Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Пуччини до "Тоски"

05.12.2001
Хоровые премьеры на III Уральском фестивале камерной музыки

В Челябинском зале камерной и органной музыки в минувший четверг  состоялись две челябинские премьеры. Камерный хор областной филармонии под управлением заслуженного артиста России Валерия Михальченко исполнил "Мессу ди Глория" Дж. Пуччини и "Даруй нам мир" П. Вайскаса. Это событие не только фестиваля камерной музыки, но всего концертного сезона.

Хоровые премьеры на III Уральском фестивале камерной музыки

В Челябинском зале камерной и органной музыки в минувший четверг состоялись две челябинские премьеры. Камерный хор областной филармонии под управлением заслуженного артиста России Валерия Михальченко исполнил "Мессу ди Глория" Дж. Пуччини и "Даруй нам мир" П. Вайскаса. Это событие не только фестиваля камерной музыки, но всего концертного сезона.

Оба сочинения католические, богослужебные, и составили прекрасный тандем. Прозвучавшие за месяц до католического Рождества, они подобны символической свече, которую зажигают европейцы в каждом доме, как бы приближая праздник. Зал на Алом поле, бывший христианский храм, помогал восприятию музыки, усиливая впечатление. Концерт имел успех и восторги были искренними.

Произведения наполняли живое чувство, любовь и вера, так что их латинский молитвенный текст не мешал пониманию музыки, мало известной и совсем не простой для исполнения.

Наслаждаясь звуками "Мессы" Пуччини, забываешь, что ей более 120 лет. Ее мелодии молоды и прекрасны, то бескрайни и величавы, то нежны и трепетны. Они театральны и просты, хотя должны быть иными, каноническими. Однако в них автор шедевров "Богема", "Тоска", "Чио-Чио-сан", которые Пуччини напишет позже, уже многое предугадывает, он в поиске собственного нового реалистического оперного стиля. Здесь Пуччини позволяет себе почти цитировать великого Верди, "Аида" которого потрясла его на всю жизнь. Так, во второй части мессы одна из замечательных мелодий, которую хор поет в один голос, похожа на знаменитый хор пленных израильтян из "Набукко" Верди, считавшийся у итальянцев символом родины и их дорогого маэстро.

Особой удачей в мессе была та ее большая часть, в которой воспеваются красота, совершенство мира. Хор, исполняя это, казалось, и сам ликовал, купался в море широких итальянских мелодий. При этом палитра его красок, весьма разнообразная, представляла и мягкие полутона, и сочные южные.

Сложнее рисовалась драма. Страсти, страдания написаны не так откровенно, и по технике исполнения удались меньше. Может быть, поэтому соло баса (заслуженный артист РФ Юрий Морозов) звучало по-русски увесисто, лениво на выражения чувства во время рассказа-плача по распятому Иисусу. Солист Курганской филармонии Николай Волков - обладатель редкого не только в России, но и в Европе тембра голоса - драматический тенор. Его бы слушать и слушать, если бы не некоторая небрежность на высоких нотах. Его неудавшийся ансамбль с Юрием Никитиным, чей баритон казался каким-то тусклым в дуэте с блестевшим, подобно металлу, тенором, не испортил изящного финала произведения, которое должен был бы сопровождать оркестр, но его заменило фортепиано (Юлия Мозес). Ее партии не хватало звуковой мощи. Хотя она не впервые на сцене и, безусловно, талантлива, почему-то не использовала возможности инструмента изображать звучание оркестра. Композитор тоже не был ей подспорьем, так как любил камерную звучность. Стоило ли пианистке стремиться к тому, чтобы фортепианная партия была такой же громкой, как оркестр, если это невозможно!

Музыку латышского композитора Петера Вайскаса "Даруй нам мир" она сыграла блистательно, заменив на этот раз орган. Фортепиано стало тем колоколом, сначала звучащим одиноко, а потом собирающим вокруг всю партитуру. Он был подобен связующей нити, идее произведения, которая собирает разнородные хоровые пласты так, что из скупого монашеского пения вырастает гимн силе человеческого духа, радость, что ты не одинок в поисках счастья. Великолепно прозвучало это сочинение, имевшее ранее успех на фестивале хоровой музыки в Латвии, где Камерный хор был единственным представителем России.

Как обычно, Валерий Михальченко и его любимый горожанами коллектив познакомили нас с уникальными образцами духовной музыки. И как всегда, концерт обнажил музыкальные проблемы - отсутствие в Челябинске симфонического оркестра, недостаток в мужских голосах, замена органа фортепиано. Последнее не просто денежная проблема, но и творческая несогласованность руководства филармонии, в которой работают два органиста - Владимир Хомяков и Лариса Тимшина. Можно и гастролеров пригласить, событие-то для города нешуточное! Музыкантам на сцене и за сценой пришлось приложить усилия, чтобы залатать прорехи и все же побаловать слушателей двумя премьерами в один вечер.

Наталия КОНОПЛЯНСКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет