Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Проблемы развития экономики и банковской системы

19.12.2001
Из выступления Председателя Правления Челябинвестбанка  В. Г. Назарца на совещании руководителей предприятий и банков регионов Уральского федерального округа

Природа так распорядилась, что Урал сосредоточил на своей территории уникальные природные богатства, а потому у нас имеется огромное количество крупнейших металлургических, горнорудных предприятий, а также нефтяных и нефтегазовых.
В Челябинской области крупнейшими являются предприятия черной и цветной металлургии. Именно эти отрасли и эти предприятия олицетворяют сегодня потенциалы наших областей, именно по ним производится оценка социально-экономического развития регионов.

Из выступления Председателя Правления Челябинвестбанка В. Г. Назарца на совещании руководителей предприятий и банков регионов Уральского федерального округа

Природа так распорядилась, что Урал сосредоточил на своей территории уникальные природные богатства, а потому у нас имеется огромное количество крупнейших металлургических, горнорудных предприятий, а также нефтяных и нефтегазовых.

В Челябинской области крупнейшими являются предприятия черной и цветной металлургии. Именно эти отрасли и эти предприятия олицетворяют сегодня потенциалы наших областей, именно по ним производится оценка социально-экономического развития регионов.

А так ли уж однозначно соответствие состояния металлургического и нефтегазового комплексов и состояния прочей (точнее - общей) экономики региона? Думаю, далеко неоднозначно.

Конечно, если взять Магнитогорск, в котором ММК является градообразующим предприятием и дает 80% всех платежей в бюджет, то там уровень развития металлургии напрямую сказывается на социально-экономическом развитии города. Правда, само социально-экономическое развитие города нельзя назвать блестящим.

Что же касается всей Челябинской области, то доля работающих в отраслях черной и цветной металлургии сравнительно невелика от общей численности населения, а потому социально-экономическое положение Челябинской области совершенно не идентично уровню развития этих отраслей.

Не случайно поэтому Челябинская область, занимающая сейчас 14-е место в России по экономическому потенциалу, в рейтинге развития инфраструктуры занимает лишь 49-е место, т.е. отрасли тяжелой промышленности, черной, цветной металлургии существуют сами по себе и вроде бы развиваются, а социальная сфера, население области живет своей судьбой и от всего этого получает очень мало.

Государство стремится сегодня построить экспортно-ориентированную экономику, вступить в ВТО. Я не подвергаю сомнению необходимость нашего вступления во Всемирную торговую организацию, но к чему приведет срочное открытие торговых границ для страны, богатой природными ресурсами и не умеющей экспортировать ничего, кроме нефти, газа и металла? Конечно, экспорт нефти, металла поможет гасить внешние долги страны. Но ведь в большой доле население области живет за счет импорта. Мы еще не вырастили в достаточной мере своих товаропроизводителей, сумеем ли мы их вырастить тогда?

Поэтому, оценивая социально-экономическое положение региона, нужно рассматривать не только состояние нефтегазового, металлургического комплекса, но и развитие отраслей машиностроения, местной легкой промышленности, малого и среднего бизнеса.

Состояние развития предприятий малого и среднего бизнеса сегодня можно считать основным показателем развитости общества. Сегодня, по словам мэра Москвы (журнал "Эксперт" N 41), в Москве почти половина населения такого колосса работает в системе малого бизнеса, и почти половину бюджета г. Москвы формирует малый бизнес.

Но это - в Москве. А что у нас? У нас в Челябинской области доходы от малого предпринимательства в областном бюджете заложены в сумме 102 млн. руб., что составляет всего лишь 1,25%. Поэтому у нас в области практически все: от утюга и чайника до сложных бытовых приборов и львиная доля одежды и обуви - импорт. А разве не это определяет социально-экономический уровень развития экономики, общества, и разве не об этом мы должны заботиться?!

Конечно, "не хлебом единым:", но ведь и не единым металлом живет человек.

Посмотрите на областную программу государственной поддержки и развития малого предпринимательства: на текущий год у нас в бюджете предусматривалось аж 11,7 млн. руб., правда, затем за счет дополнительных доходов бюджета выделили еще 285 тыс. руб. Это только тонким-тонким слоем размазать по всей Челябинской области! Это абсолютно недостаточно и не решает проблемы развития в области малого и среднего предпринимательства, а значит, не обеспечивает комплексного развития нашей территории.

В целом по динамике инвестиций в основной капитал Челябинская область занимает вроде бы неплохие позиции в Уральском регионе, к прошлому году рост инвестиций (по данным областного комитета экономики) ожидается примерно 126%, и их общий объем составит приличную сумму - 35,6 млрд.руб., или 1,2 млрд. долларов.

Какова структура этих инвестиций? В основном это собственные средства предприятий, а также небольшой объем бюджетных средств и иностранных инвестиций, направленных прежде всего на развитие металлургических предприятий. На развитие предприятий малого бизнеса, на развитие производства наших собственных товаров народного потребления никакие иностранные инвестиции, конечно, не идут, а собственных средств у этих предприятий недостаточно.

Где же выход? Конечно, в этой ситуации все взоры обращаются к банкам. И правильно. Это та сфера, где должны работать коммерческие банки. Но почему же и коммерческие банки сегодня не удовлетворяют инвестиционных потребностей экономики, в том числе - малого и среднего предпринимательства?

Причин здесь много, но большинство их базируется на недостаточном внимании к проблемам самих банков, тогда как критики предостаточно.

Часто на высочайшем уровне делаются публичные заявления о слабости и никчемности отечественных банков, о их недостаточной капитализации, о их неспособности кредитовать экономику страны.

Во-первых, это далеко не так. У нас нормальная на сегодняшний день банковская система. Нельзя не видеть, что львиная доля оборотных средств предприятий всех отраслей (и в производстве, и в товарообороте) сформирована за счет банковских кредитов. Да, не хватает инвестиционных ресурсов. Так и давайте заниматься именно этой проблемой! А во-вторых, давайте посмотрим в корень проблем, в том числе и банковских, и поможем банковской системе.

Отчего слабы капиталы банков?

1. Невозможность наращивания капиталов банков, адекватного темпам развития предприятий, объясняется прежде всего большим объемом теневого товарооборота и теневого денежного обращения, который, по некоторым оценкам, занимает до 40% всего товарооборота. Откуда же в банках возьмутся деньги, если огромные финансовые потоки проходят в тени! Мы давно и часто говорим, что реформировать нужно не только банковскую систему, в оздоровлении нуждаются денежные и кредитные отношения страны, так как именно провалы в денежно-кредитной политике стали причиной кризиса 1998 г., но и сегодня мы находимся недалеко от критической точки.

Свежий пример. Мы очень энергично выступали за отмену налога с продаж с безналичных торговых операций с использованием пластиковых карт. Отмена этого налога явилась бы мощным стимулятором увеличения прозрачной части товарооборота, сокращения теневого денежного обращения, увеличения денежных потоков через расчетные счета предприятий в банках. Но закон опять провален, снижать теневой оборот кому-то невыгодно, государство же теряет при этом доходы бюджета, а банки теряют денежную подпитку.

2. Необходимость роста капиталов банков для всех очевидна, банки не успевают расти адекватно потребностям экономики. Все понимают, что рост капиталов повышает кредитные возможности банков, повышает надежность банковской системы, снижает банковские риски, повышает ликвидность балансов банков. Но сейчас резко нарастили капитал лишь государственные банки за счет бюджетных денег и ряд банков, тесно связанных с нефтегазовым комплексом, с "Росвооружением" и с некоторыми другими стратегическими отраслями.

Остальная же, львиная часть банков тянет эту лямку самостоятельно и наращивает свои капиталы с темпами примерно в 1,5-2 раза в год. Если этого мало, давайте подумаем, как помочь банкам нарастить капитал быстрее. Однако такой программы в стране на сегодняшний день не существует!

ЦБ РФ и правительство еще в апреле на съезде АРБ доложили, что реструктуризацию банковской системы после кризиса 1998 г. они считают законченной. Не беда, правда, что она практически еще не начиналась! И не беда, что проект концепции развития банковской системы, недавно рассмотренной, но так еще и не утвержденной, не содержит никаких практических мер по наращиванию капиталов банков.

Правительство зациклилось на утопической идее слияния банков, слияния их капиталов, не давая отчета, что этим самым оно не привносит в экономику ровным счетом ни копейки и что концентрация капиталов сама по себе - это еще не гарантия устойчивости банковской системы.

Каков же реальный путь наращивания капиталов банков? Ну хотя бы то, что на поверхности:

-- вывести экономику страны из тени и вернуть ее на счета банков. Это сложнейшая государственная проблема, но ею нужно заниматься;

-- отнести на себестоимость затраты на техперевооружение банков. Это необходимая, но очень затратная часть деятельности банков, съедающая прибыль и фонды банков;

-- осторожно обращаться с учетной ставкой ЦБ РФ (с ее постоянным снижением). При постоянной высокой инфляции в стране и при снижении учетной ставки прибыль банков резко снижается.

Конечно, снижение с 1 января 2002 г. налоговой ставки на прибыль банков - это весомый позитивный вклад в стабилизацию экономики банков, но одновременно принята весьма сложная для банковской деятельности поправка в главу 25 Налогового кодекса (НК РФ), в соответствии с которой с 1 января 2002 г. банки будут платить налоги не с полученных доходов, а по методу начисления. 1 января не за горами, новый НК РФ вступит в строй, но банки еще не имеют представления и не имеют рекомендаций по новой организации бухгалтерского и налогового учета.

ЦБ РФ и МНС от этого устраняются, а налоговых инспекторов с проверками мы ждем каждый день.

Можно ли это назвать заботой о стабилизации экономики банков? И не логичнее было бы осуществить переход на новую систему формирования налогооблагаемой базы позднее, одновременно с переходом на международные стандарты финансовой отчетности?

Развитие экономики, модернизация производств и строительство новых предприятий требуют от банков ресурсов вообще и долгосрочных, инвестиционных - в частности. Но такой срочный и неподготовленный переход на формирование доходов банка по методу начисления - это реальная подложенная "бомба" под все кредитные отношения и под долгосрочные, инвестиционные - конкретно.

3. Отчего еще слабы наши банки? Да прежде всего - от слабой правовой и судебной защиты банков, где нас до сих пор воспринимают не общественными финансовыми институтами, обращающими в своем обороте деньги общества, а потому нуждающимися в сильной судебной защите в интересах общества, а некими ростовщиками, которым, как говорится, и поделом:

Ведь только для прессы можно пример привести (т.к. специалисты знают), что сегодня по действующим законам очередность погашения банковских кредитов - последняя. При наличии у нас устойчивой системы неплатежей и теневого оборота можете себе представить, какая это головная боль у банкиров, - добиться погашения кредитов!

Получается так, что, не решая насущных проблем банковской системы, нас сознательно уводят в другие тупиковые проблемы и идеи (такие, как принудительные слияния и объединения), вызывающие море эмоций, но не имеющие ничего общего с оздоровлением банковской системы страны.

А правительству нужно бы не только критиковать банки, а засучить рукава и творчески, по-деловому, поработать над законодательной защитой интересов банков, а значит - над защитой интересов всего общества.

В своем докладе я сосредоточил внимание на ряде негативных или проблемных вопросов, но не потому, что я пессимист. Более того, я оптимист, несмотря ни на что, и уверен, что рано или поздно мы найдем себя, найдем нужный путь развития. Но, как говорят наши уважаемые налоговики, - лучше рано!

Председатель Правления Челябинвестбанка В.Г. НАЗАРЕЦ

Комментарии
Комментариев пока нет