Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Видеть бы хоть немножко

29.08.2008
Челябинские слепые: три судьбы из тысячи

Он должен был  стать счастливым

Сергей относится к так называемым слабовидящим людям. При остаточном зрении он носит очки с толстыми линзами, а читает еще и через увеличительное стекло. Его движение по улице, в здании кажется несколько странным: он идет, наклонив торс вперед, походка слегка пружинная, он оглядывается по сторонам, словно напуган.

Сергей на домашнем обучении окончил школу, поступил на филологический факультет  ЧелГУ. На лекциях пользовался диктофоном и одновременно сам фиксировал речь преподавателя в тетради.

Челябинские слепые: три судьбы из тысячи

Он должен был стать счастливым

Сергей относится к так называемым слабовидящим людям. При остаточном зрении он носит очки с толстыми линзами, а читает еще и через увеличительное стекло. Его движение по улице, в здании кажется несколько странным: он идет, наклонив торс вперед, походка слегка пружинная, он оглядывается по сторонам, словно напуган.

Сергей на домашнем обучении окончил школу, поступил на филологический факультет ЧелГУ. На лекциях пользовался диктофоном и одновременно сам фиксировал речь преподавателя в тетради. Порой обращался к одногруппникам с просьбой записать сложные и незнакомые слова. Первое время это было диковинкой: они с трудом воспринимали человека, который казался пришельцем с другой планеты. Это потом, ближе к пятому курсу, Сергей стал своим в группе, его полюбили и искренне радовались его успехам в учебе.

После третьего курса, во время летних каникул, он освоил азбуку Брайля. Для него это было большой радостью, и он делился ею с окружающими.

Сергею очень помогает в жизни то, что он верующий. Вера дает иное отношение к жизни, осознание того, что жизнь временна и коротка, что есть высшие, незримые ценности и что слабое зрение - пустяки.

Конечно, он много переживал. Он то хотел сделать операцию, и надежда окрыляла его, то отказывался от услуг врача, надеясь, что Господь, если будет угодно, вернет ему зрение, если же нет - ничего страшного. Сергея однажды сильно подстегнула и ободрила мысль, которую он прочитал в книге: "Я был несчастен от- того, что у меня нет обуви, пока не увидел человека, у которого не было ног".

Каждому, кто хоть немного интересовался его судьбой, он готов был всю душу раскрыть. Слушать его всегда было интересно. Он позволял себе то, чего, казалось бы, с его здоровьем делать нежелательно: на первом курсе отправился с одногруппниками на Таганай, шел наравне со всеми и не просил о помощи.

С детства Сергей писал стихи. Но почти все уничтожил, когда поступил в университет, когда изменилась его жизненная позиция. В творчестве прошлых лет, говорит он, много темного, нечистого. Он рассказывал, как тяжело ему было жить в детстве, юности. Рассказывал, как, будучи подростком, много думал о самоубийстве. Он полностью выстроил план действий, даже все почти приготовил. Но что-то удержало его от попытки. Он должен был стать счастливым.

Самое главное - Сергей никогда не воспринимал себя как инвалида, поэтому и к нему так не относились. Ему доставляло огромную радость то, что он мог развеселить окружающих. "Мне нравится быть клоуном, - не раз говорил он с улыбкой. - Хоть кто-то посмеется!". А смеялись над его шутками, наивными вы-сказываниями на лекциях очень часто. Он научился быть счастливым тем, что у него было, и других делал счастливыми. И к нему люди тянулись. Не то чтобы часто обращались за советом, считали лучшим другом. Нет. Но воспринимали его как равного.

Однажды в группе произошел небольшой конфликт. На консультации перед очередным экзаменом по зарубежной литературе Сергей попросил преподавателя относиться к нему более снисходительно, поскольку он не может прочесть тот же объем литературы, который под силу остальным. Казалось бы, объективный фактор, но не все в группе его поняли. Одна из девушек обвинила Сергея в том, что он вызывает жалость к себе, что он не имеет права на такие слова. "Мы все равны". И сам молодой человек сильно огорчился, хотел исправить ситуацию. Он говорил, что ничем не отличается от других, что у всех равные права.

Сергей состоит в обществе слепых, и там он находит постоянную поддержку, делится своим творчеством. Поэзия вообще стала его частью, неотъемлемой стороной жизни.

Одна беда - на двоих

Когда рядом близкий человек, любое горе воспринимается не так тяжело. Анатолий Чернорусов и Ольга Соломинцева - семья. Четыре года они вместе. Некому заняться оформлением документов, поэтому у них разные фамилии. Но это не страшно: разве может формальность поменять что-то в отношениях любящих людей?

Оба потеряли зрение еще в детстве: Ольга - в восемь лет, Анатолий - в пять. А познакомились в школе для слепых и слабовидящих детей. Как-то почувствовали друг друга: ведь они не могут увидеть и полюбить человека за внешнюю красоту. Почувствовали, поговорили. "Не уезжай, - сказала Ольга своему будущему мужу, когда он собирался в другой город. - Не уезжай. Ты мне небезразличен". С тех пор они не расставались.

Анатолий и Ольга держатся друг за дружку, они всегда вместе. Да и разве может быть иначе? Вместе готовят, гуляют, работают. Самостоятельно передвигаются по улице, ездят на городском транспорте. Только вот дается это им куда сложнее, чем обычным людям.

Супругам постоянно приходится спрашивать у прохожих номер транспорта. Да, им помогают, но порой они сталкиваются с нелепым, неадекватным поведением молодежи. Их намеренно сажают не на тот транспорт, высаживают не на той остановке. В троллейбусе подростки, замечая, что люди слепые, начинают корчить рожицы. Молодые люди, видя слепую девушку, совещаются, что сейчас "посадят ее на автобус, потом выйдут с ней на любой остановке, чтобы позабавиться". От пожилой женщины Ольга однажды услышала пожелание: "Да вас, слепых, как собак, резать надо! Ходите, мир заграждаете, палками своими тычете!"

"Однажды иду по улице, слышу - за мной мальчишки: решили пошутить. Один обогнал меня и сел на корточки. Я дошла, палкой его нащупала. "Ой, - говорю, - кто-то кучу навалил". Иду дальше. Мальчик опять обогнал и сел на моем пути. Я его опять палкой задела и говорю: "Опять кто-то кучу навалил". Иду - он опять передо мной сидит. Я взяла и палкой его по мягкому месту отлупила". "Ничего себе, слепая: весь зад мне палкой отбила!"

Ольга помнит краски, которые она видела в детстве, но стерлись из памяти лица родителей. "Когда я ослепла, думала, что одна такая на свете. Мне жить не хотелось. Наша квартира была на седьмом этаже, и я выходила на балкон, забиралась на перила. Мама подходила, одергивала меня, говорила: "Ты что, сдурела?" Или родители фильм смотрят, а мне непонятно: там же видеть надо. На кухню ухожу, под стол заберусь и там сижу, плачу. Или в ванну пойду, лежу в ней и постепенно ухожу, ухожу под воду. Меня оттуда спасали".

В городе много открытых колодцев. Это еще одна опасность для незрячего человека. "Дорогу раскопали, - говорит Ольга, - и не думают о том, что бабушка может ногу подвернуть или незрячие могут пойти. Как-то весной шла по улице одна: муж был дома, болел. У входа в подвал решетка была. Эту решетку кто-то убрал. Я машины обходила и в эту дырку-то упала. Стукнулась головой, руку ободрала, куртку, пакет порвала. Мужчины подбежали, говорят: "Ой, как же вас угораздило?" Для кого-то это, может быть, и мелочи, а для нас:"

На знакомой местности у незрячих есть свои ориентиры, а палка - их постоянный спутник. "Мы выходим во двор. Знаем, что здесь должно быть дерево. Дерево проходим - дальше должна быть трансформаторная будка. В маршрутке ориентируемся по поворотам. Следующий поворот налево - остановка "Улица Труда".

Смысл жизни для Ольги и Анатолия - их работа. Они трудятся на учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых. Занимаются изготовлением крючков, которые затем идут в производство. На завод попасть непросто: ситуация там нестабильная - сокращается штат, ограничен фонд заработной платы. Супруги могут потерять работу в любой момент. На предприятии сегодня остались в основном пожилые незрячие люди. Молодежь с остаточным зрением устраивается в фирмы, работают массажистами, учителями. А многие просто сидят дома.

Ольга и Анатолий мечтать себе почти не позволяют. Все их робкие желания - отдельное жилье, поездка на море. В конце беседы Анатолий, который по большей части молчал, произнес: "Ну, конечно, самое наше большое желание - видеть бы хоть немножко".

Ирина КОЗЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет