя вектор: подробности по ссылке.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Урок финского

05.12.2001
Как современные художники решают социальные проблемы

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Жители страны Суоми все советские годы считались самыми близкими нам "капиталистами". Не просто соседи, живущие в соответствующем климатическом поясе, но ведь почти родственные души, учитывая исторический опыт и Карелию по обе стороны наших границ. Ныне Финляндия тоже оказалась близкой  нам - по опыту вхождения в культурное сообщество Европы. Люди здесь хоть и являются европейцами в полном, в том числе и географическом, смысле слова, но вот референдум по вступлению в ЕС разделил страну практически поровну.
Этот имидж двойственности, пограничности очень любопытно прослеживается в творчестве художников-графиков, выставка работ которых проходит нынче в областной картинной галерее.

Как современные художники решают социальные проблемы

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Жители страны Суоми все советские годы считались самыми близкими нам "капиталистами". Не просто соседи, живущие в соответствующем климатическом поясе, но ведь почти родственные души, учитывая исторический опыт и Карелию по обе стороны наших границ. Ныне Финляндия тоже оказалась близкой нам - по опыту вхождения в культурное сообщество Европы. Люди здесь хоть и являются европейцами в полном, в том числе и географическом, смысле слова, но вот референдум по вступлению в ЕС разделил страну практически поровну.

Этот имидж двойственности, пограничности очень любопытно прослеживается в творчестве художников-графиков, выставка работ которых проходит нынче в областной картинной галерее. С одной стороны, это Европа, открытое общество, часть цивилизованного пространства, где информация распространяется быстро и воспринимается благодарно. С другой - окраина, сохранившая некую самобытность. Но в результате получается редкий синтез.

Современную финскую графику совсем не случайно сравнивают с искусством Японии, до сих пор загадочной культурной экзотикой. Суровая для остальной Европы природа Финляндии отражается в произведениях здешних художников скупой эмоциональностью, лаконичностью языка, но не чувствования. Движение вширь восполняется здесь проникновением вглубь. Традиционные графические техники, как, например, литография, шелкография или монотипия, уютно соседствуют на финской выставке с компьютерной графикой и фотографией.

Финское искусство, вероятно, покажется челябинским зрителям довольно сложным для восприятия. В этих работах практически отсутствует фигуративность, что для многих из нас до сих пор считается главным в изобразительном искусстве. Сюжет заключается не в результате, который мы видим на выставке, но во взаимоотношениях техник и стилей, души и технологии. Челябинские художники на вернисаже цокали языком, понимая, что зачастую по ту сторону графических листов стоит именно технология. Она в известном смысле становится соавтором художника. Офсетная печать, к примеру, сделала трудоемкую цветную шелкографию (ее международное название - сериграфия) делом очень практичным. Но главное - соединила в общем ритме массовое потребление и современное искусство. Примером тому ничем, казалось бы, не выдающиеся с точки зрения ремесла работы Рейе Мере. Однако на деле это продолжение философии Энди Уорхола. Стали бы мы его критиковать за "непрописанные" портреты Мэрилин Монро?

Работы молодого художника Арто Нурро тоже способны вызвать наше недоумение своей бесхитростностью, всего-то - карандаш и картон. Но вспомнив Кейта Харинга, понимаешь, что его знаменитые пляшущие человечки здесь уступили место плотной рефлексии о месте художника в этом мире.

Вообще, хотим того или нет, мы уже живем в поле западной цивилизации и обречены решать проблемы, которые волнуют и наших гостей. Вот, к примеру, абсолютно наш феномен телевидения или глянцевой рекламы. Изображения, в изобилии поставляемые массовым производством, в какой-то момент входят в конфликт с возможностями нашего восприятия. Художница Оути Пейппо с помощью компьютера добивается удивительных обобщений, экспериментируя с телевизионной картинкой, оставляя от нее цветовые пятна. А Кари Холопайнен, создавая гравюры на полимерном материале, столь же плодотворно работает с фотографией. Этот жанр, кстати, очень популярен у современных финских графиков. Но фотография - лишь изначальный материал для последующих художественных исследований. Пяйви Эронен добивается большей выразительности бесхитростных документальных фотоизображений, вписывая их в свой художественный контекст. Тем самым акцентируется драматизм переживаний человека.

Уникальная способность современного художника как раз и состоит в том, чтобы вывести конфликт между развитием цивилизации и человеком в плоскость художественного. Сегодня невозможна полноценная полемика вроде того, вытеснит ли компьютер традиционные техники. Напротив, происходит взаимное обогащение. Этот вывод для России, предпочитающей жить своим прошлым, представляется наиболее актуальным.

Как и тот, что жанровые границы в современном искусстве - вещь весьма относительная. Например, совершенно естественно на графической выставке воспринимаются скульптурные по сути объекты Юхани Ярвинена. Возможно, это случайность, экспозиционный курьез. Но здесь же мы можем видеть замечательные работы Харри Леппянена, который сделал бумагу собственного производства частью художественного замысла. Сейчас этот вид творчества популярен и в России. Особая фактура рукодельной бумаги дает графике уже формальную возможность считаться объемным искусством.

Важным достижением финской выставки, на мой взгляд, является отсутствие хвастливого стремления показать все лучшее и передовое. То, что представлено в Челябинской картинной галерее, есть срез финской художественной жизни, так сказать, ее повседневность. Южно-Карельский политехнический колледж, который и организовал выставку, в этом смысле само по себе очень интересное учебное заведение. Небольшой городок Иматра, где находится колледж, по нашему - скорее "поселок городского типа". Но здесь работают видные финские художники, преподают художественное мастерство школярам. Они и выставляются вместе. Молодежь и художники старшего поколения, кажется, совсем не знают, что такое конфликт отцов и детей.

И, думается, это не случайность. Отношение к будущему и прошлому, жанровым границам и репутациям как к условностям, не достойным того, чтобы нарушать человеческую гармонию, - вот, пожалуй, главный урок финской выставки. n

Комментарии
Комментариев пока нет