Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?

Результаты опроса

Заметки об экспедиции южноуральцев на Северный Тянь-Шань

Дарья СКРЯБИНА

Тянь-Шань - Челябинск

...Желтые полупрозрачные лепестки маков трепещут под порывами холодного горного ветра. Дурманящий аромат меда на альпийских лугах резко сменяется морозной свежестью ледников. Воздух, нагретый днем палящим солнцем до 30 градусов, к вечеру остывает до +4. Реки, которые ранним утром можно перейти по колено, к вечеру становятся непреодолимым препятствием для людей. Сочная зелень травы постепенно переходит в красно-бурые каменистые склоны гор Северного Тянь-Шаня.

11 человек садятся в алматинский автобус. Большинство пока даже не представляет, что их ждет. Лишь снежные вершины периодически вырастают над крышами домов. Наша команда наполовину состоит из школьников 15-16 лет. Рядом со мной сидит их бессменный руководитель Елена Васильевна Гладкова, учитель русского языка и литературы школы N 90 Златоуста. В роли проводника мой отец Сергей Скрябин. Вместе с Николаем Енбахтовым (еще один участник группы) они были в этом районе десять лет назад и теперь вспоминают прошлый поход: как тяжело было первые дни на высоте, как не смогли пройти один из перевалов: К их разговору внимательно прислушивается Татьяна Гришина, жительница Трехгорного. Она самая первая сказала, что идет, как только узнала о планах Елены Васильевны и отца собрать группу на Северный Тянь-Шань.

К вечеру мы доходим до нашей стоянки в Большом Алматинском ущелье на высоте 2000 метров. Внимательно присматриваюсь к участникам похода, так как всех, кроме отца и Николая, я впервые увидела на перроне челябинского вокзала. Интереснее всего наблюдать за школьниками, самыми шумными из нас. Они все одноклассники: пятеро парней, Андрей, Коля, Никита, Женя, Слава, и одна девушка с красивым именем Ангелина. До позднего вечера сижу возле костра и наслаждаюсь его теплом, которое в горных походах большая редкость, ведь основную часть маршрута идем без дров.

К концу второго ходового дня мы поднимаемся на отметку 3500 метров. Сегодня высота не дает о себе забыть. С непривычки становится труднее дышать, иногда при резком движении начинает кружиться голова. Спать расходимся рано. Во-первых, уже к девяти вечера на горы опускается кромешная тьма, сумерек в этих местах не бывает. Ощущение, что в одно мгновение на землю набросили черное покрывало. Во-вторых, дисциплина: подъем, общий для всех, в 6.00.

Утром третьего дня пятеро добровольцев ушли пораньше делать заброску продуктов и газа. Оставшиеся собирали лагерь и к их приходу готовили чай. К вечеру нам предстояло всем вместе спуститься к первой стоянке, а на следующий день добраться до Медео - непосредственного начала нашего маршрута.

Маленькие победы

Перевал Талгарский (высота 3200 метров) стал отправной точкой, пройдя которую осознаешь, что связь с внешним миром на какое-то время утеряна и теперь ты можешь надеяться только на себя и команду. Подъем давался тяжело: раскаленное солнце, крутой склон, организм пока еще не привык к таким резким перепадам высот. "Ничего страшного, - весело говорил отец, - трудно только первый раз, потом и замечать такие перевалы не будете, вперед меня побежите".

Действительно, на следующий день идти стало легче, может, уже просто перестали обращать внимание на бесконечные подъемы и спуски. Мы шли по высокой ярко-зеленой траве. На вид она кажется сочной, но прикасаешься к ней и понимаешь, что солнце одинаково безжалостно ко всему. К этому времени у меня уже успели до волдырей обгореть мочки ушей и фаланги пальцев. Лицо начинаем закрывать марлей, на руки - надевать перчатки. Дорога резко уходит вверх, оставляя внизу весело бурлящую реку. Мы продолжаем наше движение к пока невидимому перевалу Туристов. Обед готовим в маренных валах (протяженные каменные осыпи, образовавшиеся при сходе ледников), над которыми возвышаются снежные вершины. Пока солнце светит, они переливаются, искрятся и манят нас к себе. Но стоит только набежать небольшому облачку, и снег становится грязно-серым, а горы - суровыми и неприступными. Чай уже допит, каждый спокойно наслаждается последними минутами отдыха перед восхождением на перевал. Он останется в моей памяти на всю жизнь как воспоминание о первом пройденном леднике и впервые покоренной высоте в 4000 метров.

Камни начинают заканчиваться, и мы видим перед собой границу льда и сам перевал. С трепетом я достаю из рюкзака обвязку и кошки. В воздухе повисло легкое волнение. Большинству из нас еще не известен вкус первого шага на ледник. И вот он уже сделан. Я и шестеро школьников идем в связке. Несколько метров мы учимся чувствовать друг друга, идти в одном ритме. Мы только делаем первые шаги и начинаем понимать, что такое ответственность друг за друга. Кто-то идет увереннее, кто-то боится, но самое главное, что ты чувствуешь помощь команды. Когда начинаем спускаться вниз, склон становится круче, движение группы замедляется. Постепенно, не торопясь, выходим на камни. Колени трясутся, но не от страха, от напряжения. Времени уже много, около семи, к тому же начинается гроза, поэтому встаем у первой воды прямо посреди камней. Ужин готовим под дождем и даже едим в палатках. А наутро выпал снег. Правда, пока готовили завтрак и собирали лагерь, он уже успел растаять и солнце снова светило нам весь день.

Пробегая границы

Все эти дни мы гуляли по территории Казахстана, но наш конечный пункт - озеро Иссык-Куль - находится в Киргизии. Граница между двумя странами проходит по горам, в нашем случае это перевал Озерный (3507 метров). К середине дня осо-знаю, что дорога начинает резко уходить вниз. Странно, впереди должен быть перевал, откуда такой резкий сброс? Останавливаюсь и погружаюсь в раздумья дальше. В этот момент меня догоняют несколько человек с такими же вопросами. Еще через пару минут на горизонте появляется отец. Оказывается, что сам перевал никто не заметил, а отец успел сфотографировать только наши спины, которые уходят в Киргизию.

К обеду восьмого дня мы подходим к самому красивому в этом районе горному озеру Жасык-Куль. На русский язык название переводится как "мертвое озеро". Когда видишь его в первый раз, в это верится с трудом. Вода до такой степени голубая, что завораживает. Желание сбежать побыстрее вниз и искупаться. Но оно несбыточно: пальцы начинают замерзать через несколько секунд после того, как ты опускаешь руку в воду. Она просто ледяная, отсюда и этот неестественный цвет.

Палатки ставим недалеко от самого озера, на просторном лугу. Единственный звук, который нарушает царящую в этом месте тишину, - свист сурков. В этом месте буквально на каждом шагу вырыта нора. Если идти, не обращая на них внимания, то недолго и провалиться. По всей поляне вытоптаны небольшие дорожки, от одного "домика" к другому.

За завтраком отец сказал, что сегодня мы будем проходить последний перевал. Кто-то слегка огорчился, кто-то вздохнул с облегчением. Перевал Северный Аксу (4050 метров) стал самым трудным испытанием. Не успела группа выйти на маренные валы, как вдалеке началась гроза. До нас она дошла в тот момент, когда мы были у подножия ледника. Деваться уже некуда, да и прятаться тоже - начинаем движение вверх. Непосредственный подъем на сам перевал представляет собой каменную осыпь. Ширина тропы не более 40 сантиметров. Идем очень осторожно, вниз стараемся не смотреть, только под ноги. Начинается легкое головокружение, но отступать больше некуда. Шаг за шагом мы продвигаемся к заветному перевалу. На раскаты грома стараемся не обращать внимания. Не по себе становится только от молний, сверкающих совсем рядом. В довершение ко всему пошел снег. С неба летят огромные белые хлопья, из-за которых не видно даже впереди идущего. К нашему счастью, погода в горах меняется стремительно, и как только мы выходим на сам перевал, солнце заливает своими лучами все вокруг. Везде притягательно блестят снежники, и уходить вниз совсем не хочется.

Неожиданная встреча

Это был наш последний день, когда мы шли все вместе. На следующее утро нам предстояло разделиться. Большинство группы напрямик уходило к теплым водам Иссык-Куля. Мне, отцу и Татьяне не захотелось так быстро расставаться с походными буднями, и, надев с утра рюкзаки, мы вновь отправились в горы. Никакого плана у нас не было, просто три свободных дня. Ткнув в карту пальцем, мы решили отправиться к горе Ишембулак. По дороге нам стали все чаще попадаться юрты чабанов, а на склонах паслись кони и коровы. Тропу нам тоже показал местный житель, правда, названия горы он не знал, но уверил нас в красоте пейзажа. Именно это и было нашей целью, поэтому не раздумывая свернули в ущелье. Через некоторое время мы вновь увидели нашего проводника. Он обогнал нас на лошади и поинтересовался, где мы будем ночевать. Наутро нас ждал приятный сюр-приз - местные дары: бутылка молока и круг домашнего сыра. Плотно позавтракав, по привычке направляем свои стопы в гору. Ближе к обеду нашему взору предстает ютная ровная полянка с журчащим ручейком. Здесь и решаем остановиться на ночь. Чтобы не терять времени впустую, уже без рюкзаков наша немногочисленная команда просто гуляет по окрестностям. В такие моменты хочется вобрать в себя каждую мелочь, чтобы, сидя уже дома, с наслаждением вспоминать подробности.

Не ожидая никого увидеть на высоте 3700 метров, мы вольготно расположились на отдых. В это самое время из-за палатки раздались голоса и на поляну выехали трое всадников. Мужчины оказались охотниками и приехали сюда за горными козлами. Увидев нас, они удивились и огорчились одновременно: животных мы, скорее всего, уже спугнули. Но от затеи своей киргизы не отказались. Двое взрослых полезли наверх, к скалам, а третий, помоложе, повел лошадей вниз. Национальная охота - зрелище поистине завораживающее. Еще час назад, смотря на окружающие нас скальники, мы и предположить не могли, что кому-то взбредет в голову на них карабкаться. Глазам не верилось, как быстро мужчина поднимается наверх в обычных резиновых сапогах и без страховки. Еще мгновение, и он превращается в маленькую черную точку и исчезает на самой вершине. Вспомнить об охоте нас заставил шум камнепада. Приглядевшись, мы увидели фигурку, которая сбрасывает камни вниз. Таким способом козлов спугивают с укромных мест. Мужчины спустились уже поздно вечером, но добычи в их руках мы не увидели.

...Трое путников медленно бредут к берегам озера. Оно еще только виднеется на горизонте, но легкая ностальгия по горам все же дает о себе знать. И вот мы уже греемся на обжигающем песке, рядом спасительная прохлада воды. А на другом берегу сквозь огромные пушистые облака проглядывают снежные вершины, не давая забыть о прошедших днях. Вглядываясь вдаль, каждый мечтает о своем. Татьяна грезит Эльбрусом, куда собирается в августе, а мне видится горный массив Алтая, который планирую посетить в последний месяц лета.